Евгений Матвеев: актер советского и российского кино

Евгений Матвеев — один из самых ярких и талантливых актёров и режиссёров советского и российского кино. Его имя ассоциируется с такими фильмами, как «Цыган», «Любовь земная», «Любить по-русски» и многими другими. Его герои — живые, настоящие, полные страсти и чувств. Его режиссёрская манера — драматичная, лирическая, поэтическая. Его творчество — насыщенное, разнообразное, оригинальное.

В этой статье мы расскажем о жизни и карьере Евгения Матвеева, о его ключевых работах в театре и кино, о его стиле игры и особенностях актёрского мастерства, о его вкладе в советское и современное искусство кино, о его наследии и влиянии на поколения зрителей и коллег. Мы также попытаемся дать критический взгляд на его карьеру, выявить его успехи и сложности, его сильные и слабые стороны, его достоинства и недостатки.

Для начала давайте вспомним, как начиналась творческая биография Евгения Матвеева, какие этапы он прошёл, какие люди повлияли на его развитие и выбор профессии.

Биография актера: ранние годы и начало карьеры

Евгений Матвеев родился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка, которое находилось в Таврической губернии, а сейчас входит в Херсонскую область Украины. Его мать, Надежда Фёдоровна Коваленко, была украинской крестьянкой, а его отец, Семён Калинович Матвеев, был русским красноармейцем и коммунистом. Отец покинул семью, когда Евгению было четыре года, и больше с ним не общался.

Матвеев с детства проявлял интерес к творчеству. Он пел частушки, которые сам сочинял, и играл на балалайке, которую купил за деньги, заработанные продажей арбузов. Он также хорошо учился в школе, куда его отправила мать, чтобы дать ему хорошее образование. В девятом классе он увидел любительский спектакль и решил стать актёром. Он поступил в Херсонский городской театр, где играл небольшие роли и участвовал в массовых сценах.

В 1940 году Матвеев встретился с известным актёром Николаем Черкасовым, который приехал в Херсон с гастролями. Черкасов посоветовал ему поехать в Киев и поступить на курсы Александра Довженко. Матвеев последовал его совету и был принят в школу актёров при Киевской киностудии. Там он получил профессиональное образование и познакомился с будущими знаменитыми актёрами, такими как Сергей Бондарчук, Иван Мыкультян, Леонид Быков и другие.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Матвеев был призван в армию. Он служил в разведке, участвовал в боях за Киев, Сталинград, Курск, Белоруссию, Польшу и Германию. Он был ранен дважды и награждён медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Во время войны он также продолжал заниматься театральной деятельностью, участвуя в фронтовых концертах и спектаклях.

После войны Матвеев работал в разных театрах Сибири и Урала, а в 1952 году переехал в Москву, где был принят в труппу Малого театра. Там он играл в спектаклях «Горе от ума», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Ревизор» и других. Он также начал сниматься в кино, дебютировав в фильме «Судьба Марины» в 1955 году. С тех пор он сыграл более сотни ролей в разных жанрах, став одним из самых популярных и уважаемых актёров советского кино.

Кроме актёрской работы, Матвеев также занимался режиссурой, сценарным творчеством, педагогикой и общественной деятельностью. Он был председателем Союза кинематографистов СССР с 1978 по 1986 год, а также депутатом Верховного Совета СССР с 1979 по 1989 год. Он был награждён высшими государственными наградами, в том числе двумя орденами Ленина и званием народного артиста СССР. Он также был лауреатом Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых за фильм «Цыган» и Государственной премии СССР за фильм «Любить по-русски».

