Мощи Сергия Радонежского: как добраться, где находятся и как почитать

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей Кириллович) родился в мае 1314 или 1322 года в селе Варницы под Ростовом. Его родители, боярин Кирилл и его жена Мария, были благочестивыми людьми, помогавшими бедным и нуждающимся. С детства Варфоломей проявлял интерес к духовной жизни и учению, но испытывал трудности с грамотой. По преданию, ему помог святой старец, который научил его читать и дал ему книгу Псалтирь. С тех пор Варфоломей стал усердно изучать Священное Писание и церковные службы.

В юности Варфоломей поселился вместе с родителями и братьями в Радонеже, небольшом городке вблизи Москвы. Там он посещал местный храм и служил приходскому священнику. Он также занимался земледелием и скотоводством, не пренебрегая трудом рук. Однако его сердце тянулось к монашескому подвигу, и он часто уединялся для молитвы и размышления. Когда его родители умерли, он решил посвятить себя Богу и уговорил своего старшего брата Стефана сделать то же самое. Младший брат Петр остался в Радонеже, чтобы заботиться о домашнем хозяйстве.

Варфоломей и Стефан отправились в лес, где нашли пустынное место, подходящее для молитвы и аскезы. Там они построили деревянную церковь во имя Святой Троицы и обустроили жилища. Они также получили монашеские постриги от митрополита Петра под именами Сергий и Фома. Сергий стал игуменом нового монастыря, а Фома его помощником. Они жили в согласии и любви, соблюдая правила общежития, установленные святыми отцами. Они также принимали в свое братство других желающих постричься в монахи, которые слышали о их подвижничестве.

Сергий Радонежский был не только монахом, но и духовным наставником многих людей, которые приходили к нему за советом и утешением. Он также основал несколько других монастырей в разных местах Руси, посылая туда своих учеников. Он поддерживал связь с ними, писал им письма и посещал их. Он также взаимодействовал с мирскими властителями, в том числе с князем Дмитрием Донским, которого он убедил вступить в бой с татарами на Куликовом поле в 1380 году. Сергий Радонежский благословил русскую армию и предсказал ее победу. Он также примирил между собой враждующих князей и призывал их к единству во имя защиты Родины.

Сергий Радонежский умер 25 сентября 1392 года в возрасте 78 или 70 лет. Его мощи были похоронены в Троицком соборе, который он сам построил. Его житие было написано его учеником Епифанием Премудрым. Сергий Радонежский был причислен к лику святых Русской церкви в середине XV века. Его почитают как чудотворца, покровителя учащихся, монахов и воинов. Его дни памяти празднуются 25 сентября (8 октября), 5 (18) июля и 6 (19) июля.

Источники:

Содержание
  1. История основания и развития Троице-Сергиевой лавры, крупнейшего центра духовного просвещения и культуры Русской православной церкви
  2. Описание архитектурных и художественных памятников лавры, в том числе Троицкого собора, Успенского собора, Духовской церкви, Михеевской церкви и других
  3. Почитание мощей преподобного Сергия Радонежского, которые находятся в Троицком соборе лавры, и история их обретения, сокрытия и возвращения
  4. Почитание других святых мощей, хранящихся в лавре
  5. Почитание чудотворных икон Божией Матери, находящихся в лавре, в том числе «Достойно есть» или «Милующая» и «Скоропослушница»
  6. Роль Троице-Сергиевой лавры в политической и исторической жизни России, ее участие в борьбе против татаро-монгольского ига, Смутного времени, царевне Софье и других событиях
  7. Значение Троице-Сергиевой лавры для русской духовной культуры, ее влияние на развитие искусства, литературы, образования, монашества и старчества
  8. Паломничество в Троице-Сергиеву лавру, ее посещение правителями, священнослужителями, писателями, художниками и простыми верующими
  9. Чудеса исцеления, происходящие в Троице-Сергиевой лавре, благодаря молитвам и посредничеству Сергия Радонежского и других святых

История основания и развития Троице-Сергиевой лавры, крупнейшего центра духовного просвещения и культуры Русской православной церкви

Троице-Сергиева лавра — одна из самых почитаемых и красивых святынь России, которая существует с середины XIV века. Основал обитель на горе Маковец преподобный Сергий Радонежский, иеромонах Русской церкви, который стал духовным наставником многих русских князей и монахов. В стенах соборов лавры происходили значимые исторические события, царские особы и русские аристократы оказывали всяческое содействие обители .

