Сунниты и шииты: история и современность раскола в мусульманском мире

Мусульманское деление на суннитов и шиитов имеет древние корни, уходящие в историю ранних лет ислама. Это разделение произошло вскоре после смерти Пророка Мухаммада в 632 году и породило одну из наиболее значимых религиозных разногласий в мире ислама.

После смерти Пророка Мухаммада возник вопрос о его преемнике, калифе. Сунниты и шииты имеют различные взгляды на этот вопрос. Сунниты поддерживали идею, что нового лидера должны выбирать верующие, а шииты считали, что лидер должен быть назначен из потомков Пророка, начиная с его кузена и зятя Али и его потомков.

Этот разногласие во взглядах на лидерство привело к первым крупным расколам в исламском сообществе. Первые четыре калифа, известные как «праведные халифы», были избраны суннитами. Однако, для шиитов, Али был первым и единственным законным преемником Пророка.

Этот исторический момент стал отправной точкой для формирования суннитского и шиитского течений ислама. Различия в трактовке этого события и последующих исторических событий укрепили этот раскол и сделали его неотъемлемой частью исламской истории.

Основные причины раскола между арабами суннитами и шиитами

Сунниты и шииты — два крупнейших направления в исламе, которые возникли в результате спора о преемственности после смерти пророка Мухаммеда в VII веке. Сунниты считают, что халиф, или правитель мусульман, должен быть избран общиной, а шииты утверждают, что халиф должен быть потомком или родственником пророка по линии его зятя Али ибн Абу Талиба. Этот спор привел к расколу мусульманской уммы на две ветви, которые со временем развили свои особенности в религиозных учениях, практиках, политических взглядах и культурных традициях.

Основные причины раскола между суннитами и шиитами можно сгруппировать в следующие категории:

  • Исторические . Раскол начался с конфликта за власть в раннем исламе, который привел к убийству третьего халифа Усмана ибн Аффана в 656 году и последующему гражданской войне между сторонниками Али и Муавии, губернатора Сирии и родственника Усмана. В 661 году Али был убит хариджитами, радикальной группой, которая отвергала обоих претендентов на халифат, а Муавия объявил себя халифом и основал династию Омейядов. После смерти Муавии в 680 году его сын Язид стал халифом, но столкнулся с сопротивлением от сына Али и внука пророка Хусейна, который восстал против него в Кербеле (нынешний Ирак). Хусейн и его сторонники были жестоко убиты в битве при Кербеле, которая стала символом мученичества и несправедливости для шиитов.
  • Религиозные . Сунниты и шииты имеют разные подходы к источникам исламского знания и права. Сунниты признают четыре основных источника: Коран, сунну (пример пророка), иджма (согласие ученых) и кийас (аналогия). Шииты также признают Коран и сунну, но отвергают большинство хадисов (рассказов о пророке), которые передавались суннитскими авторитетами, и полагаются на своих собственных хадисов, которые передавались имамами — духовными наследниками Али. Шииты также признают иджма, но только среди своих ученых, и используют акль (разум) вместо кийаса. Кроме того, шииты верят в инфаллибельность и сверхъестественные способности имамов, которые являются посредниками между Аллахом и людьми, в то время как сунниты считают, что халифы — это просто светские правители, которые подвержены ошибкам.
  • Политические . Сунниты и шииты часто конкурировали за влияние и ресурсы в мусульманском мире, поддерживая разные династии, партии и государства. Например, в средние века шииты поддерживали династию Фатимидов в Египте и Северной Африке, которая противостояла суннитской династии Аббасидов в Багдаде. В более поздние периоды шииты поддерживали сафавидскую династию в Иране, которая соперничала с суннитскими Османами в Турции. В современности шииты поддерживают Иран и его союзников, таких как Сирия, Ливан, Ирак и Йемен, в то время как сунниты поддерживают Саудовскую Аравию и ее союзников, таких как Египет, Иордания, ОАЭ и Бахрейн. Эти противоборствующие блоки часто вовлечены в региональные конфликты, такие как гражданская война в Сирии, военная интервенция в Йемене и протесты в Бахрейне.
  • Культурные . Сунниты и шииты имеют разные культурные традиции, связанные с их религиозной идентичностью. Например, шииты отмечают день Ашура, когда они скорбят по Хусейну и его сторонникам, убитым в Кербеле, проводя публичные ритуалы самобичевания и плача. Сунниты также почитают Хусейна, но не участвуют в этих ритуалах, считая их экстремистскими и инновационными. Шииты также отмечают дни рождения и смерти своих имамов, в то время как сунниты не придают им особого значения. Кроме того, шииты и сунниты имеют разные обычаи, связанные с молитвой, постом, паломничеством, браком, разводом, наследованием и другими аспектами жизни.

