Харьков метро: подземный мир города

Харьковское метро — один из видов общественного транспорта в Харькове, который обеспечивает быстрое и удобное перемещение пассажиров по городу. Метро состоит из трех линий, которые соединяются в центре города и обслуживают 30 станций. Метро Харькова отличается своей историей, особенностями и характеристиками, а также схемой, расписанием и стоимостью проезда.

В этой статье мы расскажем вам все, что нужно знать о Харьковском метрополитене, его прошлом, настоящем и будущем. Вы узнаете, как и когда появилось метро в Харькове, как оно развивалось и менялось со временем, какие особенности и характеристики имеет метро Харькова, как выглядит схема метро Харькова и как пользоваться ей, какое расписание и график работы метро Харькова, какие станции и трансферы есть в метро Харькова, какие достопримечательности расположены рядом со станциями метро Харькова, какая транспортная доступность метро Харькова и ближайших объектов, какие зоны действия и стоимость проезда в метро Харькова.

Мы надеемся, что эта статья будет полезна и интересна для всех, кто хочет узнать больше о Харьковском метрополитене, его роли в жизни города и его жителей, а также для тех, кто планирует посетить Харьков и использовать метро как средство передвижения.

Общая информация о Харьковском метро

Харьковское метро — это рельсовый внеуличный (преимущественно подземный) городской общественный транспорт на электрической тяге, который обслуживает жителей и гостей Харькова, второго по населению города Украины. Метро было открыто в 1975 году и стало шестым в СССР и вторым в УССР после Киевского метро. На 2021 год метро состоит из трех линий общей длиной 38,1 км и 30 станций. Метро перевозит около 140 млн пассажиров в год и является одним из самых интенсивно используемых в мире. Метро также выполняет функцию бомбоубежища в случае военных действий или чрезвычайных ситуаций.

Метро Харькова отличается современным художественно-архитектурным решением вестибюлей и платформ станций, оснащенностью линий швидкисным рухомим складом, оптимальным микроклиматом и температурным режимом. Метро работает с 5:30 до 21:30 по местному времени. Стоимость проезда составляет 0 копеек с 24 февраля 2022 года до отдельного распоряжения мэра Харькова, в связи с российской агрессией и пандемией COVID-19. Для проезда в метро необходимо иметь специальный бесплатный транспортный билет, который можно получить в кассах или терминалах на входе в метро.

Метро Харькова имеет три линии: Холодногорско-Заводская (красная), Салтовская (зеленая) и Алексеевская (синяя). Линии пересекаются в центре города на трех станциях: Университет, Пушкинская и Спортивная. На каждой линии работают поезда, состоящие из пяти вагонов, которые развивают скорость до 80 км/ч. Интервал движения поездов варьируется от 2 до 10 минут в зависимости от времени суток и дня недели. Наибольшая загрузка метро приходится на часы пик в утреннее и вечернее время.

Метро Харькова постоянно развивается и расширяется. В настоящее время ведутся строительные работы по продлению Алексеевской линии до станции Одесская и по созданию четвертой линии — Подольско-Восточной. По планам городского правительства, к 2031 году должны быть построены еще 11 станций и 26 километров линий. Кроме того, планируется модернизация подвижного состава и инфраструктуры метро, улучшение качества обслуживания пассажиров и повышение безопасности движения поездов.

Метро Харькова — это не только удобный и быстрый транспорт, но и своеобразная достопримечательность города. На станциях метро можно увидеть различные скульптуры, росписи, мозаики, витражи и другие элементы декора, отражающие историю, культуру и науку Харькова. Некоторые станции метро имеют особую архитектурную и художественную ценность и являются памятниками искусства. Например, станция Архитектора Бекетова украшена барельефами, посвященными знаменитому харьковскому архитектору, а станция Исторический музей имеет форму круглого зала с колоннами и фресками, посвященными истории Харькова и Украины.

Источники:

История создания и развития Харьковского метро

Харьковский метрополитен — один из старейших и крупнейших метрополитенов в Украине и бывшем СССР. Его история началась в середине XX века, когда Харьков был третьим по населению городом Советского Союза и важным промышленным и культурным центром. В этой статье мы расскажем о том, как возникла идея постройки метро в Харькове, какие трудности и препятствия пришлось преодолеть строителям и проектировщикам, как развивалась и расширялась сеть метрополитена в разные периоды его существования, и какие планы и перспективы у Харьковского метро в настоящее время.

