Что такое рогожа и зачем она нужна?

Рогожа — это традиционный материал, используемый в ремесленных и хозяйственных нуждах. Её производство основано на использовании мочала и луба. Мочало получают из грубых частей растений, таких как лен или конопля. Луб — это внутренняя часть стебля льна, конопли или других растений.

Для изготовления рогожи проводится ряд технологических процессов. Сначала собирают сырье, затем обрабатывают его для получения мочала и луба. Далее проводится отделка и переплетение волокон, что позволяет создать прочный и долговечный материал.

Рогожа часто используется в ремесленных производствах и сельском хозяйстве благодаря своей прочности и износостойкости. Её также применяют в текстильной промышленности для создания различных изделий.

История возникновения и развития рогожного промысла в России

Рогожа — это грубая хозяйственная ткань, сплетённая из мочала, волокон луба старых лип. Рогожа использовалась для изготовления кулей, половиков, упаковочной ткани и других изделий. Рогожный промысел был распространён в разных регионах России, особенно там, где росли липы и рогоз .

История рогожного промысла в России начинается с древних времён. По некоторым данным, рогожа производилась из волокон рогоза, водного растения, которое росло в болотах и озёрах. Однако более распространённым сырьём для рогожи стал луб, внешний слой коры липы, который надирали весной и замачивали в воде, чтобы отделить мочало — мягкие волокна .

Рогожа ткалась вручную на простых приспособлениях, без станков и рам. Из мочала плели основу и уток ткани, а из лыка — верёвки для связывания кулей. Рогожа была дешёвой и прочной тканью, которая не боялась влаги и гниения. Рогожные кули служили для хранения и перевозки зерна, соли, сахара, муки, семян, табака и других товаров. Рогожа также использовалась для утепления и обшивки домов, для изготовления одежды, обуви, постельных принадлежностей и других вещей .

Рогожный промысел в России был в основном кустарным, то есть занимались им домашние мастера, которые продавали свою продукцию на рынках или сдавали её посредникам. Однако существовали и фабричные заводы по производству рогожи, особенно в XIX веке, когда рогожа стала востребованной для упаковки промышленных товаров. В 1892 году в России было зарегистрировано 51 фабричное заведение для выделки рогожи и кулей, с производством свыше 4 миллионов штук в год .

Рогожный промысел имел свои особенности в разных регионах России. Например, в Ветлужском уезде Нижегородской губернии рогожа ткалась из сученых мочал, которые скручивались в нити. Такая рогожа называлась циновкой или рядной рогожей и считалась высшего качества. В Ногинском уезде Московской губернии рогожа ткалась из мочала и лыка, которые плелись в перекрёстную ткань. Такая рогожа называлась парусовкой и использовалась для изготовления парусов для лодок и кораблей. В других местах рогожа ткалась из разных видов мочала и имела разные размеры, вес и назначение .

Рогожа была не только хозяйственной тканью, но и элементом народного искусства и культуры. Рогожные изделия украшались вышивкой, аппликацией, красками, бусами и другими материалами. Рогожа также входила в состав народных костюмов, головных уборов, украшений и амулетов. Рогожа отражалась в народной литературе, песнях, пословицах и поговорках. Рогожа была символом простоты, бедности, трудолюбия и скромности .

Современное состояние и перспективы рогожного промысла в России связаны с развитием сельского хозяйства, экологии и туризма. Рогожа по-прежнему используется для упаковки сельскохозяйственной продукции, для изготовления экологически чистых и биоразлагаемых изделий, для создания интерьеров в национальном стиле, для сохранения традиционных ремёсел и народного искусства. Рогожа также привлекает внимание исследователей, музеев, коллекционеров и любителей народной культуры .