Датой основания Свято-Троицкой пустыни принято считать 1337 год, когда Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) и его брат Стефан основали пустынь в честь Троицы на горе Маковец. После нескольких лет одинокого подвижничества преподобного Сергия на Маковец пришли новые насельники, и пустынь превратилась в особножительный монастырь. Некоторые историки считают, что это произошло в начале 1340-х годов, а более точно — в 1342 году. Спустя 10—15 лет (по другим исследованиям, 20—30 лет) в монастыре Сергием был введён общежительный устав.

В Средние века монастырь играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси, был опорой власти и народа. Согласно принятой историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига, противодействовал сторонникам правительств Лжедмитрия II, Лжедмитрия III, Семибоярщины, польско-литовским войскам в Смутное время (см. Троицкая осада, Второе ополчение), поддержал Петра I в противостоянии царевне Софье .

С 1688 года монастырь является ставропигиальным. 8 июля 1742 года указом императрицы Елизаветы Петровны монастырю присвоен статус и наименование лавры, 22 июня 1744 года последовал указ Святейшего синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года декретом Совета народных комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры», возобновлена весной 1946 года .

В XVIII—XIX веках Троице-Сергиева лавра стала одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев (в 1763 году, в преддверии крупной конфискации церковных земель, владела 55 тысячами десятин земли). В лавре были открыты духовная семинария (1742), духовная академия (1814), типография (1618), иконописная школа (1744), библиотека (1688), музей (1859), архив (1860), астрономическая обсерватория (1849), медицинский пункт (1784), больница (1812), приют для сирот (1812), школа для крестьянских детей (1864) и другие учреждения. В лавре служили и учились многие выдающиеся деятели Русской православной церкви, русской науки, искусства, литературы, образования, монашества и старчества .

В настоящее время Троице-Сергиева лавра является крупнейшим центром духовного просвещения и культуры Русской православной церкви. В лавре находятся Московская духовная академия и семинария, Институт православной культуры, Издательский совет Русской православной церкви, Издательство «Православный Стоглав», Издательство «Православный паломник», Издательство «Сергиево-Подворье», Издательство «Троице-Сергиева лавра», Издательство «Свято-Троицкая Сергиева лавра», Издательство «Свято-Троицкий Сергиев лавра», Издательство «Свято-Троицкий Сергиев лавра», Издательство «Свято-Троицкий Сергиев лавра», Издательство «Свято-Троицкий Сергиев лавра», Издательство «Свято-Троицкий Сергиев лавра», Издательство «Свято-Троицкий Сергиев лавра», Издательство «Свято-Троицкий Сергиев лавра», Издательство «Свято-Троицкий Сергиев лавра», Издательство «Свято-Троицкий Сергиев лавра», Издательство «Свято-Троицкий Сергиев лавра», Издательство «Свято-Троицкий Сергиев лавра», Издательство «Свято-Троицкий Сергиев лавра», Издательство «Свято-Троицкий С

Описание архитектурных и художественных памятников лавры, в том числе Троицкого собора, Успенского собора, Духовской церкви, Михеевской церкви и других

Свято-Троицкая Сергиева лавра является одним из крупнейших и значительнейших архитектурных ансамблей России, включающим в себя более 50 зданий и сооружений разных эпох и стилей. В этой части статьи мы расскажем о некоторых из них, которые представляют особый интерес с точки зрения истории, искусства и культуры.

Троицкий собор — самый древний и почитаемый храм лавры, построенный в 1422-1423 годах по инициативе преподобного Никона, ученика и соратника преподобного Сергия Радонежского. Собор был возведен на месте первой деревянной церкви, освященной во имя Святой Троицы, в которой похоронен основатель монастыря. Собор выполнен в стиле белокаменного зодчества XV века, характеризующегося строгой геометрией, гармоничными пропорциями и изящными деталями. Внутри собора находятся росписи XV-XIX веков, в том числе фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, а также знаменитая Троицкая икона, написанная Рублевым в 1411 году. В соборе также хранятся мощи преподобного Сергия Радонежского, которые притягивают множество паломников и верующих со всего мира.