Предыстория

Первые проекты метрополитена в Харькове появились ещё в 30-х годах XX века, когда город был столицей Украинской ССР. Однако эти проекты не были реализованы из-за недостатка финансирования и технических возможностей. В 1938 году был разработан план генеральной реконструкции Харькова, в котором предусматривалось строительство подземного трамвая, но и он также остался на бумаге. В 1941 году Харьков был захвачен немецкими войсками, и в течение трёх лет город пережил четыре кровопролитных битвы, в результате которых был сильно разрушен. После освобождения Харькова в 1943 году начался процесс его восстановления и развития, в ходе которого возникла необходимость создания современной и эффективной системы городского транспорта, способной обеспечить быстрое и удобное перемещение населения и разгрузить улично-дорожную сеть.

Проектирование

В 1958 году Харьков был включён в список городов СССР, которым предоставлялось право на строительство метрополитена. В 1960 году было создано Харьковское проектно-конструкторское бюро метрополитенов (ХПКБМ), которое занялось разработкой проекта первой линии метро. В 1962 году был утверждён план развития метрополитена до 1980 года, согласно которому предполагалось построить три линии общей протяжённостью 76 км и 61 станцию. Первая линия должна была соединить жилые районы на северо-востоке города с промышленными районами на юго-западе, вторая линия — жилые районы на северо-западе с центром города и вокзалом, третья линия — жилые районы на юго-востоке с центром города и аэропортом. В 1963 году Харьковский городской совет обратился к правительству СССР с просьбой выделить средства на начало проектных работ, а в 1965-1966 годах — на начало строительства первой очереди харьковского метро.

READ  Официальный сайт биржи Бинекс

Начало строительства

В 1967 году было принято решение о начале строительства Харьковского метрополитена. В том же году был заложен первый камень в основание будущей станции « Улица Свердлова » (ныне — «Холодная Гора»). Строительство велось под руководством главного инженера ХПКБМ Владимира Кравченко и главного инженера строительства метро Александра Кузнецова. Для строительства метро были привлечены специалисты и оборудование из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. В ходе строительства применялись различные методы: открытый, закрытый, щитовой, замораживание грунта и др. Особую сложность представляло строительство под рекой Харьков, которая пересекалась дважды. Для этого использовался метод замораживания грунта, который позволял создать тоннели в замёрзшем грунте, а затем укреплять их бетоном. Этот метод был впервые применён в СССР при строительстве метро в Харькове.

Первые годы деятельности

23 августа 1975 года состоялось торжественное открытие первого участка Харьковского метрополитена, который шёл от станции « Улица Свердлова » до станции « Московский проспект » (ныне — «Турбоатом»). Этот участок имел длину почти 10,4 км и насчитывал 8 станций. Первым поездом управлял машинист Владимир Шевченко, а первыми пассажирами стали члены правительства УССР, ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, строители метро и журналисты. В первый день работы метро перевезло около 100 тысяч пассажиров. В последующие годы строительство метро продолжалось, и к 1984 году была завершена первая линия метро — Холодногорско-Заводская, которая имела длину 17,3 км и 13 станций. В том же году было начато строительство второй линии метро — Салтовской, которая должна была соединить центр города с жилым массивом Салтовка на северо-востоке. В 1988 году был открыт первый участок этой линии

Особенности и характеристики Харьковского метро

Харьковский метрополитен — один из самых старых и крупных метрополитенов в Украине и бывшем СССР. Он был открыт в 1975 году и насчитывает три линии, 30 станций и 38,1 км путей. Харьковское метро обслуживает около 140 миллионов пассажиров в год и является важным элементом транспортной инфраструктуры города.