Рогожа в других странах и регионах мира также имеет свою историю, особенности и значение. Например, в Китае рогожа ткалась из луба китайской липы и использовалась для изготовления одежды, обуви, шляп, сумок, ковров и других вещей. В Европе рогожа ткалась из луба липы, ивы, берёзы, тополя и других деревьев и применялась для упаковки, утепления, изоляции и декора. В Америке рогожа ткалась из луба туи, сосны, кипариса и других растений и служила для изготовления одеял, покрывал, палаток, корзин и других предметов .

Рогожа в литературе, кино и музыке отображает разные аспекты жизни, истории и культуры народов, которые её производили и использовали. Например, в русской литературе рогожа упоминается в произведениях Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, М. А. Шолохова и других писателей. В кино рогожа присутствует в фильмах «Андрей Рублёв», «Война и мир», «Тихий Дон», «Москва слезам не верит» и других. В музыке рогожа звучит в народных песнях, романсах, баллад

Виды и типы рогожи по качеству, размеру и назначению

Рогожа — это грубая хозяйственная ткань, которая изготавливается из мочала — волокон луба старых лип. Рогожа имеет долгую историю и была широко распространена в разных регионах России. Из рогожи делали мешки, половики, упаковочную ткань и другие изделия. Рогожа также является элементом народного искусства и культуры, а в литературе, кино и музыке она используется как символ и метафора.

Рогожа бывает разных видов и типов в зависимости от качества, размера и назначения ткани. Существует несколько классификаций рогожи, которые основаны на разных критериях. Одна из них — по способу плетения. По этому признаку рогожа делится на:

  • Перекрестную ткань — рогожа высшего разбора, которая имеет чистую работу и сученые мочалы. Эта ткань называется так, потому что нити пересекаются под прямым углом. Перекрестная ткань имеет высокую прочность и долговечность.
  • Циновку или рядную рогожу — рогожу особой ткани, которая соткана из скрученных волокон мочала. Эта ткань имеет большой вес — около 17-20 пудов за сотню. Циновка или рядная рогожа используется для изготовления кулей, половиков и других изделий.
  • Ворсистую ткань — рогожу, которая имеет на поверхности ворс из мочала. Эта ткань имеет мягкую и приятную на ощупь текстуру. Ворсистая ткань применяется для обивки мебели, пошива штор и другого домашнего текстиля.
READ  Объекты всемирного природного наследия за рубежом: примеры и истории

Другая классификация рогожи — по размеру и весу. По этому признаку рогожа делится на:

Название Длина, аршины Ширина, аршины Вес, фунты
Парусная 4 2 6
Парная 3.5 1.75 8
Цевочная 3 1.75 6
Карточная, нулевая 2.33 2.33 5
Кулевая 1.625 0.875
Крышечная, таевка 1.5 0.75

Кроме того, рогожа может иметь разные названия в зависимости от региона производства или назначения ткани. Например, парусовка — это разбор ветлужских рогож, которые использовались для изготовления парусов. Рядные, боковки, крышечные, табачные, полуторки, берестовки и прочие — это разные сорта рогожи, которые отличаются по качеству, размеру и цвету.

Источники:

Особенности технологии производства рогожи из мочала и луба

Рогожа — это грубая хозяйственная ткань, которая изготавливается из мочала — волокнистого материала, получаемого из луба старых лип. Луб — это подкорье, или внутренняя часть коры дерева, которая содержит много целлюлозы и легко отделяется от древесины. Для получения мочала лубье надирают с липы, затем замачивают в воде на несколько недель, после чего высушивают и расчесывают. Мочало имеет длинные и прочные волокна, которые можно сплести в ткань.