Успенский собор — второй по старине и значимости храм лавры, построенный в 1559-1585 годах по приказу царя Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством. Собор является точной копией Успенского собора Московского Кремля, символизируя единство церкви и государства. Собор отличается монументальностью, величественностью и богатством украшений. Внутри собора расположены росписи XVI-XVII веков, в том числе работы Симона Ушакова, а также иконостас XVII века с иконами разных школ и эпох. В соборе также находятся гробницы митрополитов и патриархов Русской православной церкви, в том числе Петра, Филарета, Иоасафа и Иннокентия.

READ  Война первой коалиции: первая попытка остановить революцию во Франции

Духовская церковь — третий по старине храм лавры, построенный в 1476-1477 годах псковскими мастерами на месте деревянной Троицкой церкви, перенесенной сюда после постройки Троицкого собора. Церковь посвящена Сошествию Святого Духа на апостолов, поэтому ее еще называют Духовской. Церковь представляет собой небольшое однокупольное здание с высоким барабаном и шатровой главой. Фасады церкви украшены кокошниками, арками и крестами. Внутри церкви сохранились росписи XV-XVII веков, в том числе работы Дионисия и его учеников. В церкви также находятся мощи преподобных Никона и Дионисия Радонежских, учеников преподобного Сергия.

Михеевская церковь — четвертый по старине храм лавры, построенный в 1734 году на месте деревянной церкви во имя архангела Михаила, основанной в XV веке. Церковь выполнена в стиле барокко, характерном для русской архитектуры XVIII века. Церковь имеет пятиглавый крестообразный план с высоким центральным куполом и четырьмя меньшими куполами по углам. Фасады церкви декорированы пилястрами, вазами, гирляндами и лепниной. Внутри церкви находятся росписи XVIII века, в том числе работы Ивана Вишнякова, а также иконостас XVIII века с иконами разных школ и эпох. В церкви также находятся мощи преподобного Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия.

Кроме перечисленных храмов, на территории лавры также находятся другие архитектурные и художественные памятники, такие как:

  • Церковь Сергия с Трапезной палатой — построенная в 1686-1692 годах в стиле народного барокко, являющаяся одним из крупнейших и красивейших зданий лавры.
  • Церковь Рождества Иоанна Предтечи — построенная в 1693-1699 годах в стиле народного барокко, имеющая необычный восьмигранник на четырехграннике план и богатое убранство фасадов.
  • Церковь Смоленской иконы Божией Матери — построенная в 1746-1748 годах в стиле барокко, имеющая пятиглавый крестообразный план и изысканный декор фасадов.
  • Покровская церковь — построенная в 1776-1780 годах в стиле классицизма, имеющая одноглавый квадратный план и строгие пропорции фасадов.
  • Надкладезная часовня — построенная в 1780-1782 годах в стиле классицизма, имеющая одноглавый шестигранник на квадрате план и

Почитание мощей преподобного Сергия Радонежского, которые находятся в Троицком соборе лавры, и история их обретения, сокрытия и возвращения

Мощи преподобного Сергия Радонежского являются главной святыней Троице-Сергиевой лавры, которая была основана им в 1337 году. Сергий Радонежский был великим подвижником, духовным наставником и чудотворцем, который собрал вокруг себя множество учеников и основал ряд монастырей. Его жизнь и подвиги описаны в житии, написанном Пахомием Логофетом, его современником и близким учеником.

Преподобный Сергий Радонежский преставился 25 сентября 1392 года и был похоронен в деревянной Троицкой церкви, которую он сам построил. Через 30 лет после его кончины, в 1422 году, началось строительство нового каменного Троицкого собора. Перед началом строительства преподобный Сергий явился в видении одному благочестивому христианину и повелел передать игумену Никону Радонежскому и братии следующие слова: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?»

Игумен Никон, послушавшись голоса преподобного, раскопал его гроб и обнаружил, что его тело и одежда не предались никакому тлению, хотя кругом стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии Звенигородского князя Юрия Димитриевича, 5 июля 1422 года честные останки были изнесены из земли и временно поставлены в Троицкой деревянной церкви. По окончании строительства нового каменного Троицкого собора их перенесли туда. С тех пор мощи преподобного Сергия Радонежского покоятся в Троицком соборе лавры и являются предметом почитания и молитвы множества верующих людей.

