Роман «Подвиг» Владимира Набокова: обзор и анализ

Владимир Набоков родился в 1899 году в Санкт-Петербурге в знатной дворянской семье. Его отец был известным политиком и журналистом, а его мать была дочерью богатого золотопромышленника. Владимир с детства увлекался литературой, поэзией, живописью и энтомологией. Он получил превосходное домашнее образование, владел русским, английским, французским и немецким языками. В 1916 году он поступил в Петербургский университет на юридический факультет, но вскоре после Октябрьской революции он вместе с семьей покинул Россию.

Набоков пережил трудные годы эмиграции, живя в Берлине, Париже, Лондоне и других городах Европы. Он работал в разных сферах, в том числе как учитель, теннисный инструктор, кинокритик и лектор. Он также начал свою писательскую карьеру, публикуя стихи, рассказы и романы под псевдонимом Владимир Сирин. Его первые произведения на русском языке были в основном посвящены темам эмиграции, любви, искусства и памяти. Среди них можно выделить романы «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Подвиг» и «Приглашение на казнь». Набоков также занимался переводами с английского и французского языков, в том числе перевёл на русский «Алису в стране чудес» Льюиса Кэрролла.

В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Набоков с женой и сыном эмигрировал в США, где он продолжил своё творчество на английском языке. Он также преподавал русскую и мировую литературу в разных американских университетах, в том числе в Корнелле, Гарварде и Стэнфорде. В США он написал свои самые известные и скандальные романы, такие как «Лолита», «Пале-файр» и «Ада, или Ардор». Его англоязычные произведения отличались высоким стилем, оригинальностью сюжетов, игрой слов и метафор, а также многослойностью смыслов и интертекстуальностью. Набоков также занимался переводом своих русских романов на английский и наоборот, а также перевёл на английский «Евгения Онегина» Александра Пушкина.

В 1959 году Набоков переехал в Швейцарию, где он жил до своей смерти в 1977 году. Он похоронен на кладбище в Монтрё. Набоков считается одним из величайших писателей XX века, его произведения входят в золотой фонд мировой литературы. Он восемь раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но так и не получил её. Его творчество оказало влияние на многих писателей, таких как Джон Апдайк, Томас Пинчон, Сальман Рушди и другие. Его произведения были экранизированы известными режиссёрами, такими как Стэнли Кубрик, Роберт Стам и другие.

Набоков был не только писателем, но и учёным, занимавшимся изучением бабочек. Он описал несколько новых видов и родов бабочек, а также предложил гипотезу о происхождении и эволюции одного из семейств бабочек. Его имя носит несколько видов бабочек, а также астероид и кратер на Луне.

Набоков был также любителем шахмат, кроссвордов, кино и спорта. Он имел синестезию, то есть способность воспринимать звуки, цвета и формы одновременно. Он был счастливо женат на Вере Слоним, которая была его музой, секретарём, переводчиком и защитником. У них был один сын, Дмитрий, который также был писателем, переводчиком, певцом и автогонщиком.

Источники:

Общая характеристика романа «Подвиг» как одного из первых произведений Набокова на русском языке

Роман «Подвиг» был написан Владимиром Набоковым в 1930-1932 годах в Берлине, где он жил в эмиграции после революции и гражданской войны в России. Это был четвертый роман Набокова и один из последних, которые он написал на русском языке, прежде чем перейти на английский. Роман был издан в Париже в 1932 году под псевдонимом В. Сирин, под которым Набоков публиковал свои произведения в эмигрантской прессе. Роман был переведен на английский язык сыном Набокова Дмитрием в 1971 году .

Роман «Подвиг» относится к жанру биографического романа, так как он основан на реальных событиях и персонажах из жизни Набокова. Главный герой романа Мартын Эдельвейс — это частично автобиографический образ Набокова, который также имел швейцарские корни, учился в Кембридже, занимался литературой и спортом, влюблялся в девушку по имени Соня и решил вернуться в Россию. Некоторые другие персонажи романа также имеют прототипы в реальных людях, например, профессор Мун — это карикатура на профессора русской литературы Сергея Скиталевского, а писатель Бубнов — это пародия на Алексея Толстого .