Харьковское метро имеет ряд особенностей и характеристик, которые отличают его от других метрополитенов. Некоторые из них перечислены ниже:

  • Харьковское метро — единственный метрополитен в Украине, который полностью работает на контактном рельсе, а не на контактной сети. Это позволяет снизить затраты на обслуживание и повысить надежность электроснабжения.
  • Харьковское метро — один из немногих метрополитенов в мире, который имеет станции с четырьмя путями и двумя островными платформами. Такие станции называются кросс-платформенными и позволяют пассажирам пересаживаться между разными направлениями движения без перехода на другую платформу. В Харьковском метро такие станции есть на всех трех линиях: « Центральный рынок », « Спортивная », « Пушкинская » и « Метростроителей ».
  • Харьковское метро — один из немногих метрополитенов в мире, который имеет станции с тремя путями и одной островной платформой. Такие станции называются трехпутными и позволяют организовывать двустороннее движение поездов на одном из путей, а также использовать третий путь для разворота или стоянки поездов. В Харьковском метро такие станции есть на Салтовской линии: « Академика Барабашова », « Студенческая » и « Тракторный завод ».
  • Харьковское метро — один из немногих метрополитенов в мире, который имеет станции с двумя путями и двумя боковыми платформами, расположенными на разных уровнях. Такие станции называются двухуровневыми и позволяют разделить потоки пассажиров по направлениям движения. В Харьковском метро такая станция есть на Холодногорско-Заводской линии: « Индустриальная ».
  • Харьковское метро — один из немногих метрополитенов в мире, который имеет станции с одним путем и одной боковой платформой. Такие станции называются однопутными и позволяют экономить пространство при строительстве. В Харьковском метро такая станция есть на Алексеевской линии: « Первомайская ».
  • Харьковское метро — один из немногих метрополитенов в мире, который имеет станции с разными типами покрытия платформ. В Харьковском метро есть станции с плиточным, мраморным, гранитным и паркетным покрытием. Такое разнообразие объясняется тем, что станции строились в разные периоды и с разными архитектурными стилями.
  • Харьковское метро — один из немногих метрополитенов в мире, который имеет станции с разными типами освещения. В Харьковском метро есть станции с люминесцентным, галогенным, светодиодным и волоконно-оптическим освещением. Такое разнообразие объясняется тем, что станции модернизировались в разные периоды и с разными технологиями.

Описание схемы метро Харькова

Харьковский метрополитен — это система общественного транспорта, состоящая из трех линий, соединяющих разные районы города. Схема метро Харькова показывает расположение станций, пересадок, направление движения поездов и время в пути между станциями. Схема метро Харькова может быть полезна для планирования маршрута, ориентирования в городе и изучения его истории и культуры.

Схема метро Харькова имеет следующие особенности:

  • Линии метро обозначены разными цветами: синий — Холодногорско-Заводская линия, красный — Салтовская линия, зеленый — Алексеевская линия.
  • Станции метро обозначены круглыми или овальными иконками с названиями. Овальные иконки означают, что станция является пересадочной.
  • Пересадки между линиями возможны на трех станциях: Университет, Исторический музей и Научная. Пересадки между станциями одной линии возможны на станции Алексеевская.
  • Направление движения поездов обозначено стрелками на линиях. Поезда движутся по часовой стрелке на Холодногорско-Заводской линии и против часовой стрелки на Салтовской и Алексеевской линиях.
  • Время в пути между станциями указано в минутах на линиях. Время в пути между пересадочными станциями указано в скобках.
  • Длина линий и станций указана в километрах внизу схемы. Общая длина сети составляет 38,1 км, а число станций — 30.

Расписание и график работы Харьковского метро

Харьковский метрополитен — это современное по назначению и техническому оборудованию транспортное предприятие, которое обеспечивает быстрый и безопасный перевоз пассажиров по городу. Метро состоит из трех линий и тридцати станций, соединяющих разные районы Харькова. Схема метро Харькова позволяет легко ориентироваться в подземном пространстве и выбрать оптимальный маршрут поездки.

READ  Что такое экуменизм и почему он вызывает споры в православии

График работы метро Харькова зависит от ситуации в городе и может меняться по решению руководства. На начало 2023 года время работы метро Харькова с 5:30 утра и до 21:30 вечера . Такой график работы метро Харькова утвержден в связи с введением комендантского часа в городе из-за эпидемиологической обстановки. В обычных условиях метро работает до 00:00.