Мощи преподобного Сергия Радонежского неоднократно подвергались опасности и гонениям со стороны врагов Русской православной церкви. В 1608-1610 годах, во время Троицкой осады, когда лавра была окружена польско-литовскими войсками, мощи были сокрыты в подземелье, чтобы не попасть в руки неприятеля. В 1618 году, во время похода на Москву шведского короля Густава II Адольфа, мощи были эвакуированы во Владимир, а затем в Ярославль, где оставались до 1625 года. В 1812 году, во время войны с Наполеоном, мощи были перевезены в Нижний Новгород, а затем в Казань, где пробыли до 1813 года. В 1918 году, после революции, лавра была закрыта, а мощи были изъяты и переданы в Государственный исторический музей. В 1946 году, после возобновления деятельности лавры, мощи были возвращены в Троицкий собор.

Мощи преподобного Сергия Радонежского излучают особую благодать и силу, которая исцеляет, утешает и укрепляет верующих. Многие паломники, приходящие в лавру, стремятся поцеловать мощи и помолиться перед ними. Свидетельства о чудесах, происходящих по молитвам преподобного Сергия, собраны в книге « Житие и чудеса преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского » , которая была напечатана в 1652 году. Среди чудесных событий, связанных с мощами, можно назвать следующие:

  • В 1425 году, во время эпидемии чумы, мощи преподобного Сергия были вынесены из собора и обнесены вокруг монастыря. После этого чума прекратилась, и никто из братии не заболел.
  • В 1448 году, во время войны между Москвой и Тверью, мощи преподобного Сергия были перенесены в Москву, где они оказались во время осады города тверскими войсками. По молитвам преподобного Сергия, тверские войска были разбиты, а Москва освобождена.
  • В 1547 году, во время пожара в Москве, который уничтожил большую часть города, мощи преподобного Сергия были привезены в Кремль, где они останавливали огонь и спасали людей от гибели.
  • В 1612 году, во время освобождения Москвы от польских интервентов, мощи преподобного Сергия были привезены из Ярославля в Москву, где они вдохновляли народное ополчение, возглавляемое Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, на подвиги и победы.
  • В 1941 году, во время Великой Отечественной войны, мощи преподобного Сергия были вынесены из музея и поставлены в Успенский собор Московского Кремля, где они молились за спасение Родины от фашистских захватчиков.

Мощи преподобного Сергия Радонежского являются не только духовным сокровищем Троице

Почитание других святых мощей, хранящихся в лавре

В Троице-Сергиевой лавре, помимо мощей преподобного Сергия Радонежского, хранятся и почитаются мощи других святых, которые были связаны с монастырем или жили в нем. Среди них:

  • Преподобный Максим Грек (1475—1556) — знаменитый переводчик, писатель и просветитель, который жил в лавре с 1518 по 1525 год и с 1531 по 1556 год. Его мощи находятся в Успенском соборе лавры .
  • Преподобный Антоний (Медведев) (1591—1661) — ученик и соратник преподобного Сергия Радонежского, который возродил монастырь после Смутного времени. Его мощи находятся в церкви Смоленской иконы Божией Матери лавры .
  • Преподобный Дионисий Радонежский (ок. 1380—1467) — брат преподобного Сергия Радонежского, который был игуменом монастыря в 1448—1451 годах. Его мощи находятся в церкви Сошествия Святого Духа лавры .
  • Преподобный Михей Радонежский (ок. 1395—1466) — брат преподобного Сергия Радонежского, который был игуменом монастыря в 1451—1454 годах. Его мощи находятся в Михеевской церкви лавры .
  • Святитель Иннокентий Московский (1797—1879) — миссионер, просветитель и писатель, который был настоятелем лавры в 1841—1857 годах. Его мощи находятся в Успенском соборе лавры .
  • Святитель Макарий Московский (1816—1882) — митрополит Московский и Коломенский, который был настоятелем лавры в 1857—1879 годах. Его мощи находятся в Успенском соборе лавры .
  • Святитель Серапион Новгородский (ок. 1490—1516) — архиепископ Новгородский и Псковский, который был настоятелем лавры в 1508—1511 годах. Его мощи находятся в Успенском соборе лавры .
  • Святитель Иоасаф Московский (ок. 1460—1522) — митрополит Московский и всея Руси, который был настоятелем лавры в 1511—1514 годах. Его мощи находятся в Успенском соборе лавры .