Роман «Подвиг» имеет сложную структуру и множество тем, которые Набоков развивает в своем произведении. Одна из главных тем — это тема подвига, которая связана с идеей самосовершенствования, преодоления страха, возмужания и ответственности. Мартын Эдельвейс стремится к подвигу в разных сферах жизни: в спорте, в творчестве, в любви, в политике. Он хочет доказать себе и другим, что он способен на что-то большее, чем просто жить в эмиграции. Его подвиг заключается в том, что он решается на опасное путешествие в Советский Союз, где его ждет неизвестная судьба. Роман имеет открытый финал, который оставляет место для разных толкований: либо Мартын погибает, либо он попадает в вымышленную страну Зоорландию, которую он придумал вместе с Соней .

Другая важная тема романа — это тема России и русской революции, которая определяет исторический контекст и политические взгляды персонажей. Набоков показывает Россию как страну, которая пережила глубокий кризис и потеряла свою идентичность. Он критикует революцию как насильственный и бесполезный акт, который привел к разрушению культуры, ценностей и традиций. Он также выражает свою любовь и ностальгию по России, которая была его родиной и источником его творчества. Он изображает Россию как страну, которая требует жертвы и подвига от своих сыновей, но также дает им надежду и вдохновение .

Еще одна тема романа — это тема путешествия и странствия, которая отражает жизненный опыт Набокова и его героя. Мартын Эдельвейс посещает разные страны и города, такие как Греция, Англия, Германия, Франция и Швейцария. Он знакомится с их атмосферой, культурой, историей и образом жизни. Он сравнивает их с Россией, которая для него является эталоном и родиной. Он ищет свое место в мире, свою принадлежность и свою идентичность. Он понимает, что он не может полностью ассимилироваться ни в одной из стран, но также не может вернуться в прежнюю Россию. Он остается вечным странником, который ищет свой подвиг .

Наконец, тема творчества и словесности — это тема, которая близка Набокову как писателю и литературоведу. Мартын Эдельвейс интересуется русской литературой, он читает и анализирует произведения Пушкина, Толстого, Достоевского и других. Он также пытается сам писать стихи и прозу, но не добивается большого успеха. Он создает свою вымышленную страну Зоорландию, в которой он воплощает свои фантазии и мечты. Он также знакомится с профессором Муном, который является авторитетом в области русской словесности, но оказывается фальшивым и некомпетентным. Набоков демонстрирует свое мастерство в создании образов, метафор, игр слов, свой юмор и иронию, свое отношение к русскому языку и культуре .

Роман «Подвиг» — это одно из первых и наиболее значимых произведений Набокова на русском языке, которое отражает его жизненный и творческий путь, его взгляды и чувства, его стиль и манеру. Роман представляет собой сложное и многогранное произведение, которое требует внимательного чтения и анализа, но также доставляет удовольствие и восхищение читателю.

Сюжет романа и его открытый финал, оставляющий место для различных интерпретаций

Роман «Подвиг» Владимира Набокова рассказывает о жизни Мартына Эдельвейса, молодого русского эмигранта с швейцарскими корнями, который после революции и гражданской войны в России путешествует по разным европейским странам, пробуя себя в разных сферах деятельности: спорте, творчестве, любви. В конце романа он решает вернуться на родину, чтобы совершить подвиг, но его судьба остаётся неизвестной.

READ  Все, что вы хотели знать о камизе, шальвар камизе и шальвар камизе женском

Финал романа является открытым и не даёт однозначного ответа на вопрос, что же произошло с Мартыном после того, как он нелегально перешёл советско-латвийскую границу. В последней главе романа Мартын попадает в лес, где он видит светящиеся глаза зверей, слышит выстрелы и крики, а затем оказывается в вымышленной стране Зоорландии, которую он придумал вместе со своей возлюбленной Соней Зилановой. Однако, неясно, является ли это реальностью или галлюцинацией, сном или смертью, фантазией или иронией.