Евгений Матвеев: ключевые работы в киноиндустрии

Евгений Матвеев был одним из самых ярких и талантливых актёров советского кино, сыгравшим множество запоминающихся ролей в разных жанрах. Его творчество отличалось глубиной психологизма, выразительностью образов и мастерством преображения. Среди его ключевых работ в киноиндустрии можно выделить следующие:

  • «Родная кровь» (1964) — драма о судьбе семьи крестьян, пережившей коллективизацию, голод, войну и послевоенное восстановление. Матвеев сыграл роль старшего сына Николая, который стал коммунистом и уехал в город, но не забыл своих корней и помогал родным. За эту роль он получил приз на МКФ в Карловых Варах .
  • «Любовь земная» (1974) — экранизация одноимённого романа Николая Дубова о жизни советских колхозников в 1930-е годы. Матвеев исполнил главную роль председателя колхоза Захара Дерюгина, который боролся за справедливость и счастье своих подопечных, а также за любовь своей жены. Этот фильм стал одним из самых популярных в СССР и принёс Матвееву народную любовь и признание .
  • «Емельян Пугачёв» (1978) — историческая драма о восстании крестьян и казаков под руководством Емельяна Пугачёва в 1773—1775 годах. Матвеев воплотил на экране образ легендарного повстанца, показав его характер, мотивы, цели и отношения с окружающими. Эта роль стала одной из самых значительных в карьере актёра и принесла ему Государственную премию СССР .
  • «Особо важное задание» (1980) — художественный телесериал о развитии советской ракетной техники в 1950-е годы. Матвеев сыграл роль начальника производства Сергея Кириллова, который стал директором завода и внёс большой вклад в создание первой советской межконтинентальной баллистической ракеты. Этот сериал был одним из первых в СССР, посвящённых теме космоса и ракетостроения .
  • «Завещание» (1985) — экранизация одноимённой повести Александра Чаковского о последних годах жизни великого русского поэта Ивана Крылова. Матвеев сыграл роль Крылова, показав его творческий путь, личные переживания, дружбу с Пушкиным и Грибоедовым, а также его завещание народу. Этот фильм стал своеобразным данью уважения Матвеева к русской классической литературе .

Кроме этих фильмов, Матвеев снялся во многих других картинах, таких как «Сибирячка», «Укрощение огня», «Время сыновей», «Любить по-русски» и др. Его творчество оказало большое влияние на советское и современное кино, а его роли остаются в памяти миллионов зрителей.

READ  Украина в огне: как Оливер Стоун раскрыл тайны Майдана

Успехи и признание: вклад в советское и современное кино

Евгений Матвеев был одним из самых ярких и талантливых актёров советского кинематографа, который сыграл более 80 ролей в разных жанрах. Он также проявил себя как режиссёр, сценарист и педагог, воспитавший целое поколение молодых артистов. Его творчество оказало большое влияние на развитие советского и современного кино.

Матвеев дебютировал в кино в 1955 году в фильме «Судьба человека» по роману М. Шолохова, где сыграл роль командира взвода. За эту работу он был награждён премией Министерства обороны СССР. В том же году он снялся в картине «Подвиг разведчика» в роли разведчика-партизана. Эти фильмы открыли ему дорогу в кино и показали его мастерство в образовании героев военной тематики.

В 1957 году Матвеев сыграл одну из своих лучших ролей в фильме «Любовь земная» по повести А. Платонова. Он воплотил на экране образ Андрея Платонова, простого советского человека, который ищет свою любовь и смысл жизни в послевоенные годы. За эту роль он получил премию на МКФ в Карловых Варах и стал известен не только в СССР, но и за рубежом.

В 1960-е годы Матвеев продолжал сниматься в кино, играя разнообразные роли в драмах, комедиях, исторических и приключенческих фильмах. Среди его работ этого периода можно выделить фильмы «Дело было в Пенькове» (1960), «Девять дней одного года» (1962), «Живёт такой парень» (1964), «Война и мир» (1966-1967), «Золотой телёнок» (1968) и другие. Он также снял свой первый фильм в качестве режиссёра и сценариста «Всадник без головы» (1972), где также сыграл главную роль.

В 1970-е годы Матвеев достиг пика своей актёрской и режиссёрской карьеры. Он снял и сыграл в фильмах «Они сражались за Родину» (1975), «Судьба резидента» (1976), «Воскресение» (1977), «Сибириада» (1979) и другие. За эти работы он был удостоен высоких государственных наград: звания народного артиста СССР, двух орденов Ленина, Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых и Государственной премии СССР.