Расписание движения поездов метро Харькова определяется интервалом между отправлениями поездов с конечных станций. Интервал зависит от времени суток, дня недели и пассажиропотока. В среднем интервал составляет от 2 до 10 минут. В часы пик (с 7:00 до 9:00 и с 16:00 до 19:00) интервал минимальный, в ночное время (с 21:00 до 00:00) — максимальный. В выходные и праздничные дни интервал может быть увеличен.

Стоимость проезда в метро Харькова составляет 0.00 грн. Это связано с тем, что метро финансируется из городского бюджета и не взимает плату с пассажиров. Для прохода на станции метро необходимо иметь специальный жетон, который можно получить в кассах или автоматах на входе. Жетоны выдаются бесплатно при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Жетоны действительны только в день получения и не подлежат обмену или возврату.

Для пассажиров с инвалидностью в метро Харькова организован специальный сопровождающий сервис. Для этого необходимо заранее позвонить по телефону +38 (057)731-00-00 или 0-800-507-507 и сообщить о своем маршруте и времени поездки. Сопровождающий персонал поможет пассажиру с инвалидностью пройти на станцию, сесть в поезд и выйти на нужной станции. Эта услуга предоставляется бесплатно.

Станции и трансферы в Харьковском метро

Харьковский метрополитен состоит из трех линий: Холодногорско-Заводской, Салтовской и Алексеевской. На каждой линии есть свой цвет, который обозначает ее на схеме метро. Холодногорско-Заводская линия — красная, Салтовская — синяя, Алексеевская — зеленая. Всего в метро 30 станций, из которых 10 — глубокого заложения, 18 — мелкого заложения и 2 — наземные. Средняя длина между станциями — 1,3 км, средняя глубина заложения — 15 м. Самая глубокая станция — «Пушкинская» (35 м), самая мелкая — «Залютино» (4 м).

В Харьковском метро есть два пересадочных узла, где можно сменить линию без выхода на поверхность. Они находятся на станциях «Площадь Конституции» (переход с красной линии на синюю) и «Проспект Гагарина» (переход с красной линии на зеленую). Переходы оснащены эскалаторами и лестницами. Время перехода между линиями составляет около 5 минут. Также есть один съезд, который позволяет поездам переходить с одной линии на другую без остановки на станции. Он расположен между станциями «Площадь Конституции» и «Проспект Гагарина» и соединяет красную и зеленую линии.

Ниже приведена таблица со списком всех станций Харьковского метро, их датами открытия, глубинами заложения и особенностями.

<,td

Название станции Линия Дата открытия Глубина заложения, м Особенности
Холодная Гора Красная 23.08.1975 19 Колонная, мелкого заложения. Прежнее название — Улица Свердлова.
Южный вокзал Красная 23.08.1975 20 Пилонная, глубокого заложения.
Центральный рынок Красная 23.08.1975 19 Односводчатая, мелкого заложения.
Площадь Конституции Красная 23.08.1975 20 Пилонная, глубокого заложения. Прежнее название — Советская. Пересадка на синюю линию.
Проспект Гагарина Красная 23.08.1975 18 Колонная, мелкого заложения. Пересадка на зеленую линию.
Спортивная Красная 23.08.1975 16 Односводчатая, мелкого заложения.
Завод имени Малышева Красная 23.08.1975 14 Колонная, мелкого заложения.
Турбоатом Красная 23.08.1975 12 Односводчатая, мелкого заложения. Прежнее название — Московский проспект.
Дворец Спорта Красная 23.08.1978 10 Колонная, мелкого заложения. Прежние названия — Комсомольская и Имени маршала Жукова.
Армейская Красная 23.08.1978 8 Односводчатая, мелкого заложения.
Имени А. С. Масельского Красная 23.08.1978 6 Колонная, мелкого заложения.
Тракторный завод Красная 23.08.1978 4 Односводчатая, мелкого заложения.
Индустриальная Красная 06.05.1984 6 Колонная, мелкого заложения.
Восточная Красная 06.05.1984 8 Односводчатая, мелкого заложения.
Роганская Красная 06.05.1984 10 Колонная, мелкого заложения.
Южная Красная 06.05.1984 12 Односводчатая, мелкого заложения.
Залютино Красная 06.05.1984 4 Наземная.
Героев Труда Синяя 19.08.1981 10 Односводчатая, мелкого заложения.
Алексеевская Синяя 19.08.1981 12 Колонная, мелкого заложения.
Победа Синяя 19.08.1981 14