Существует несколько возможных интерпретаций финала романа, которые основываются на разных аспектах текста, контекста и биографии автора. Вот некоторые из них:

  • Мартын погиб в лесу от рук охотников или пограничников, а Зоорландия — это его последняя мечта перед смертью. Эта интерпретация подчёркивает трагизм судьбы героя, который не смог достичь своей цели и вернуться в Россию. Она также отражает реальность советского террора, который угрожал жизни эмигрантов, пытавшихся вернуться на родину .
  • Мартын выжил в лесу и добрался до России, а Зоорландия — это его способ справиться с ужасами советской действительности. Эта интерпретация подчёркивает силу воображения героя, который создаёт свой собственный мир, чтобы избежать столкновения с жестокостью и безумием революции. Она также отражает творческий подход Набокова к литературе, который считал, что искусство должно быть свободным от политики и идеологии .
  • Мартын не существует в реальности, а является вымышленным персонажем, который создан Соней Зилановой, писательницей-эмигранткой. Эта интерпретация подчёркивает метафикциональный характер романа, который играет с границами между реальностью и вымыслом, автором и героем, читателем и текстом. Она также отражает женскую точку зрения на эмиграцию, которая отличается от мужской .

Как видим, финал романа «Подвиг» не имеет однозначного решения, а оставляет место для различных интерпретаций, которые зависят от личных предпочтений, знаний и взглядов читателя. Это свидетельствует о глубине и сложности произведения Набокова, которое заставляет читателя задуматься о смысле жизни, искусства и истории.

Главный герой романа Мартын Эдельвейс — его происхождение, характер, увлечения и цели

Мартын Эдельвейс — главный герой романа Владимира Набокова «Подвиг», написанного в 1930-1932 годах. Он является молодым русским эмигрантом, который покидает Россию после Октябрьской революции и гражданской войны и путешествует по Европе в поисках своего места в жизни. В этой части статьи мы рассмотрим его происхождение, характер, увлечения и цели.

Мартын родился в 1904 году в Петербурге в семье русского инженера и швейцарской аристократки. Его отец был убит в 1917 году во время Февральской революции, а его мать была вынуждена бежать из России в 1920 году, когда красные захватили Крым. Мартын и его мать переправились через Черное море в Константинополь, а затем в Швейцарию, где они поселились у дяди Мартына, Генриха Эдельвейса, богатого банкира и коллекционера. Мартын получил швейцарское гражданство и поступил в Кембриджский университет на факультет русской словесности.

Мартын обладает необычным и экзотическим именем, которое он сам выбрал в детстве, отказавшись от своего настоящего имени, Александр. Он также называет себя Мартыном Эдельвейсом-Зоорландцем, по имени вымышленной страны, которую он придумал вместе со своей возлюбленной, Соней Зилановой. Мартын — человек смелый, любознательный, талантливый, но также непостоянный, эгоистичный, независимый и одинокий. Он стремится к подвигу и самосовершенствованию, но не находит своего призвания и смысла жизни. Он интересуется разными видами деятельности, такими как спорт, творчество, политика, но не углубляется в них и не достигает успеха. Он влюбляется в разных женщин, но не может сохранить их любовь и преданность. Он любит Россию, но не может вернуться в нее легально и не понимает ее современной реальности.