В заключение можно сказать, что сунниты и шииты — две ветви ислама, которые имеют много общего, но также и много различий, обусловленных историческими, религиозными, политическими и культурными факторами. Эти различия порождают напряжение и конфликт между ними, но также и возможность для диалога и сотрудничества.

Религиозные различия и учения суннитов и шиитов

Сунниты и шииты являются двумя основными направлениями ислама, которые возникли в результате раскола мусульманской общины после смерти пророка Мухаммеда в VII веке. Основной причиной раскола был вопрос о том, кто должен быть преемником пророка и правителем мусульман. Сунниты поддерживали выборные халифы, а шииты признавали только родственников пророка, в частности его зятя и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. Это разногласие привело к различиям в религиозных учениях, практиках и традициях суннитов и шиитов.

Одно из основных различий между суннитами и шиитами касается источников религиозного знания. Сунниты признают два основных источника: Коран и сунну, то есть жизнеописание и высказывания пророка Мухаммеда, зафиксированные в хадисах. Шииты также признают Коран и сунну, но отвергают большинство хадисов, считая их недостоверными, и полагаются на свои собственные сборники хадисов, в которых содержатся высказывания и поступки Али и других имамов. Имамы для шиитов являются еще одним источником религиозного знания, так как они считают их непогрешимыми и наделенными божественным авторитетом. Сунниты же не приписывают имамам такого статуса и считают их просто молитвенными вождями.

Еще одно важное различие между суннитами и шиитами связано с пятью столпами ислама, то есть основными обязанностями мусульман. Сунниты и шииты согласны по поводу четырех столпов: исповедание веры (шахада), молитва (намаз), пост в месяц рамадан (саум) и алмосна (закят). Однако они расходятся по поводу пятого столпа: паломничество в Мекку (хадж). Сунниты считают, что хадж обязателен для каждого мусульманина, который имеет физическую и финансовую возможность совершить его хотя бы раз в жизни. Шииты также признают значение хаджа, но добавляют к нему еще одно паломничество: посещение могилы Али в городе Наджаф в Ираке. Кроме того, шииты вводят еще один столп ислама: десятую часть (хумс), то есть обязательный налог в пользу имамов или их представителей.

READ  Кто такая святая Нина и почему ее почитают в Грузии?

Существуют также различия в религиозных практиках и обрядах суннитов и шиитов. Например, сунниты и шииты отличаются в способе совершения молитвы: сунниты скрещивают руки на груди или животе, а шииты держат их вниз вдоль тела, сунниты молятся пять раз в день, а шииты могут объединять некоторые молитвы и молиться три раза в день, сунниты молятся, стоя на простом коврике, а шииты кладут на коврик небольшой кусок земли или глины, символизирующий землю Кербелы, где был убит имам Хусейн. Кроме того, шииты отмечают некоторые праздники, которые не признаются суннитами, такие как день рождения и смерти Али, день памяти Хусейна и день возвращения последнего имама, который, по верованиям шиитов, скрылся в X веке и должен вернуться в качестве мессии.

В заключение можно сказать, что сунниты и шииты имеют много общего в своих религиозных учениях, так как оба направления основаны на Коране и сунне. Однако они также имеют много различий, которые связаны с историческими, политическими и теологическими факторами. Эти различия порождают недоверие и напряжение между суннитами и шиитами, которые иногда перерастают в конфликты и насилие. Тем не менее, существуют также примеры мирного сосуществования и сотрудничества между этими двумя направлениями ислама, которые показывают, что единство мусульман возможно и необходимо.