Технология производства рогожи из мочала и луба состоит из нескольких этапов:

  1. Заготовка лубья. Для этого выбирают старые липы, которые растут во влажных и тенистых местах. Лучшее время для сбора лубья — это конец весны или начало лета, когда кора легко отделяется от древесины. Лубье надирают с дерева острым ножом или топором, затем разрезают на полосы шириной 10-15 см и длиной 1-2 м. Полосы скручивают в рулоны и хранят в сухом и прохладном месте до замачивания.
  2. Замачивание лубья. Для этого рулоны лубья помещают в большие бочки или ямы, наполненные водой. Вода должна полностью покрывать лубье, поэтому ее периодически доливают. Замачивание длится от двух до шести недель, в зависимости от температуры воды и качества лубья. В процессе замачивания в лубье происходят химические и биологические реакции, которые разрушают связи между волокнами и облегчают их отделение от других слоев коры.
  3. Выделка мочала. После замачивания лубье вынимают из воды и промывают от грязи и слизи. Затем лубье расправляют на плоской поверхности и снимают с него верхний слой коры, который называется лыком. Лыком можно пользоваться для изготовления веревок, канатов, корзин и других изделий. Под лыком находится слой мочала, который отделяют от древесины острым ножом или специальным инструментом, называемым мочальником. Мочало имеет светло-желтый или сероватый цвет и шероховатую текстуру. Мочало высушивают на солнце или в сушилке, затем расчесывают и сортируют по качеству и размеру волокон.
  4. Ткачество рогожи. Для ткачества рогожи используют специальные станки, которые называются рогожницами. Рогожница состоит из двух деревянных рам, которые соединяются между собой вертикальными стержнями. На одной раме натягивают основу — продольные нити из мочала, которые крепятся к стержням. На другой раме наматывают уток — поперечные нити из мочала, которые переплетаются с основой с помощью челнока. Челнок — это деревянный или металлический цилиндр с отверстием, в которое вставляется нитка. Челнок перемещается между основой вправо и влево, образуя ткань. Для уплотнения ткани используют деревянный молоток, которым ударяют по утку после каждого прохода челнока. Таким образом, получается рогожа — грубая и прочная ткань, которая может иметь разную ширину, длину и плотность в зависимости от желания ткача.

Применение рогожи в быту, сельском хозяйстве и промышленности

Рогожа — это грубая хозяйственная ткань, сплетённая из мочала, при рогожном промысле. Рогожа имеет долгую историю использования в разных сферах жизни человека. В этой части статьи мы рассмотрим, как рогожа применялась и применяется в быту, сельском хозяйстве и промышленности.

В быту рогожа служила для изготовления различных предметов, таких как:

  • Кули, рогожные мешки — для хранения и перевозки зерна, муки, соли, сахара, картофеля и других продуктов.
  • Половики — для укладки на пол в избе, на сеновале, в сарае и других помещениях.
  • Грубая рабочая одежда — для защиты от холода, ветра, дождя, снега и других неблагоприятных погодных условий.
  • Попоны — для укрытия скота от холода и насекомых.
  • Подушки, матрасы, одеяла — для сна и отдыха.
  • Салфетки — для удаления различных веществ с поверхностей.

В сельском хозяйстве рогожа использовалась для:

  • Упаковки и транспортировки сена, соломы, льна, конопли и других сельскохозяйственных культур.
  • Изготовления верёвок, шнуров, пеньков и других приспособлений для связывания, подвешивания, перетягивания и т.д. .
  • Создания теплиц, парников, зимников и других сооружений для выращивания растений.
  • Обшивки и утепления сараев, хлевов, амбаров и других построек для животных и хранения урожая.
  • Изготовления кормушек, корыт, подстилок и других предметов для кормления и содержания скота.

В промышленности рогожа применялась для:

  • Изготовления парусов, парусовок, парусины — для судов, лодок, плотов и других водных транспортных средств.
  • Изготовления мешков, упаковочной плетёной ткани, брезента — для упаковки и транспортировки различных товаров и материалов.
  • Изготовления фильтров, сит, марлей — для очистки и процеживания жидкостей и газов.
  • Изготовления валяной шерсти, войлока, фильца — для производства шляп, обуви, одежды и других изделий.
  • Изготовления лубяных волокон, лубокрафта — для производства бумаги, картон
READ  Ловля рыбы на мормышку зимой: секреты и рекомендации

Рогожа как элемент народного искусства и культуры

Рогожа не только служила практическими целями в быту и хозяйстве, но и была объектом художественного творчества народов России. Рогожное искусство имеет долгую историю, богатую традициями и разнообразием форм и узоров. Рогожа отражала духовную культуру, обычаи и верования народов, живших в разных регионах и климатических зонах.