Мартын имеет следующие увлечения и цели:

  • Спорт. Мартын занимается различными видами спорта, такими как бокс, футбол, велосипед, горные лыжи, конный спорт. Он хочет быть физически сильным, ловким, выносливым и смелым. Он участвует в разных соревнованиях и поединках, но не всегда выигрывает. Он также любит смотреть спортивные матчи и болеть за свои команды.
  • Творчество. Мартын интересуется русской литературой, особенно поэзией. Он поступает на курс русской словесности в Кембридже и знакомится с профессором Муном, который становится его наставником и другом. Мартын также пытается писать стихи и прозу, но не доводит свои работы до конца. Он создает вымышленную страну Зоорландию, где он является королем и поэтом, и придумывает для нее историю, географию, язык и культуру.
  • Политика. Мартын неоднозначно относится к русской революции и советскому режиму. С одной стороны, он считает их врагами, которые уничтожили его семью, дом и Родину. С другой стороны, он испытывает к ним любопытство, симпатию и восхищение. Он вступает в контакт с разными политическими группировками, такими как монархисты, социалисты, коммунисты, но не принимает их идеологии и не участвует в их деятельности. Он решает вернуться в Россию нелегально, чтобы увидеть ее своими глазами и совершить подвиг.

Таким образом, Мартын Эдельвейс — сложный и противоречивый герой, который ищет свое место в мире, но не находит его. Он живет в постоянном движении, но не приближается к своей цели. Он хочет быть героем, но не знает, за что и для кого он борется. Он остается одиноким и непонятым, как в реальном мире, так и в своем воображаемом.

Женские образы в романе «Подвиг» и их влияние на Мартына

В романе Владимира Набокова «Подвиг» женские образы играют важную роль в формировании личности главного героя Мартына Эдельвейса. Он встречает в своей жизни разных женщин, которые оказывают на него разное воздействие: от любви и восхищения до разочарования и отвращения. В этой части статьи мы рассмотрим четыре наиболее значимых женских образа в романе: Соню Зиланову, Лизу, Люси и Лену.

Соня Зиланова — это первая и самая сильная любовь Мартына. Она — русская эмигрантка, живущая в Берлине, дочь известного писателя Зиланова. Соня — красивая, умная, образованная, талантливая девушка, которая занимается живописью и пишет стихи. Она обладает волшебным обаянием и притягивает к себе Мартына, который видит в ней идеал женщины и художника. Соня и Мартын проводят вместе много времени, гуляя по Берлину, посещая музеи и кинотеатры, обсуждая литературу и искусство, придумывая вымышленную страну Зоорландию. Мартын воспринимает Соню как свою родственную душу и надеется на взаимность. Он даже сражается за нее с другим ее поклонником Дарвином в боксерском поединке. Однако Соня не разделяет чувств Мартына и отвергает его предложение жениться на ней. Она считает, что Мартын — хороший друг, но не любовник. Соня не хочет связывать себя узами брака и семьи, она стремится к свободе и самореализации. Она также не разделяет идеи Мартына о России и революции, она не хочет возвращаться на родину, а предпочитает жить в Европе. Соня — это образ женщины-интеллектуала, которая не подчиняется традиционным ролям и нормам. Она — символ нового времени, которое не подходит для Мартына, живущего в прошлом.

Лиза — это вторая любовь Мартына, которую он встречает в Кембридже. Она — английская студентка, дочь богатого промышленника. Лиза — противоположность Соне: она — простая, наивная, добрая, верная, скромная девушка, которая не интересуется искусством и политикой, а заботится о доме и семье. Она безоговорочно любит Мартына и готова на все ради него. Она не возражает против его решения вернуться в Россию и даже соглашается ехать с ним. Она не понимает, что там его ждет, но верит, что он сделает правильный выбор. Лиза — это образ женщины-ангела, которая подчиняется мужчине и следует за ним. Она — символ старого времени, которое исчезает вместе с Мартыном.

Люси — это третья любовь Мартына, которую он встречает в Париже. Она — французская актриса, звезда кино. Люси — красивая, жизнерадостная, веселая, общительная девушка, которая любит внимание и похвалу. Она знакомится с Мартыном на вечеринке у его друга Роберта и сразу же привлекает его своей яркостью и шармом. Она флиртует с Мартыном и соблазняет его. Она не серьезно относится к своим отношениям с Мартыном и не стремится к постоянству и обязательствам. Она играет с ним в любовь, как в кино. Она не интересуется его прошлым и будущим, она живет в настоящем. Люси — это образ женщины-демона, которая соблазняет мужчину и отвлекает его от его цели. Она — символ иллюзорности и пустоты современной цивилизации, которая не удовлетворяет Мартына.