В 1980-е годы Матвеев снял и сыграл в фильмах «По семейным обстоятельствам» (1981), «Вертикальный взлёт» (1983), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1986) и другие. Он также активно занимался общественной и педагогической деятельностью, будучи секретарем правления Союза кинематографистов СССР и профессором ВГИКа.

В 1990-е годы Матвеев продолжал работать в кино, снимаясь в фильмах «Пришествие богов» (1993), «Московские каникулы» (1995), «Сибирский цирюльник» (1998) и другие. Он также снял свой последний фильм в качестве режиссёра и сценариста «Свадьба» (2000), где также сыграл одну из ролей.

Евгений Матвеев был одним из самых уважаемых и любимых актёров советского и российского кино, который оставил после себя богатое творческое наследие. Его фильмы до сих пор смотрят и ценят миллионы зрителей. Его имя носит астероид, открытый в 1979 году. Его память почитают и в его родном селе, где установлен памятник и открыт музей.

Личная жизнь Евгения Матвеева: семья, личные интересы

Евгений Матвеев был не только талантливым актером и режиссером, но и счастливым семьянином. Он познакомился со своей будущей женой Лидией Алексеевной в 1947 году на конкурсе молодых талантов в Тюмени. Лидия была солисткой музыкального театра, и Евгений сразу влюбился в ее серебристый голос и красоту. Он долго ухаживал за ней, пока она не согласилась выйти за него замуж. Свадьба состоялась в 1948 году.

В 1952 году семья переехала в Москву, где Евгению предложили работу в Малом театре. Лидия, которая имела музыкальное образование, устроилась в хор Большого театра. У супругов родились двое детей: дочь Светлана и сын Андрей. Евгений Матвеев был любящим и заботливым отцом, который всегда находил время для своих детей, несмотря на занятость в театре и кино. Он часто брал их с собой на съемочную площадку, где они знакомились с известными актерами и режиссерами. Сын Андрей пошел по стопам отца и стал актером, а дочь Светлана выбрала профессию юриста.

Евгений Матвеев и его жена Лидия Алексеевна прожили вместе 55 лет, до смерти актера в 2003 году. Они были верны друг другу, несмотря на слухи о романах Евгения с его партнершами по фильмам. Лидия Алексеевна всегда поддерживала мужа в трудные времена, когда он сталкивался с непониманием и притеснениями со стороны властей и коллег. Она была его музой и вдохновением, а он называл ее своей жертвой, потому что она ради него отказалась от своей карьеры певицы.

Евгений Матвеев не только работал в театре и кино, но и увлекался разными видами искусства. Он любил читать, писать стихи, сочинять музыку, играть на балалайке и гитаре. Он также интересовался историей, особенно периодом Гражданской войны, в которой участвовал его отец. Евгений Матвеев был общительным и доброжелательным человеком, у которого было много друзей среди актеров, режиссеров, писателей и поэтов. Он умел находить общий язык с людьми разных возрастов и профессий, и всегда радовал их своим юмором и оптимизмом.

Евгений Матвеев умер 1 июня 2003 года от сердечной недостаточности. Ему было 81 год. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его жена Лидия Алексеевна скончалась через два года после него. Евгений Матвеев оставил после себя не только богатое наследие в виде фильмов и спектаклей, но и пример сильной и красивой любви, которая длилась всю жизнь.

Евгений Матвеев как актер-образец: стиль игры и особенности актерского мастерства

Евгений Матвеев был одним из самых ярких и узнаваемых актеров советского кино. Его творчество отличалось глубиной психологизма, выразительностью образов, мастерством владения словом и жестом. Матвеев сумел создать ряд неординарных персонажей, которые вошли в историю отечественного кинематографа.

Стиль игры Матвеева формировался под влиянием разных театральных школ и направлений. Он учился у Александра Довженко, работал в Малом театре, сотрудничал с Сергеем Герасимовым и Тамарой Макаровой. Он также изучал творчество своих коллег и учителей, таких как Николай Черкасов, Михаил Ромм, Иван Пырьев, Сергей Эйзенштейн и другие. Матвеев стремился к синтезу разных методов актерского искусства, не ограничивая себя одной системой или школой.