Политические последствия и конфликты, связанные с делением между суннитами и шиитами

Деление между суннитами и шиитами не только имеет религиозные, но и политические последствия. С тех пор, как возник раскол в исламе, обе ветви соперничали за власть и влияние в мусульманском мире. В разные периоды истории, то одна, то другая сторона доминировала в разных регионах, создавая империи, династии и государства. Современный Ближний Восток является ареной для противостояния между двумя главными региональными державами — суннитской Саудовской Аравией и шиитским Ираном, которые поддерживают разные фракции и группировки в разных странах и конфликтах.

Некоторые из основных политических конфликтов, связанных с делением между суннитами и шиитами, это:

  • **Гражданская война в Сирии**. В этом конфликте противостоят суннитская оппозиция и шиитская меньшинственная секта алевитов, к которой принадлежит президент Башар аль-Асад. Иран и его союзники, такие как ливанское движение Хезболла, поддерживают режим Асада, в то время как Саудовская Аравия и другие суннитские государства оказывают помощь повстанцам. В конфликт также вмешиваются другие региональные и международные актеры, такие как Турция, Россия и США.
  • **Война в Йемене**. В этом конфликте противостоят суннитская правительственная коалиция, поддерживаемая Саудовской Аравией и ее союзниками, и шиитская повстанческая группировка хуситов, поддерживаемая Ираном. Конфликт начался в 2014 году, когда хуситы захватили столицу Сану и вынудили президента Абд Раббу Мансура Хади бежать из страны. С 2015 года Саудовская Аравия возглавляет военную интервенцию против хуситов, которая привела к гуманитарной катастрофе в Йемене.
  • **Напряженность в Ираке**. В этой стране существует длительный конфликт между суннитским и шиитским населением, который усилился после вторжения США в 2003 году и свержения суннитского диктатора Саддама Хусейна. С тех пор шиитское большинство получило преимущество в политическом процессе, что вызвало недовольство суннитского меньшинства, которое стало жертвой дискриминации и насилия. В результате многие сунниты поддержали экстремистское движение Исламское государство (ИГ), которое захватило большие территории в Ираке и Сирии в 2014 году. С тех пор Ирак ведет борьбу с ИГ с помощью международной коалиции, вооруженных сил и шиитских народных мобилизационных сил, которые также получают поддержку от Ирана.

Эти и другие конфликты углубляют разделение между суннитами и шиитами, усиливают сектантскую риторику и насилие, подрывают стабильность и безопасность в регионе и мире. Для преодоления этого деления необходимо уважение к разнообразию ислама, диалог и сотрудничество между разными группами и странами, а также решение политических и социально-экономических проблем, которые лежат в основе конфликтов.

Важные исторические события, отразившие и усилившие раскол между суннитами и шиитами

Раскол между суннитами и шиитами в исламе начался еще в VII веке после смерти пророка Мухаммеда, когда возник спор о том, кто должен быть его наследником. Шииты считали, что имеет право на это только родственник пророка, в то время как сунниты признавали выбор большинства мусульман. Этот спор привел к военным столкновениям, политическим интригам и религиозным разногласиям, которые продолжаются до сих пор. Некоторые из самых важных исторических событий, отразивших и усиливших этот раскол, можно перечислить следующим образом:

  • Битва при Кербеле (680 г.) — во время этой битвы был убит внук пророка Мухаммеда Хусейн ибн Али, который считался лидером шиитов. Это событие стало символом страдания и мученичества для шиитов, которые ежегодно отмечают его день памяти, называемый Ашура.
  • Основание сафавидской державы (1501 г.) — сафавиды были династией, которая объединила Иран под своим правлением и сделала шиизм государственной религией. Сафавиды вступили в противостояние с соседними суннитскими государствами, особенно с Османской империей, которая считала шиитов еретиками. Сафавиды также способствовали распространению шиизма в других регионах, таких как Ирак, Ливан и Бахрейн.
  • Создание Пакистана (1947 г.) — после окончания британского колониального правления в Индии, было принято решение о разделении страны на две независимые государства: Индию с преобладанием индуистов и Пакистан с преобладанием мусульман. Однако внутри Пакистана существовало сильное напряжение между суннитами и шиитами, которые составляли около 20% населения. Это привело к дискриминации, насилию и терроризму, которые усугубились после военного переворота в 1977 году и введения исламского законодательства.
  • Исламская революция в Иране (1979 г.) — в результате массовых протестов против режима шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, который был поддерживаем США, власть в Иране захватил аятолла Рухоллах Хомейни, лидер шиитского духовенства. Хомейни провозгласил Иран исламской республикой и начал проводить радикальные реформы в соответствии с шиитской идеологией. Это вызвало недовольство суннитских стран, особенно Саудовской Аравии, которая считала Иран угрозой для своих интересов в регионе. Иран также поддерживал шиитские движения в других странах, таких как Ливан, Ирак и Йемен.
  • Вторжение США в Ирак (2003 г.) — после атак 11 сентября 2001 года, США объявили войну терроризму и решили свергнуть режим Саддама Хусейна в Ираке, обвиняя его в разработке оружия массового уничтожения и поддержке Аль-Каиды. Вторжение США привело к окончанию диктатуры Саддама, который был суннитом и угнетал шиитское большинство населения. Однако война также спровоцировала вспышку сектантского насилия между суннитами и шиитами, которые боролись за власть и ресурсы в постсаддамовском Ираке. США и их союзники столкнулись с сильным сопротивлением со стороны различных повстанческих групп, в том числе шиитской милиции, поддерживаемой Ираном.

Эти и другие события показывают, что раскол между суннитами и шиитами имеет долгую и сложную историю, которая затрагивает не только религию, но и политику, экономику, культуру и безопасность. Решение этого конфликта требует диалога, толерантности и сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами.

Влияние раскола на современные международные отношения

Раскол между суннитами и шиитами, который зародился еще в VII веке после смерти пророка Мухаммеда, оказывает сильное влияние на современные международные отношения, особенно в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Этот раскол не только порождает религиозные и идеологические разногласия, но и становится фактором политического и геополитического противостояния между разными государствами и движениями, которые выступают в качестве лидеров или представителей суннитского или шиитского ислама.

READ  Игорь Хиряк

Одним из основных примеров такого противостояния является конфликт между Ираном и Саудовской Аравией, которые считают себя защитниками интересов шиитов и суннитов соответственно. Этот конфликт имеет длительную историю, но особенно обострился после Исламской революции в Иране в 1979 году, когда иранские религиозные лидеры заявили о своем стремлении распространить свою модель исламского государства на весь мусульманский мир. С тех пор Иран и Саудовская Аравия ведут борьбу за влияние в регионе, поддерживая разные стороны в различных вооруженных конфликтах, таких как война в Ираке, война в Сирии, война в Йемене, восстание в Бахрейне и других. Эти конфликты не только углубляют раскол между суннитами и шиитами, но и усиливают угрозу терроризма, радикализма и миграции в регионе и за его пределами.

Другим примером влияния раскола на международные отношения является ситуация в Ливане, где существует сложная система распределения власти между разными религиозными и этническими группами, в том числе суннитами, шиитами, христианами и друзами. Ливан является ареной противоборства между разными региональными и международными акторами, которые пытаются использовать своих союзников и противников внутри страны для достижения своих интересов. Особую роль в этом играет шиитское движение «Хезболла», которое является одновременно политической партией, вооруженной группировкой и социальной организацией, и которое получает существенную поддержку от Ирана и Сирии. «Хезболла» участвует во внутриполитических спорах и коалициях, а также во внешнеполитических действиях, таких как военная поддержка правительства Сирии, конфронтация с Израилем и участие в международных санкциях против Ирана. Это создает дополнительные напряжения и нестабильность в Ливане и в регионе в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что раскол между суннитами и шиитами является одним из ключевых факторов, определяющих современные международные отношения, особенно в Ближневосточном регионе. Этот раскол порождает не только религиозные и идеологические разногласия, но и становится основой для политического и геополитического противоборства между разными государствами и движениями, которые стремятся укрепить свои позиции и расширить свою зону влияния в регионе и в мире. Это в свою очередь приводит к возникновению и обострению различных вооруженных конфликтов, которые угрожают миру и безопасности в регионе и за его пределами.