READ  Цикады: стрекочущие насекомые с юга

Лена — это четвертая любовь Мартына, которую он встречает в Швейцарии. Она — русская эмигрантка, живущая в Женеве, дочь бывшего офицера. Лена — симпатичная, честная, сердечная, отзывчивая девушка, которая помогает Мартыну в его подготовке к возвращению в Россию. Она знает о его планах и поддерживает его. Она также любит его, но не навязывается ему. Она понимает, что он не может быть с ней, и жертвует своим счастьем ради его. Она помогает ему пересечь границу и прощается с ним. Лена — это образ женщины-спутника, которая помогает мужчине в его подвиге и дарит ему свою любовь. Она — символ родства и сопричастности, которое связывает Мартына с Россией.

Таким образом, в романе «Подвиг» Набоков создает разнообразные и противоречивые женские образы, которые отражают разные аспекты жизни и личности Мартына. Они также показывают разные варианты судьбы русских эмигрантов, которые оказались в чужих странах и культурах. Женские образы в романе не только характеризуют Мартына, но и влияют на его выбор и действия, определяя его путь к подвигу.

Тема России и русской революции в романе «Подвиг»

Роман «Подвиг» Владимира Набокова, написанный в 1930-1932 годах, отражает судьбу русской эмиграции после Октябрьской революции 1917 года. Набоков сам был вынужден покинуть Россию вместе со своей семьей в 1919 году, пережив трагедию гражданской войны и потерю родины. В романе он создает образ Мартына Эдельвейса, молодого человека со швейцарскими корнями, который уезжает из России во время революции и пытается найти свое место в жизни в разных европейских странах. Россия и русская революция играют важную роль в романе, определяя исторический контекст, политические взгляды персонажей и решение Мартына вернуться на родину.

Исторический контекст романа связан с периодом между двумя мировыми войнами, когда Европа переживала кризис демократии, рост национализма и фашизма, а Советский Союз проводил политику индустриализации, коллективизации и репрессий. В романе Набоков показывает, как эти события влияют на жизнь и сознание эмигрантов из России, которые оказываются в разных политических и культурных условиях. Набоков не скрывает своего критического отношения к советскому режиму, который он считает тиранией и утопией, а также к фашистским движениям, которые он видит как угрозу для европейской цивилизации. Он также высмеивает идеологические догмы и клише, которые применяются к русской истории и культуре. Например, в романе есть сцена, когда Мартын посещает лекцию профессора Муна, который рассказывает о русской цивилизации, используя стереотипные формулы и нелепые аналогии. Мартын, который изучает русскую литературу в Кембридже, понимает, что профессор не знает ничего о России и ее культуре, и уходит с лекции, разочарованный.

Политические взгляды персонажей романа также определяются их отношением к России и русской революции. Набоков показывает разнообразие мнений и позиций, которые существовали среди русской эмиграции, от монархизма и национализма до социализма и коммунизма. Мартын, как и Набоков, не принадлежит ни к одной из этих групп, он не интересуется политикой и не имеет четкой идеологии. Он скептически относится к революции, которую он видит как катастрофу для России, но и не считает, что возврат к царскому строю был бы лучшим решением. Он также не разделяет иллюзий и фантазий тех, кто верит в возможность восстановления России или ее преобразования по западному образцу. Он осознает, что Россия, в которой он родился и вырос, больше не существует, и что он не может полностью ассимилироваться в других странах. Он остается чужим и одиноким везде, где бы он ни жил.