READ  Ищу жену с ребенком: комедия о поиске любви и семьи

Особенности актерского мастерства Матвеева можно выделить следующие:

  • Он умел вживаться в роль, проникаться ее духом и характером, находить общее с персонажем, но при этом сохранять свою индивидуальность и авторство. Он не копировал реальность, а творчески переосмысливал ее, придавая образу свою визию и эмоциональность.
  • Он владел широким диапазоном средств выражения, от натурализма до экспрессии, от лиризма до драматизма, от комедии до трагедии. Он мог играть как реалистично, так и символично, как просто, так и сложно, как лаконично, так и многословно. Он умел подстраиваться под стиль и жанр фильма, не теряя при этом своей индивидуальности.
  • Он обладал харизмой и обаянием, которые притягивали внимание зрителя. Он мог заинтересовать и удивить, вызвать симпатию и сочувствие, восхищение и уважение. Он мог играть как героев, так и антигероев, как положительных, так и отрицательных персонажей, не делая их однозначными или однообразными.
  • Он стремился к постоянному развитию и самосовершенствованию, не боялся экспериментировать и рисковать, искать новые формы и смыслы, пробовать разные жанры и роли. Он не останавливался на достигнутом, а продолжал учиться и творить до конца жизни.

Евгений Матвеев был не только талантливым актером, но и творческой личностью, которая внесла большой вклад в развитие советского и российского кино. Его творчество остается примером для подражания и восхищения для многих поколений зрителей и актеров.

Фильмография Евгения Матвеева: работы в главных ролях

Евгений Матвеев был одним из самых ярких и талантливых актёров советского кино. Он сыграл более 80 ролей в разных жанрах, но особенно запомнился зрителям своими работами в главных ролях. В этой части статьи мы расскажем о некоторых из них.

Одна из первых главных ролей Матвеева была роль революционного матроса Василия Гулявина в фильме «Ярость» (1966) . Это была драматическая история о борьбе за власть советов в Одессе в 1918 году, в которой Матвеев показал свою силу и харизму как актёр. Фильм получил высокую оценку критики и публики, а Матвеев был номинирован на премию «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале .

В 1967 году Матвеев сыграл главную роль в музыкальной комедии «Цыган» . Он воплотил образ Будулая, цыганского барона, который влюбляется в дочь помещика и пытается добиться её руки. Фильм был снят по мотивам одноимённой оперетты Имре Кальмана и стал одним из самых популярных советских мюзиклов. Матвеев не только блестяще играл, но и пел самостоятельно все свои песни, в том числе знаменитую «Две гитары».

В 1970 году Матвеев сыграл одну из своих самых известных ролей — председателя колхоза Захара Дерюгина в фильме «Любовь земная» . Это была эпическая сага о жизни советского села в 1930-1950-е годы, в которой Матвеев создал образ человека, любящего свою землю, свою семью и свою Родину. Фильм стал классикой советского кино и получил множество наград, в том числе Государственную премию СССР . Матвеев также был сценаристом и режиссёром этого фильма, а также его продолжения «Судьба» (1977) .

В 1978 году Матвеев сыграл главную роль в историческом фильме «Емельян Пугачёв» . Он воплотил образ легендарного вождя крестьянского восстания в 1773-1775 годах, который называл себя императором Петром III. Фильм был снят по мотивам романа Александра Пушкина «Капитанская дочка» и стал одним из самых масштабных и зрелищных советских фильмов. Матвеев показал Пугачёва как харизматичного и смелого, но и жестокого и амбициозного человека, который не мог противостоять силам империи.

В 1980 году Матвеев сыграл главную роль в фильме «Особо важное задание» . Он изобразил Сергея Кириллова, начальника производства на заводе, который становится директором и ведёт борьбу за повышение качества и эффективности работы. Фильм был снят по мотивам реальных событий и стал одним из первых советских фильмов, затрагивающих проблемы экономики и управления. Матвеев создал образ современного руководителя, который не боится принимать ответственные решения и идти на конфликт с вышестоящими инстанциями.