Географическое распределение суннитских и шиитских сообществ

Сунниты и шииты — два основных направления ислама, которые отличаются по вопросам правопреемства пророка Мухаммеда, религиозных учений, практик и традиций. Сунниты составляют большинство мусульман в мире — около 85-90%, в то время как шииты — около 10-15% .

Сунниты и шииты проживают в разных регионах мира, причем в некоторых странах они сосуществуют в рамках одной государственности, а в некоторых — образуют отдельные государства или автономии. Ниже приведена таблица, показывающая соотношение суннитов и шиитов по странам, а также карта, иллюстрирующая географическое распределение этих двух направлений ислама.

Страна Население, млн Сунниты, % Шииты, % Другие направления, %
Иран 83,9 5-10 90-95 0-5
Азербайджан 10,1 15 85 0
Бахрейн 1,7 46 54 0
Ирак 40,1 42 58 0
Ливан 6,8 27-35 27-35 30-46
Кувейт 4,2 70 30 0
Афганистан 38,9 81-85 15-19 0-4
Турция 84,3 65-75 15-25 10
Йемен 29,8 56-65 35-44 0-9
Пакистан 220,9 85-90 10-15 0-5
Индия 1380,0 85-90 10-15 0-5
Саудовская Аравия 34,8 85-90 10-15 0-5
Египет 102,3 90-95 0-5 0-5
Индонезия 273,5 99 0-1 0-1
Нигерия 206,1 50-60 5-10 30-45

Карта мусульманского мира с обозначением суннитских (зеленый) и шиитских (синий) регионов :

Ролевая динамика и идеология современных суннитских и шиитских лидеров

Сунниты и шииты — две основные ветви ислама, которые возникли в результате раскола по вопросу о наследовании пророка Мухаммеда. С тех пор между ними существуют различия не только в религиозных учениях, но и в политических интересах, исторических традициях и культурных особенностях. Современные лидеры суннитов и шиитов играют важную роль в формировании идеологии, идентичности и направления своих сообществ, а также во взаимоотношениях с другими государствами и силами.

Среди суннитов, которые составляют около 85-90% всех мусульман, нет единого духовного или политического лидера, признаваемого всеми. Вместо этого существует множество различных школ, течений, движений и организаций, которые имеют своих авторитетов, учителей, проповедников и активистов. Некоторые из них стремятся к консервативному и фундаменталистскому толкованию ислама, другие — к либеральному и прогрессивному. Некоторые из них участвуют в политической жизни своих стран, другие — воспринимают политику как нечто грязное и отвлекающее от истинной веры. Некоторые из них поддерживают диалог и сотрудничество с шиитами и представителями других религий, другие — считают их врагами и отступниками.

Однако среди суннитов также есть некоторые общие черты, которые отличают их от шиитов. Сунниты придерживаются сунны — образца поведения пророка Мухаммеда и его сподвижников, зафиксированного в хадисах — сборниках рассказов о его жизни и поступках. Сунниты признают четыре правовые школы (мазхабы) — ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский — которые дают различные толкования сунны и корана по вопросам вероучения, поклонения, этики и права. Сунниты также признают историческую легитимность четырех первых халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али — которые правили мусульманским миром после смерти Мухаммеда. Сунниты считают, что халиф должен быть избран уммой — мусульманским сообществом — и не обязательно быть родственником пророка.

Среди шиитов, которые составляют около 10-15% всех мусульман, есть более четкая иерархия и структура лидерства, основанная на концепции имамата — преемственности пророка Мухаммеда через его зятя и двоюродного брата Али и его потомков. Шииты верят, что имамы — это не просто политические правители, но и духовные наставники, которые обладают особым знанием и авторитетом в исламе. Шииты также верят, что последний, двенадцатый имам, Мухаммад аль-Махди, скрылся от людей в IX веке и вернется в конце времен, чтобы установить справедливость и мир на земле. Шииты придерживаются своей собственной версии хадисов, которые содержат высказывания и поступки имамов, а также своей правовой школы — джафаритской, названной в честь шестого имама Джафара ас-Садика.