Решение Мартына вернуться на родину в конце романа является одним из самых загадочных и спорных моментов в романе. Набоков не объясняет, что побудило Мартына сделать такой шаг, он лишь показывает, что это было неожиданно и необдуманно. Мартын не имеет никакого плана или цели, он просто решает перейти советско-латвийскую границу, рискуя своей жизнью. Набоков оставляет открытым вопрос о том, что ждет Мартына в Советском Союзе, и какой смысл имеет его поступок. Можно предположить, что Мартын ищет смерти, или же пытается совершить подвиг, или же хочет увидеть свою родину еще раз, или же испытывает любопытство к новой России, или же следует какому-то внутреннему голосу, или же просто действует по наитию. Возможно, что все эти мотивы присутствуют в его решении, но ни один из них не является определяющим. Набоков не дает однозначного ответа на этот вопрос, он предоставляет читателю свободу интерпретации и фантазии.

Тема путешествия и странствия в романе «Подвиг»

Роман «Подвиг» Владимира Набокова (под псевдонимом В. Сирин) повествует о жизни и приключениях Мартына Эдельвейса, молодого эмигранта из России, который путешествует по разным странам и городам Европы в поисках своего места в мире. Путешествие и странствие являются одной из ключевых тем романа, которая отражает не только судьбу героя, но и собственный опыт автора, также вынужденного покинуть родину после революции и гражданской войны.

В романе можно выделить несколько этапов путешествия Мартына, каждый из которых характеризуется определенной атмосферой, культурой и влиянием на героя. Вот краткий обзор этих этапов:

Этап Страны и города Атмосфера и культура Влияние на Мартына
1 Россия, Крым, Константинополь, Швейцария, Женева Бегство от революции и войны, опасность, хаос, бедность, страдание, ностальгия по России, спокойствие и благополучие Швейцарии, европейская цивилизация Мартын теряет отца, попадает в эмиграцию, знакомится с дядей Генрихом, узнает о своем швейцарском происхождении, получает образование, интересуется русской литературой
2 Англия, Кембридж, Лондон Учеба в престижном университете, знакомство с английской культурой, традициями и образом жизни, спорт, любовь, дружба, соперничество Мартын влюбляется в Соню Зиланову, соперничает за нее с Дарвином, попадает под влияние профессора Муна, увлекается боксом, футболом, велосипедом, пишет стихи и прозу, придумывает вымышленную страну Зоорландию
3 Германия, Берлин, Франция, Париж Бурная и разнообразная жизнь больших городов, культурное и художественное развитие, мода, развлечения, свобода, красота, романтика, творчество Мартын продолжает общаться с Соней, знакомится с другими женщинами (Лизой, Люси, Марией), участвует в литературных вечерах, читает свои произведения, занимается журналистикой, фотографией, рисованием, путешествует по Европе
4 Греция, Афины, Дельфы, Латвия, Россия Поиски смысла жизни, восхищение древней культурой и историей, мистика, предчувствие судьбы, риск, героизм, подвиг, возвращение в Россию Мартын разочаровывается в Соне, решает вернуться на родину, готовится к нелегальному переходу границы, испытывает страх и сомнения, преодолевает их, совершает подвиг, попадает в неизвестность

Таким образом, путешествие и странствие в романе «Подвиг» не только отражают жизненный путь героя, но и показывают его развитие, самосовершенствование, стремление к подвигу и самопожертвованию. Мартын познает разные страны и культуры, но не находит в них своего дома. Его дом — Россия, к которой он чувствует неразрывную связь и к которой он возвращается, несмотря на все опасности и препятствия.

Тема спорта и физического совершенства в романе «Подвиг»

Спорт играет важную роль в жизни главного героя романа «Подвиг» Мартына Эдельвейса. Он занимается разными видами спорта, такими как бокс, футбол, велосипед, теннис, горные лыжи и другие. Спорт помогает ему не только поддерживать физическое здоровье и совершенство, но и выражать свою индивидуальность, силу воли, характер и стремление к подвигу.