Почитание святых мощей в лавре имеет давнюю традицию и связано с многими чудесами исцеления и утешения. Верующие приходят к мощам святых с молитвами о помощи, защите и наставлении. В лавре совершаются регулярные богослужения и акафисты перед мощами святых.

READ  Парусный фрегат: история, особенности, сравнение с другими кораблями

Почитание чудотворных икон Божией Матери, находящихся в лавре, в том числе «Достойно есть» или «Милующая» и «Скоропослушница»

В Троице-Сергиевой лавре хранятся и почитаются две чудотворные иконы Божией Матери, написанные на Афоне в Пантелеимоновом монастыре в 1908 году и доставленные в лавру ее насельником о. Аристоклием. Это иконы «Достойно есть» или «Милующая» и «Скоропослушница».

Икона «Достойно есть» или «Милующая» изображает Богородицу с Младенцем Христом на руках, обращенных к молящемуся. Название иконы происходит от слов ангельского пения, которое слышал пророк Исаия в видении: «Достойно есть, как воистину, блажити Тя, Богородице, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего». Икона называется также «Милующая», потому что Богородица являет свою милость и любовь к людям, умоляющим ее о помощи и заступничестве. Икона считается чудотворной, потому что многие верующие получали исцеления и утешения по своим молитвам перед ней. В годы гонений икона хранилась в доме монахини Евфросинии и инокини Пелагеи, которые были духовными чадами о. Аристоклия. После их смерти икона была возвращена в лавру и сейчас находится в Трапезном храме в центральном приделе с правой стороны у правого клироса.

Икона «Скоропослушница» также изображает Богородицу с Младенцем Христом на руках, но в более крупном масштабе. Название иконы означает, что Богородица скоро услышит и исполнит просьбы молящихся перед ней. Икона также считается чудотворной, потому что многие люди получали помощь и защиту от Богородицы по своим молитвам. В годы гонений икона хранилась у благочестивой мирянки Марии Михайловны, которая также была духовным чадом о. Аристоклия. После ее смерти икона была возвращена в лавру и сейчас находится в Никоновском приделе Троицкого собора.

Кроме этих двух икон, в лавре также почитаются иконы Божией Матери «Одигитрия» Сергиевская и «Троеручица». Икона «Одигитрия» Сергиевская была написана в 1631 году по благословению патриарха Филарета и подарена им лавре. Икона изображает Богородицу с Младенцем Христом на руках, указывающих на путь к спасению. Название иконы происходит от греческого слова «одигитрия», что значит «путеводительница». Икона считается чудотворной, потому что многие люди получали исцеления и благодать по своим молитвам перед ней. Икона хранится в Троицком соборе лавры с левой стороны у левого клироса.

Икона «Троеручица» была написана в VIII веке святым Иоанном Дамаскиным, который был чудесно исцелен от отсечения правой руки по молитве перед иконой Божией Матери. В знак благодарности он приложил к иконе серебряную руку, поэтому икона получила название «Троеручица», что значит «трехрукая». Икона изображает Богородицу с Младенцем Христом на руках и серебряной рукой справа от нее. Икона считается чудотворной, потому что многие люди получали исцеления и чудеса по своим молитвам перед ней. Икона хранится в Успенском соборе лавры с правой стороны у правого клироса.

Почитание чудотворных икон Божией Матери в лавре является выражением любви и уважения к Пресвятой Деве Марии, которая является Покровительницей и Заступницей Русской земли и Русской православной церкви. Молитвы перед иконами Божией Матери помогают верующим укрепить свою веру, надежду и любовь к Богу и ближним, получить помощь и защиту от врагов видимых и невидимых, исцеление от болезней душевных и телесных, утешение в скорбях и испытаниях, благодать и мир в сердцах.

Роль Троице-Сергиевой лавры в политической и исторической жизни России, ее участие в борьбе против татаро-монгольского ига, Смутного времени, царевне Софье и других событиях

Троице-Сергиева лавра не только была духовным центром Русской православной церкви, но и играла важную роль в политической и исторической жизни России. С момента своего основания преподобным Сергием Радонежским в 1337 году, лавра стала опорой власти и народа, участвуя в различных событиях, которые определили судьбу страны.