Достопримечательности рядом со станциями метро Харькова

Харьковское метро предоставляет удобный доступ к различным достопримечательностям, расположенным вблизи его станций. Вот несколько интересных мест, которые можно посетить в каждом из районов города, где находятся станции метро:

1. Станция «Академіка Барабашова»

  • Научно-технический центр «Энергия»
  • Парк «Победы»

2. Станция «Научная»

  • Харьковский национальный университет
  • Музей истории науки и техники

3. Станция «Історичний музей»

  • Харьковский исторический музей
  • Площадь Свободы

4. Станция «Захисників України»

  • Парк Горького
  • Харьковский цирк

Эти достопримечательности предоставляют возможность погрузиться в историю, культуру и развлечения Харькова, делая поездку в метро более увлекательной и информативной.

Транспортная доступность метро Харькова и ближайших объектов

Метро Харькова является одним из самых удобных и быстрых видов транспорта в городе. Оно связывает разные районы и достопримечательности Харькова, а также обеспечивает транспортную доступность к ближайшим объектам, таким как аэропорт, железнодорожный и автовокзал, стадион, парки и торговые центры. В этой части статьи мы расскажем о том, как добраться до этих объектов на метро, а также о том, какие станции метро находятся рядом с ними.

Аэропорт Харькова имеет два терминала: терминал А для внутренних рейсов и терминал Б для международных рейсов. Для того, чтобы добраться до аэропорта на метро, нужно сесть на поезд Холодногорско-Заводской линии и выйти на станции «Пролетарская». Оттуда нужно пересесть на автобус №119 или маршрутное такси №255, которые идут прямо до аэропорта. Время в пути составляет около 40 минут. Стоимость проезда на метро — 0 копеек (с 24 февраля 2022 года до отдельного распоряжения мэра Харькова, весь общественный транспорт, включая метрополитен — бесплатный) , стоимость проезда на автобусе или маршрутном такси — 5 гривен.

Железнодорожный вокзал Харькова находится в центре города и имеет прямое подключение к метро. Станция метро «Южный вокзал» расположена прямо под зданием вокзала и относится к Салтовской линии. Для того, чтобы добраться до железнодорожного вокзала на метро, нужно сесть на поезд Салтовской линии и выйти на станции «Южный вокзал». Время в пути зависит от того, с какой станции вы отправляетесь, но в среднем составляет около 20 минут. Стоимость проезда на метро — 0 копеек .

Автовокзал Харькова находится недалеко от железнодорожного вокзала и также имеет прямое подключение к метро. Станция метро «Проспект Гагарина» расположена в 5 минутах ходьбы от автовокзала и относится к Холодногорско-Заводской линии. Для того, чтобы добраться до автовокзала на метро, нужно сесть на поезд Холодногорско-Заводской линии и выйти на станции «Проспект Гагарина». Время в пути зависит от того, с какой станции вы отправляетесь, но в среднем составляет около 15 минут. Стоимость проезда на метро — 0 копеек .

Стадион «Металлист» является одним из самых крупных и современных стадионов Украины и вмещает около 40 тысяч зрителей. На стадионе проводятся футбольные матчи, концерты и другие массовые мероприятия. Для того, чтобы добраться до стадиона на метро, нужно сесть на поезд Салтовской линии и выйти на станции «Спортивная». Оттуда нужно пройти пешком около 10 минут до стадиона. Время в пути зависит от того, с какой станции вы отправляетесь, но в среднем составляет около 25 минут. Стоимость проезда на метро — 0 копеек .

Парк имени Горького — это один из самых популярных и красивых парков Харькова, который привлекает как местных жителей, так и туристов. В парке есть множество аттракционов, фонтаны, скверы, аллеи и зоопарк. Для того, чтобы добраться до парка на метро, нужно сесть на поезд Салтовской линии и выйти на станции «Университет». Оттуда нужно пройти пешком около 15 минут до парка. Время в пути зависит от того, с какой станции вы отправляетесь, но в среднем составляет около 30 минут. Стоимость проезда на метро — 0 копеек .