В 1986 году Матвеев сыграл главную роль в фильме «Завещание» . Он воплотил образ Ивана Крылова, великого русского баснописца и поэта, который в конце своей жизни вспоминает своё творчество и своих друзей. Фильм был снят по мотивам пьесы Александра Вампилова «Завещание поэта» и стал одним из последних работ Матвеева. Матвеев показал Крылова как мудрого и доброго, но и остроумного и сатирического человека, который не терял веры в справедливость и свободу.

Это лишь некоторые из многих главных ролей Евгения Матвеева, которые заслуживают внимания и уважения. Он был актёром, который мог играть любого персонажа, от цыганского барона до советского директора, от революционного матроса до великого поэта. Он был актёром, который не только играл, но и создавал свои фильмы, писал сценарии и режиссировал. Он был актёром, который оставил свой след в истории советского и российского кино.

Наследие и влияние Матвеева в советском и современном кинематографе

Евгений Матвеев был одним из самобытных и талантливых актеров и режиссеров советского кино. Его творчество отличалось глубиной психологизма, оригинальностью художественного образа и высоким мастерством. Матвеев создал ряд запоминающихся ролей в фильмах разных жанров и направлений, таких как «Цыган», «Любовь земная», «Любить по-русски» и других. Он также снял несколько авторских лент, в которых раскрыл свое видение жизни, любви и искусства.

Матвеев оказал значительное влияние на развитие советского и современного кинематографа, как актер, так и режиссер. Он был одним из основателей и руководителей Союза кинематографистов СССР, активно участвовал в общественной и педагогической деятельности, пропагандировал национальную культуру и традиции. Матвеев также был наставником и учителем для многих молодых актеров и режиссеров, таких как Александр Рогожкин, Сергей Бодров-младший, Алексей Балабанов и других.

Матвеев получил признание и уважение не только в СССР, но и за рубежом. Его фильмы участвовали и награждались на различных международных кинофестивалях, таких как Каннский, Венецианский, Берлинский и других. Его имя внесено в Золотую книгу культуры России, а также в Книгу рекордов Гиннесса как самого старого действующего режиссера в мире. Его портрет украшает почтовую марку России, а его имя носят улицы, площади, школы и театры в разных городах.

READ  Пока станица спит: обзор сериала, роли актеров и финал

Матвеев оставил после себя богатое и разнообразное наследие, которое продолжает жить и вдохновлять новые поколения зрителей и кинематографистов. Его фильмы являются классикой отечественного кино, а его образы — символами настоящего искусства.

Критический взгляд на карьеру актера: успехи и сложности

Евгений Матвеев был одним из самых ярких и талантливых актеров советского кино, который сыграл более 50 ролей в разных жанрах и эпохах. Его творчество вызывало восхищение и уважение как у зрителей, так и у критиков, которые отмечали его уникальный стиль игры, глубину психологизма и мастерство перевоплощения. Однако карьера Матвеева не была лишена трудностей и противоречий, которые порой влияли на его артистические выборы и жизненные судьбы.

Одной из основных проблем, с которой столкнулся Матвеев, была нехватка ролей, соответствующих его творческому потенциалу и амбициям. В 1950-х годах, когда он только начинал свою карьеру, он часто получал второстепенные или эпизодические роли, которые не давали ему возможности полноценно раскрыть свой талант. Так, например, в фильме «Судьба человека» (1959) он сыграл всего несколько минут, а в фильме «Баллада о солдате» (1959) его роль была сокращена до одной сцены. Матвеев жаловался, что он «не может найти своего места в кино» и что он «не хочет быть актером второго плана» .

В 1960-х годах ситуация изменилась к лучшему, и Матвеев стал получать более интересные и значимые роли, которые позволили ему проявить свои актерские способности и харизму. Он сыграл главные роли в таких фильмах, как «Девять дней одного года» (1962), «Живые и мертвые» (1964), «Они сражались за Родину» (1975), «Восхождение» (1977) и других. Эти фильмы принесли ему широкую известность и признание, а также несколько престижных наград, в том числе две премии «Ника» за лучшую мужскую роль в 1988 и 1990 годах . Матвеев стал одним из ведущих актеров советского кино, который работал с такими известными режиссерами, как Михаил Ромм, Сергей Бондарчук, Лариса Шепитько, Никита Михалков и другими.