Среди шиитов также есть различные группы и течения, которые отличаются по своему пониманию имамата и его преемников. Самые крупные из них — это двунадесятники, или итнаашарии, которые признают двенадцать имамов и ждут появления Махди. Они составляют большинство населения в Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне. Другая важная группа — это исмаилиты, или семеричники, которые считают, что седьмым и последним имамом был Исмаил, сын Джафара ас-Садика, и что имамат передается по его линии. Они живут в Индии, Пакистане, Сирии, Йемене и других странах. Третья значимая группа — это зайдиты, или пятеричники, которые верят, что пятым и последним имамом был Зейд, сын четвертого имама Али Зайн аль-Абидина, и что имамат может принадлежать любому достойному потомку Али, который восстанет против несправедливости. Они преобладают в северном Йемене.

Современные лидеры шиитов делятся на две основные категории: марджаи ат-таклид и ходжат ал-ислам. Марджаи ат-таклид — это высшие религиозные авторитеты, которые дают юридические и этические наставления верующим на основе своего толкования исламских источников. Ходжат ал-ислам — это политические лидеры, которые возглавляют государства или движения, стремящиеся к установлению исламского правления. Примером марджаи ат-таклид является аятолла Али ас-Систани, который живет в иракском городе Наджаф и считается самым уважаемым и влиятельным шиитским духовенством в мире. Примером ходжат ал-ислам является аятолла Али Хаменеи, который является верховным лидером Ирана и обладает окончательным словом во всех вопросах, касающихся

READ  Три авиакатастрофы в Иркутске: что произошло в 1997, 2001 и 2006 годах?

Устремления к объединению и попытки примирения между суннитами и шиитами

Раскол между суннитами и шиитами, который начался еще в VII веке, до сих пор оказывает влияние на политическую и религиозную ситуацию в мусульманском мире. Однако несмотря на долгую историю противостояния, существуют также устремления к объединению и попытки примирения между двумя ветвями ислама. В этой части статьи мы рассмотрим некоторые из них.

Одним из первых и наиболее известных примеров сближения суннитов и шиитов был диалог, который происходил в IX-X веках между представителями шиитского направления мутазилитов и суннитского направления ашаритов. Мутазилиты и ашариты обсуждали различные теологические и философские вопросы, такие как свобода воли, справедливость Бога, природа Корана и т.д. В результате этих дискуссий обе стороны пришли к некоторым компромиссным решениям, которые смягчили разногласия между ними. Например, мутазилиты признали, что Коран является вечным словом Бога, а не созданным им, как они считали ранее. Ашариты же согласились, что человек имеет свободу выбора и несет ответственность за свои поступки, а не предопределен Богом, как они утверждали до этого.

В более поздние периоды истории также имели место различные инициативы по улучшению отношений между суннитами и шиитами. Например, в XVII веке сафавидский шах Аббас I, который правил в Иране, стремился к сотрудничеству с османскими султанами, которые были суннитами. Он приглашал к себе на службу суннитских ученых и юристов, а также поддерживал строительство и ремонт суннитских мечетей в своей стране. В XX веке одним из важных шагов к примирению между суннитами и шиитами стало подписание в 1959 году Декларации Аммана, в которой участники конференции исламских ученых признали, что обе ветви ислама являются частью одной и той же религии и что они должны уважать друг друга и сотрудничать во имя общего блага.

В наше время также продолжаются усилия по сближению суннитов и шиитов. Одним из примеров таких усилий является создание в 2004 году Совета по диалогу между исламскими школами мысли, который включает в себя представителей различных направлений ислама, в том числе суннитов и шиитов. Цель этого совета — обсуждать проблемы, которые возникают между мусульманами, и искать пути их решения на основе Корана и сунны. Другим примером является подписание в 2016 году совместного заявления между суннитским Всемирным исламским советом улемов и шиитским Нон-государственным исламским движением, в котором обе стороны осудили насилие и экстремизм в исламе и призвали к единству и толерантности между мусульманами.

Таким образом, можно сказать, что несмотря на существующие разногласия и конфликты между суннитами и шиитами, есть также надежда на примирение и сотрудничество между ними. История показывает, что между двумя ветвями ислама возможен диалог и взаимопонимание, основанные на общих ценностях и принципах. Важно, чтобы мусульмане разных направлений уважали друг друга и не допускали, чтобы их различия становились причиной вражды и насилия.