Рогожа как элемент народного искусства и культуры можно рассматривать в нескольких аспектах:

  • Рогожа как материал для плетения различных изделий, таких как корзины, сумки, коврики, шляпы, обувь, игрушки и т.д. Плетение из рогожи требовало мастерства, фантазии и вкуса. Плетеные изделия украшались разноцветными нитями, бусинами, лентами, вышивкой и аппликацией. Плетение из рогожи было распространено во многих регионах России, особенно в Поволжье, Сибири, Урале и на Севере.
  • Рогожа как основа для вышивания и росписи. Рогожа, как грубая и прочная ткань, подходила для создания картины или панно, которые вышивались или расписывались красками. Вышивка и роспись на рогоже имели свои особенности, связанные с фактурой и цветом материала. Вышивка и роспись на рогоже отличались выразительностью, насыщенностью и контрастностью цветов, оригинальностью и символикой узоров. Вышивка и роспись на рогоже были популярны в Центральной России, на Украине, в Белоруссии и на Кавказе.
  • Рогожа как элемент народного костюма и убранства. Рогожа использовалась для изготовления частей народного костюма, таких как пояса, накидки, нагрудники, нарукавники, головные уборы и т.д. Рогожа также служила для украшения одежды, обуви и аксессуаров. Рогожа также применялась для убранства жилища, например, для покрытия полов, стен, окон, дверей, мебели и т.д. Рогожа придавала интерьеру уют, тепло и народный колорит. Рогожа как элемент народного костюма и убранства была характерна для северных и восточных регионов России.

Рогожа как элемент народного искусства и культуры является свидетельством творческого потенциала, эстетического чувства и национальной самобытности народов России. Рогожное искусство сохраняется и развивается в наши дни, привлекая внимание исследователей, коллекционеров и любителей народного творчества.

Современное состояние и перспективы рогожного промысла

Рогожный промысел — один из древнейших и самобытных видов народного художественного творчества в России. Рогожа — грубая хозяйственная ткань, сплетённая из мочала, волокон луба старых лип. Из рогожи изготавливались кули, половики, упаковочная ткань, а также различные декоративные изделия, украшенные росписью или вышивкой.

Рогожный промысел был широко распространён в разных регионах России, особенно в центральных и северных, где росли липы. Каждый край имел свои особенности в технологии производства, видах и типах рогожи, орнаменте и цветовой гамме. Среди наиболее известных центров рогожного промысла можно назвать Вологодскую, Вятскую, Верхнеуфтюгскую, Борецкую, Алтайскую и другие школы росписи по рогоже.

Рогожный промысел имел большое экономическое и культурное значение для России. Рогожа была востребована как внутри страны, так и за рубежом. Рогожные изделия экспортировались в Европу, Азию, Америку. Рогожа также была элементом народного искусства и культуры, отражающим быт, нравы, верования и мировоззрение русского народа. Рогожа входила в состав народного костюма, убранства жилища, предметов обрядов и праздников. Рогожа также упоминалась в литературе, кино и музыке, как символ и метафора в языке и мышлении.

В настоящее время рогожный промысел находится в кризисном состоянии. С одной стороны, он сталкивается с конкуренцией со стороны современных материалов и технологий, которые обеспечивают более высокое качество, дешевизну и удобство использования. С другой стороны, он страдает от недостатка сырья, квалифицированных мастеров, спроса и поддержки со стороны государства и общества. Многие центры рогожного промысла закрылись или сократили свою деятельность. Рогожа утратила своё практическое и художественное значение, став редкостью и экзотикой.