Торговый центр «Караван» — это один из самых больших и современных торговых центров Харькова, который предлагает широкий выбор товаров и услуг, а также развлечений для всей семьи. В торговом центре есть кинотеатр, боулинг, кафе, рестораны и супермаркет. Для того, чтобы добраться до торгового центра на метро, нужно сесть на поезд Салтовской линии и выйти на станции «Героев Труда». Оттуда нужно пройти пешком около 5 минут до торгового центра. Время в пути зависит от того, с какой станции вы отправляетесь, но в среднем составляет около 35 минут. Стоимость проезда на метро — 0 копеек .

В таблице ниже приведены некоторые из наиболее популярных и важных объектов Харькова, а также ближайшие к ним станции метро и время в пути от центра города (станции «Майдан Конституции»).

Объект Станция метро Время в пути
Аэропорт Пролетарская 40 минут
Железнодорожный вокзал Южный вокзал

Зоны действия и стоимость проезда в Харьковском метро

Харьковский метрополитен — это одна из самых удобных и быстрых форм общественного транспорта в городе. Он состоит из трех линий, которые соединяют разные районы Харькова и обеспечивают транспортную связь с пригородами. Всего в метро Харькова 30 станций, из которых 9 являются пересадочными.

Стоимость проезда в Харьковском метро зависит от количества поездок, которые планирует совершить пассажир. Для оплаты проезда используются специальные жетоны, которые можно приобрести в кассах или автоматах на входе в метро. Жетон действителен для одной поездки по любому маршруту в пределах метрополитена. Стоимость одного жетона составляет 8 гривен.

Для тех, кто часто пользуется метро, есть возможность купить проездной билет на определенное количество поездок. Проездной билет представляет собой пластиковую карту, на которую заносится информация о количестве оплаченных поездок. Проездной билет можно приобрести в кассах метро или в специальных терминалах. Стоимость проездного билета зависит от количества поездок, которые он включает. Ниже приведена таблица с ценами на проездные билеты:

Количество поездок Стоимость, грн
10 70
20 130
30 180
40 220
50 250
60 270
70 280
80 290
90 300
100 310

Проездной билет действителен в течение 90 дней с момента покупки. Для прохода через турникет необходимо приложить карту к считывателю. При этом с карты списывается одна поездка. Если на карте закончились поездки, то ее можно пополнить в кассах или терминалах метро. Проездной билет можно использовать для нескольких пассажиров, при этом с карты списывается количество поездок, равное количеству пассажиров.

В Харьковском метро нет зон действия, то есть пассажир может проехать по любому маршруту в пределах метрополитена за одну поездку. Однако, если пассажир хочет выехать за пределы метро на пригородный поезд, то ему необходимо доплатить разницу в тарифе. Для этого нужно обратиться в кассу на станции метро и предъявить жетон или проездной билет. Стоимость доплаты зависит от расстояния до пункта назначения. Ниже приведена таблица с тарифными зонами и стоимостью доплаты:

№ зоны Расстояние, км Стоимость, грн
1 1-5 12,00
2 6-10 15,00
3 11-20 17,00
4 21-30 19,00
5 31-40 20,00
6 41-50 21,00
7 51-60 23,00
8 61-70 25,00
9 71-80 27,00
10 81-90 29,00
11 91-100 31,00
12 101-110 33,50
13 111-120 35,50
14 121-130 39,50
15 131-140 41,50
16 141-150 43,00
17 151-160 45,00
18 161-170 48,00
19 171-180 49,00
20 181-190 52,00
21 191-200 54,50
22 201-250 56,50
23 251-300 58,00

В Харьковском метро действуют льготы для определенных категорий граждан, таких как пенсионеры, ветераны, инвалиды, учащиеся и студенты. Для получения льготы необходимо предъявить соответствующий документ, подтверждающий право на льготу. Льготы могут быть полными или частичными, в зависимости от категории граждан. Полная льгота предоставляет право на бесплатный проезд в метро, а частичная льгота — на скидку на стоимость жетона или проездного билета.

В заключение, можно сказать, что Харьковский метрополитен — это доступный и удобный вид транспорта, который позволяет быстро и комфортно перемещаться по городХарьков метро зоны действия и стоимость проезда

READ  Какой был старый китайский флаг и что он символизировал?
Оцените статью
Поделиться с друзьями