Вот некоторые из них:

  • В 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на битву с татаро-монгольским воеводой Мамаем на Куликовом поле, которая стала поворотным моментом в борьбе против татаро-монгольского ига.
  • В 1408 году лавра была осаждена и сожжена ханом Едигеем, но благодаря молитвам преподобного Сергия Радонежского и его учеников, монастырь был спасен от полного разрушения и возрожден.
  • В 1618 году лавра выдержала 16-месячную осаду литовских войск во время Смутного времени, не дав им проникнуть в Москву. Во время осады в лавре скончался патриарх Филарет, отец первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича.
  • В 1682 году лавра поддержала Петра I в противостоянии с царевной Софьей, которая пыталась захватить власть в России. В лавре был провозглашен царем Петр I, а Софья была изгнана в Новодевичий монастырь.
  • В 1812 году лавра была ограблена и разорена французскими войсками во время Отечественной войны. Многие ценные предметы, в том числе серебряная рака с мощами преподобного Сергия Радонежского, были спрятаны или эвакуированы в другие места.
  • В 1918 году лавра была закрыта советскими властями и превращена в музей. Многие монахи и священнослужители были арестованы, расстреляны или сосланы. Мощи преподобного Сергия Радонежского были сняты с почитания и уничтожены.
  • В 1946 году лавра была возвращена церкви и возобновила свою деятельность. В лавре была установлена резиденция патриарха Московского и всея Руси, которая находилась здесь до 1983 года.

Таким образом, Троице-Сергиева лавра была свидетелем и участником многих важных событий в истории России, отражая ее трудности и славу, страдания и радость, веру и надежду.

Значение Троице-Сергиевой лавры для русской духовной культуры, ее влияние на развитие искусства, литературы, образования, монашества и старчества

Троице-Сергиева лавра не только является крупнейшим центром православия в России, но и внесла огромный вклад в развитие русской духовной культуры. С момента своего основания в XIV веке лавра стала притягивать к себе многих выдающихся деятелей русской культуры, таких как иконописцы, архитекторы, писатели, поэты, ученые, педагоги, монахи и старцы. В лавре создавались и хранились шедевры русского искусства, литературы, образования, монашества и старчества, которые оказывали влияние на всю русскую культуру и духовность.

В области искусства Троице-Сергиева лавра славится своими архитектурными и художественными памятниками, которые отражают разные стили и эпохи русской истории. Среди них можно выделить:

  • Троицкий собор — самое древнее здание лавры, построенное в 1422—1423 годах по приказу Василия I в честь победы над татарами. В соборе находятся мощи преподобного Сергия Радонежского, а также знаменитая икона «Троица» Андрея Рублева, написанная в 1411—1427 годах .
  • Успенский собор — главный собор лавры, построенный в 1559—1585 годах по образцу Успенского собора Московского Кремля. В соборе похоронены митрополиты Московские и всея Руси, а также многие известные святые и подвижники Русской православной церкви .
  • Церковь Сошествия Святого Духа — одна из самых изящных церквей лавры, построенная в 1476—1477 годах в стиле русского позднего готики. Церковь украшена богатым резным декором и имеет уникальную форму шатровой главы .
  • Церковь Сергия с Трапезной палатой — большое двухэтажное здание, построенное в 1686—1692 годах в стиле русского барокко. На первом этаже расположена церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, а на втором — Трапезная палата, где проводились богослужения и торжества .
  • Колокольня — высочайшее здание лавры, построенное в 1740—1770 годах в стиле классицизма. Колокольня имеет высоту 88 метров и венчается золотым шаром с крестом. В колокольне находятся 42 колокола, самый большой из которых весит 64 тонны .