Однако вместе с успехами пришли и сложности, связанные с политической и идеологической обстановкой в стране. Матвеев был человеком свободомыслящим и независимым, который не хотел подчиняться давлению властей и цензуры. Он часто высказывал свое мнение о различных социальных и культурных проблемах, критиковал стагнацию и коррупцию в советском обществе, поддерживал диссидентов и правозащитников. Это приводило к тому, что он попадал в немилость у партийных и кинематографических чиновников, которые препятствовали его творчеству и карьере. Некоторые из его фильмов были запрещены или сильно подвергались цензурным вмешательствам, а некоторые из его ролей были отданы другим актерам. Так, например, в фильме «Война и мир» (1966—1967) Матвеев должен был сыграть роль Пьера Безухова, но роль была передана Сергею Бондарчуку, который был и режиссером фильма. В фильме «Сибириада» (1979) Матвеев должен был сыграть роль Николая Устюжанина, но роль была отдана Виталию Соломину. В фильме «Москва слезам не верит» (1979) Матвеев должен был сыграть роль Гоши, но роль была отдана Алексею Баталову .

Матвеев не скрывал своего разочарования и недовольства таким положением дел, и в конце 1980-х годах он стал активно участвовать в демократическом движении, поддерживая перестройку и гласность. Он был одним из основателей и лидеров Союза кинематографистов СССР, который стал одной из самых влиятельных и прогрессивных общественных организаций в стране. Он также был одним из депутатов Съезда народных депутатов СССР, где он выступал за демократизацию, свободу слова и права человека. Он был сторонником Бориса Ельцина и противником путча в августе 1991 года, во время которого он призывал к защите Белого дома .

После распада СССР Матвеев продолжал свою актерскую и общественную деятельность, но уже в новых условиях. Он снимался в разных жанрах и стилях, от драмы и комедии до триллера и фантастики. Он также работал в театре и телевидении, был ведущим нескольких популярных телепередач. Он не отказывался от своих политических взглядов и продолжал критиковать различные аспекты современной российской действительности, такие как война в Чечне, коррупция, национализм, нарушение прав человека и свободы слова. Он был одним из учредителей и членов правления Российского союза прав человека, который занимался защитой прав и свобод граждан России .

Карьера Евгения Матвеева была яркой и насыщенной, но и пол

Заключение: наследие и вклад Евгения Матвеева в искусство кино

Евгений Матвеев был одним из самых ярких и талантливых актеров и режиссеров советского кинематографа. Он создал множество необычных и запоминающихся образов, которые отражали дух своего времени и народа. Его герои были живыми, искренними, темпераментными и сильными. Они восхищали зрителей своей любовью к жизни, своей верностью идеалам, своей способностью преодолевать трудности и бороться за счастье.

Евгений Матвеев также был выдающимся режиссером, который снимал фильмы о сложных и противоречивых страницах истории и судьбах людей, попавших в водоворот событий. Его фильмы «Цыган», «Любовь земная», «Любить по-русски» и другие стали классикой отечественного кино. Он не боялся экспериментировать, искать новые формы и средства выражения, привносить в свои работы элементы музыки, поэзии, фольклора. Он также был тонким психологом, который умел раскрыть внутренний мир своих персонажей и показать их развитие и изменение.

Евгений Матвеев оказал большое влияние на развитие советского и современного кинематографа. Он был не только творцом, но и педагогом, который обучал и вдохновлял многих молодых актеров и режиссеров. Он был также общественным деятелем, который активно участвовал в жизни культурной и творческой интеллигенции, защищал интересы своих коллег, поддерживал инициативы, направленные на улучшение качества и содержания киноискусства.

Евгений Матвеев оставил после себя богатое и разнообразное наследие, которое продолжает жить и радовать поколения зрителей. Его фильмы не утратили своей актуальности и привлекательности, они вызывают эмоции и размышления, они учат и воспитывают, они дарят надежду и веру в человека. Евгений Матвеев заслуженно занимает почетное место в истории искусства кино.

Оцените статью
Поделиться с друзьями