READ  Дартс: влияние на развитие и формирование навыков

Бокс является одним из самых значимых видов спорта для Мартына. Он начинает заниматься им в Кембридже, где он поступает на курс русской словесности. Бокс становится для него способом самоутверждения, самообороны и соперничества. Он участвует в боксерских поединках с другими студентами, в том числе с Дарвином, который является его другом и соперником за сердце Сони Зилановой. Бокс также становится для него символом мужества и решимости, которые он проявляет в своем решении вернуться в Россию. В конце романа Мартын вспоминает свой последний бой с Дарвином и говорит: «Я сделал то, что должен был сделать. Я сделал свой подвиг» .

Футбол также имеет важное значение для Мартына. Он играет в футбол за свой колледж в Кембридже и демонстрирует свои спортивные навыки и командный дух. Футбол становится для него способом общения с другими людьми, в том числе с Соней, которая приходит смотреть его матчи. Футбол также становится для него символом радости и свободы, которые он испытывает в Европе. В одном из писем к Соне он пишет: «Я люблю Европу за ее футбол, за ее веселые, светлые, чистые города, за ее музыку, за ее книги» .

Велосипед является еще одним видом спорта, которым увлекается Мартын. Он ездит на велосипеде по разным странам и городам, в которых он живет или путешествует. Велосипед становится для него способом перемещения, исследования и приключения. Он ездит на велосипеде по Берлину, Парижу, Лондону, Цюриху и другим местам. Велосипед также становится для него символом мечты и фантазии, которые он воплощает в своей вымышленной стране Зоорландии, которую он придумывает вместе с Соней. В одном из разговоров с ней он говорит: «Зоорландия — это страна, в которой мы живем на велосипедах. Там нет машин, нет поездов, нет самолетов. Только велосипеды. И мы ездим по всей стране, по ее зеленым лугам, по ее синим озерам, по ее белым горам» .

Таким образом, спорт является важной частью жизни Мартына Эдельвейса в романе «Подвиг». Он занимается разными видами спорта, которые помогают ему развивать свое физическое и духовное совершенство, выражать свою индивидуальность и характер, стремиться к подвигу и самосовершенствованию. Спорт также становится для него символом разных аспектов его жизни, таких как мужество, радость, свобода, мечта и фантазия.

Список литературы:

  • Набоков В. Подвиг. — М.: АСТ, 2018. — С. 256.
  • Там же. — С. 173.
  • Там же. — С. 187.

Тема творчества и словесности в романе

В романе «Подвиг» Владимира Набокова творчество и словесность играют важную роль в жизни главного героя Мартына Эдельвейса. Мартын интересуется русской литературой, особенно поэзией, и пытается сам писать стихи и прозу. Он также изобретает вымышленную страну Зоорландию, в которой он фантазирует о своих приключениях и подвигах.

Мартын учится на курсе русской словесности в Кембридже, где он знакомится с профессором Арчибальдом Муном, авторитетом в области русской цивилизации. Мун восхищается талантом Мартына и поощряет его творческие амбиции. Он также дарит ему редкие книги русских писателей, в том числе первое издание «Евгения Онегина» Пушкина. Мартын воспринимает Муна как своего наставника и друга, но позже разочаровывается в нем, когда узнает, что Мун плагиатит работы других ученых и подделывает документы .

Мартын также общается с другими русскими эмигрантами, среди которых есть писатели и поэты. Он читает свои стихи на литературных вечерах и получает положительные отзывы. Он также пишет прозу, в том числе рассказ «Зоорландия», в котором он описывает свою вымышленную страну, населенную зверями и птицами, где он является королем и героем. Зоорландия символизирует мир детства и фантазии Мартына, его стремление к свободе и приключениям, его отказ от реальности и истории .

Творчество и словесность для Мартына не только способ самовыражения, но и средство самопознания и самосовершенствования. Он хочет стать великим писателем и совершить подвиг в литературе, как и в спорте. Он также хочет воссоздать свою родину в словах и сохранить свою русскую идентичность. Однако он также сталкивается с трудностями и разочарованиями в своем творческом пути, такими как недостаток вдохновения, критика, конкуренция, плагиат, цензура и изоляция .