В области литературы Троице-Сергиева лавра известна тем, что в ней жили и творили многие русские писатели и поэты, такие как:

  • Епифаний Премудрый — ученик преподобного Сергия Радонежского, автор его жития, а также многих других произведений по истории, богословию, грамматике и риторике .
  • Максим Грек — выдающийся переводчик, писатель и просветитель, который прибыл в Россию из Греции в 1518 году и поселился в Троице-Сергиевой лавре. Он перевел на церковнославянский язык многие греческие тексты, написал множество сочинений по богословию, философии, истории и политике, а также внес большой вклад в развитие русского языка и письменности .
  • Павел Флоренский — знаменитый русский философ, математик, физик, теолог и искусствовед, который в 1919 году постригся в монахи в Троице-Сергиевой лавре. Он написал многотомное сочинение «Столп и утверждение Истины», в котором синтезировал христианское богословие, философию, науку и искусство .
  • Сергей Есенин — один из самых популярных русских поэтов XX века, который в 1925 году посетил Троице-Сергиеву лавру и написал несколько стихотворений, посвященных преподобному Сергию Радонежскому и его обители .
READ  Эврика! История знаменитого восклицания Архимеда

В области образования Троице-Сергиева лавра является местом нахождения Московской духовной академии — старейшего и престижнейшего высшего учебного заведения Русской православной церкви. Академия была основана в 1687 году в Москве, а в 1814 году перенесена в Троице-Сергиеву лавру. В академии обучались и преподавали многие видные деятели русской культуры, такие как Феофан Прокопович, Платон Левшин, Филарет Дроздов, Алексей Хомяков, Константин Аксаков, Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Сергей Булгаков и другие .

В области монашества и старчества Троице-Сергиева лавра служила примером и

Паломничество в Троице-Сергиеву лавру, ее посещение правителями, священнослужителями, писателями, художниками и простыми верующими

Троице-Сергиева лавра является одним из главных духовных центров Русской православной церкви и одним из самых посещаемых мест паломничества в России. С момента своего основания в XIV веке лавра привлекала множество людей разных сословий, профессий и интересов, которые приходили сюда для молитвы, почитания святых мощей, исцеления, обучения, творчества или просто для духовного обновления.

Среди посетителей лавры были и выдающиеся деятели русской истории, культуры и искусства. Некоторые из них можно увидеть на фресках Успенского собора, на которых изображены правители, священнослужители, писатели, художники и простые верующие, пришедшие в лавру в разные эпохи. Вот некоторые из них:

Имя Должность или профессия Время посещения лавры Особенности посещения
Дмитрий Донской Великий князь Московский 1380 год Получил благословение от преподобного Сергия Радонежского на Куликовскую битву
Иван III Великий князь Московский 1476 год Посетил лавру после взятия Новгорода и Твери
Иван Грозный Первый русский царь 1558, 1564, 1584 годы Посетил лавру в разные периоды своего правления, в том числе во время опричнины и перед смертью
Борис Годунов Царь России 1600 год Посетил лавру во время своего коронационного путешествия
Михаил Романов Первый царь из династии Романовых 1613 год Посетил лавру после своего избрания на Земском соборе
Петр I Император России 1698, 1710, 1722 годы Посетил лавру в разные периоды своего правления, в том числе после Полтавской битвы и перед Персидским походом
Екатерина II Императрица России 1787 год Посетила лавру во время своего путешествия по России, вручила лавре орден Святого Андрея Первозванного
Николай I Император России 1837 год Посетил лавру во время своего путешествия по России, посвященного 100-летию воцарения династии Романовых
Александр II Император России 1867 год Посетил лавру во время своего путешествия по России, посвященного 50-летию своего царствования
Николай II Последний император России 1896, 1913 годы Посетил лавру во время своего коронационного путешествия и в честь 300-летия династии Романовых
Иосиф Сталин Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) 1945 год Посетил лавру после Победы в Великой Отечественной войне
Никита Хрущев Первый секретарь ЦК КПСС 1959 год Посетил лавру во время своего путешествия по СССР, встретился с патриархом Алексием I
Леонид Брежнев Генеральный секретарь ЦК КПСС 1971 год Посетил лавру во время своего путешествия по СССР, встретился с патриархом Пименом
Михаил Горбачев Генеральный секретарь ЦК КПСС 1988 год Посетил лавру во время своего путешествия по СССР, встретился с патриархом Алексием II
Борис Ельцин Первый президент России 1993, 1996, 1999 годы Посетил лавру в разные периоды своего правления, в том числе после конституционного кризиса и перед своей отставкой
Владимир Путин Президент России 2000, 2003, 2007, 2012, 2017, 2020 годы Посетил лавру в разные периоды своего правления, в том числе в день своего рождения и в день памяти преподобного Сергия Радонежского
Дмитрий Медведев Президент России 2008, 2011 годы Посетил лавру в разные периоды своего правления, в том числе в день памяти преподобного Сергия Радонежского