Влияние на жизнь обычных верующих и последствия деления на суннитов и шиитов

Деление мусульман на суннитов и шиитов не только имеет политические, исторические и догматические аспекты, но и затрагивает жизнь обычных верующих в разных странах и регионах. Сунниты и шииты отличаются не только в своем понимании наследия пророка Мухаммеда и его правопреемников, но и в своих религиозных практиках, обрядах, праздниках, традициях и культуре. В некоторых случаях эти различия могут приводить к конфликтам, дискриминации, насилию и преследованию между суннитами и шиитами, особенно в странах, где одна из ветвей ислама доминирует над другой или где существует сильная политическая напряженность между ними.

В этой части статьи мы рассмотрим некоторые особенности жизни суннитов и шиитов, а также последствия их деления для мирного сосуществования и диалога между ними.

Религиозные практики и обряды

Сунниты и шииты согласны в том, что пять столпов ислама — свидетельство, молитва, милостыня, пост и паломничество — являются обязательными для каждого мусульманина. Однако в деталях исполнения этих столпов они имеют некоторые разногласия. Например, сунниты молятся пять раз в день, а шииты — три раза, объединяя утреннюю, полуденную и вечернюю молитвы. Сунниты совершают молитву, стоя в одну линию и касаясь плечами друг друга, а шииты — с небольшим расстоянием между собой и кладя лоб на кусочек земли или глины. Сунниты считают, что милостыню можно давать любому нуждающемуся, а шииты — только своим собратьям по вере. Сунниты постятся в месяц рамадан, а шииты — еще и в девятый и десятый дни мухаррама, когда отмечают день ‘Ашура. Сунниты совершают паломничество в Мекку и посещают мечеть Пророка в Медине, а шииты — также посещают могилы и святыни своих имамов в Ираке, Иране и Сирии.

Кроме того, сунниты и шииты имеют разные праздники и траурные обряды. Сунниты празднуют два основных праздника — ‘Ид аль-Фитр (праздник разговения поста) и ‘Ид аль-Адха (праздник жертвоприношения), а также некоторые другие дни, такие как ‘Ид аль-Мавлид (день рождения пророка Мухаммеда) и ‘Исра и Ми‘радж (ночное путешествие и восхождение пророка). Шииты также празднуют эти дни, но с меньшим размахом, а больше уделяют внимание дням, связанным с их имамами, таким как ‘Ид аль-Гадир (день, когда пророк объявил Али своим наследником), ‘Ид аль-Мубахала (день, когда пророк спорил с христианами о своем пророчестве) и ‘Ид аль-Маб‘ас (день, когда пророк получил первое откровение). Шииты также отмечают дни, когда были убиты или умерли их имамы, особенно Хусейн ибн Али, внук пророка, который пал в битве при Кербеле. В эти дни шииты устраивают траурные процессии, рыдают, бьют себя по груди и наносят себе раны, чтобы выразить свою скорбь и солидарность с мучениками.

Политические последствия и конфликты

Деление на суннитов и шиитов не только влияет на религиозную жизнь, но и на политическую. В некоторых странах, где существует значительное меньшинство шиитов или суннитов, они сталкиваются с дискриминацией, ущемлением прав, неравным доступом к ресурсам и возможностям, а иногда и с преследованием и насилием со стороны доминирующей группы. Например, в Саудовской Аравии, где сунниты составляют около 85% населения, шииты живут в основном в нефтеносных провинциях и подвергаются ограничениям в своих религиозных практиках, образовании, занятости и политическом участии. В Иране, где шииты составляют около 90% населения, сунниты живут в основном в приграничных регионах и сталкиваются с проблемами в получении разрешений на строительство мечетей, назначении имамов, доступе к государственным должностям и средствам массовой информации. В Ираке, где шииты составляют около 60% населения, сунниты были лишены власти и привилегий после свержения режима Саддама Хусейна в 2003 году и подверглись репрессиям и насилию со стороны шиитских милиций и правительства. В Сирии, где сунниты составляют около 70% населения, шииты, в особенности алевиты, контролируют большую часть политической и военной власти и поддерживают режим Башара аль-Асада в гражданской войне против суннитской оппозиции.

В этих и других

Оцените статью
Поделиться с друзьями