В романе «Подвиг» Набоков показывает разные аспекты творчества и словесности, их значение и влияние на жизнь человека. Он также демонстрирует свое мастерство в создании образов, метафор, игр слов, юмора и иронии. Он отражает свой собственный опыт и взгляды на русскую литературу и культуру, а также на эмиграцию и историю .

Особенности стиля и языка Набокова в романе «Подвиг»

Владимир Набоков — один из самых известных и талантливых писателей XX века, который писал на русском и английском языках. Его роман «Подвиг» — одно из первых произведений, написанных на русском языке в эмиграции. В этом романе Набоков демонстрирует своё мастерство в создании образов, метафор, игр слов, свой юмор и иронию, своё отношение к русскому языку и культуре.

Набоков — автор, придающий особое значение эстетике. Он ищет разные оттенки красоты в мире, а пошлость, которую понимает в чеховском смысле, переживает болезненно и рисует весьма скептически . Он любит играть со словами, создавать неожиданные ассоциации, использовать двусмысленность, аллюзии, пародию, сатиру. Он также умеет создавать напряжение, интригу, сюрпризы, которые заставляют читателя по-новому взглянуть на сюжет и персонажей.

В романе «Подвиг» Набоков использует разные стилистические приёмы, чтобы передать характер и настроение главного героя Мартына Эдельвейса, его взгляды на жизнь, любовь, Россию, спорт, творчество. Например, он часто применяет метафоры, которые отражают физическое и духовное состояние Мартына, его стремление к подвигу и самосовершенствованию. Вот некоторые из них:

  • «Мартын смотрел на небо, на котором плыли облака, как белые лошади, и думал о своей стране, о России, которая была для него как большая, тёмная, загадочная лошадь» .
  • «Мартын чувствовал, что его сердце бьётся, как крылья птицы, которая хочет вырваться из клетки» .
  • «Мартын смотрел на Соню, как на звезду, которая светила ему в темноте, и думал, что она — его судьба, его подвиг» .

Набоков также любит играть со словами, создавать омонимы, анаграммы, палиндромы, каламбуры, которые придают тексту остроту, юмор, иронию. Вот некоторые из них:

  • «Мартын был влюблён в Соню, но она не отвечала ему взаимностью. Она была сонной, а он — сонным» .
  • «Мартын любил писать стихи, но они не были хорошими. Он писал о любви, о России, о спорте, но всё было без рифмы, без ритма, без смысла. Он писал слова, но не стихи. Он был поэтом, но не поэтом» .
  • «Мартын решил вернуться в Россию, чтобы совершить подвиг. Он перешёл границу, но попал в ловушку. Он был арестован, но не сдался. Он сказал своё имя, но не своё имя. Он сказал: «Я — Мартын Эдельвейс, но не Эдельвейс, а Свейдел»» .

Набоков также умеет создавать атмосферу разных стран и городов, по которым перемещается Мартын, их культуру, историю, обычаи, сравнивая их с Россией. Он показывает, как Мартын адаптируется к новым условиям, как он воспринимает разные языки, как он сохраняет свою связь с родиной. Набоков сам был полиглотом, он владел русским, английским, французским, немецким, итальянским языками, а также знал латинский и греческий . Он любил русский язык и культуру, но также ценил и другие языки и культуры, которые обогащали его творчество.

В романе «Подвиг» Набоков демонстрирует свой стиль и язык, который отличается от других писателей своей оригинальностью, изобретательностью, изяществом, глубиной. Он показывает, что литература — это не только способ передать мысли и чувства, но и способ играть с языком, создавать красоту, вызывать удивление, восхищение, смех, размышление.

Источники:

  1. Коковина Н. З., Степанова Н. С. Восхождение к подвигу как вершина самосовершенствования в романе В. В. Набокова «Подвиг» .
  2. Набоков В. В. Подвиг .
  3. Владимир Набоков. Биография и особенности стиля .
Оцените статью
Поделиться с друзьями