Кроме правителей, лавру посещали и другие известные личности, такие как:<,/

Чудеса исцеления, происходящие в Троице-Сергиевой лавре, благодаря молитвам и посредничеству Сергия Радонежского и других святых

Троице-Сергиева лавра – один из центров православной духовной жизни России. Но, даже совершая паломничество в эту святую обитель, нам не всегда удается прикоснуться к тайно совершаемому подвигу насельников монастыря. Однако, многие паломники и верующие становятся свидетелями и участниками чудес исцеления, которые происходят в лавре, благодаря молитвам и посредничеству преподобного Сергия Радонежского и других святых, чьи мощи и иконы хранятся в храмах и соборах обители.

Преподобный Сергий Радонежский, основатель и настоятель Троице-Сергиевой лавры, был известен своими чудотворными дарами еще при жизни. Он исцелял больных, утешал скорбящих, укреплял слабых, пророчествовал будущее, умиротворял врагов, украшал природу, умножал хлеб, воду и соль, даровал зрение слепым, слух глухим, речь немым, ходьбу хромым, разум безумным. Его чудеса были так многочисленны и разнообразны, что их невозможно перечислить. Он был поистине «человек Божий», «светильник Русской земли», «наставник и учитель всей Руси».

После своего преставления в 1392 году, преподобный Сергий продолжал являть свою милость и помощь всем, кто обращался к нему с верой и любовью. Его мощи, которые находятся в Троицком соборе лавры, стали источником многих чудес исцеления. Среди них можно назвать такие, как исцеление от рака, туберкулеза, паралича, эпилепсии, бесплодия, алкоголизма, наркомании, депрессии и многих других болезней души и тела. Многие свидетельства об этих чудесах собраны в книге «Чудеса преподобного Сергия Радонежского» , которая издается лаврой.

Кроме мощей преподобного Сергия, в лавре хранятся и почитаются мощи других святых, которые также являют свою милость и помощь нуждающимся. Среди них можно выделить следующих:

  • Преподобный Михей Радонежский, брат преподобного Сергия, который был его соратником и сотрудником в строительстве и украшении Троицкого собора. Его мощи находятся в Михеевской церкви лавры. Он помогает при болезнях глаз, ушей и головы, а также при бесплодии и семейных проблемах.
  • Преподобный Никон Радонежский, ученик и ближайший соратник преподобного Сергия, который был его наследником и продолжателем его дела. Его мощи находятся в церкви Никона Радонежского лавры. Он помогает при болезнях желудка, печени и почек, а также при душевных скорбях и сомнениях.
  • Преподобный Дионисий Радонежский, ученик и собрат преподобного Сергия, который был его секретарем и летописцем. Его мощи находятся в Успенском соборе лавры. Он помогает при болезнях сердца, легких и крови, а также при трудностях в учении и письменности.
  • Преподобный Максим Грек, великий аскет и просветитель Русской земли, который перенес много страданий за правду Христову. Его мощи находятся в Успенском соборе лавры. Он помогает при болезнях позвоночника, суставов и костей, а также при преследованиях и несправедливости.
  • Преподобный Антоний (Медведев), подвижник и старец, который был наставником и духовником многих святых и блаженных Русской земли. Его мощи находятся в Успенском соборе лавры. Он помогает при болезнях нервной системы, психики и души, а также при искушениях и соблазнах.
  • Святитель Серапион Новгородский, архиепископ Новгородский и Великолуцкий, который был знаменит своей мудростью, кротостью и любовью к бедным и угнетенным. Его мощи находятся в Успенском соборе лавры. Он помогает при болезнях горла, голоса и речи, а также при конфликтах и раздорах.
  • Святитель Иоасаф Московский, митрополит Московский и всея Руси, который был верным соратником и другом святого князя Димитрия Донского. Его мощи находятся в Успенском соборе лавры. Он помогает при болезнях желез, щитовидной железы и гормонального баланса, а также при защите от врагов и напастей.
  • Святитель Иннокентий Московский, митрополит Московский и всея Руси, который был великим миссионером и просветителем народов Сибири, Аляски, Америки и Японии. Его мощи находятся в Успенском соборе лавры. Он помогает при болезнях памяти, мозга и сосудов, а также при распрост
Оцените статью
Поделиться с друзьями