Однако рогожный промысел имеет и перспективы развития. Во-первых, он может опираться на богатое и разнообразное наследие, которое сохранилось в музеях, архивах, коллекциях и памяти народа. Во-вторых, он может адаптироваться к современным условиям, используя новые материалы, технологии, формы и функции рогожных изделий. В-третьих, он может привлекать внимание и интерес как профессиональных художников и дизайнеров, так и любителей народного творчества, которые могут заниматься рогожным промыслом как хобби или источником дохода. В-четвёртых, он может рассчитывать на поддержку со стороны государственных и общественных организаций, которые заинтересованы в сохранении и развитии народной культуры и идентичности.

Рогожный промысел — это уникальный и ценный феномен русской культуры, который заслуживает изучения, уважения и поддержки. Рогожа — это не только материал, но и способ выражения, коммуникации и творчества, который может быть актуален и привлекателен для современного человека.

Рогожа в других странах и регионах мира

Рогожа — это название растения, а также материала, изготовленного из его стеблей. Рогожа широко распространена во многих странах и регионах мира, где она используется для различных целей. В этой части статьи мы расскажем о некоторых из них.

В Европе рогожа традиционно применялась для изготовления ковров, ковриков, сумок, корзин, шляп, обуви и других изделий. Рогожа также служила материалом для утепления и украшения стен, потолков и полов. В некоторых странах, например, в Бельгии, рогожа была даже использована для печатания денежных знаков во время войн . Рогожа также играла важную роль в народном искусстве и культуре, отражая местные традиции, символы и узоры. Например, в России рогожа была одним из элементов народных костюмов, а также материалом для создания кукол-оберегов .

В Азии рогожа также имела широкое применение в быту, сельском хозяйстве и промышленности. Рогожа использовалась для изготовления одежды, постельного белья, посуды, мебели, каноэ, зонтиков, вееров и многого другого. Рогожа также была важным материалом для строительства жилищ, храмов, мостов и дорог. В некоторых странах, например, в Индии, рогожа считалась священным растением, которое использовалось в религиозных обрядах и церемониях . Рогожа также отражала богатство и разнообразие народного искусства и культуры Азии, например, в Китае, Японии, Корее, Таиланде и других странах.

READ  Как посмотреть восход и заход солнца в Казани

В Америке рогожа также нашла свое применение в различных сферах жизни. Рогожа использовалась для изготовления одеял, покрывал, одежды, головных уборов, обуви, седел, упряжи, сумок, кошельков и других предметов. Рогожа также служила материалом для строительства жилищ, заборов, крыш, окон и дверей. В некоторых странах, например, в Мексике, рогожа была частью национального наследия, которое отражало историю, культуру и идентичность народа . Рогожа также была источником вдохновения для многих художников, писателей и музыкантов.

В Австралии и Океании рогожа также имела свое место в жизни народов. Рогожа использовалась для изготовления одежды, украшений, посуды, корзин, масок, игрушек и других изделий. Рогожа также была необходимым материалом для строительства жилищ, лодок, плотов и других сооружений. В некоторых странах, например, в Новой Зеландии, рогожа была связана с духовной силой и магией, которые передавались через поколения . Рогожа также отражала уникальность и красоту народного искусства и культуры Австралии и Океании.

В Африке рогожа также играла важную роль в развитии и существовании народов. Рогожа использовалась для изготовления одежды, головных уборов, обуви, посуды, мебели, оружия, щитов, барабанов и других предметов. Рогожа также была необходимым материалом для строительства жилищ, хижин, землянок и других сооружений. В некоторых странах, например, в Египте, рогожа была священным растением, которое символизировало жизнь, плодородие и возрождение . Рогожа также была выражением разнообразия и творчества народного искусства и культуры Африки.

Таким образом, рогожа — это не только растение и материал, но и культурное наследие человечества, которое объединяет разные страны и регионы мира.

Рогожа в литературе, кино и музыке

Рогожа, как грубая и простая ткань, часто упоминается в литературе, кино и музыке как символ бедности, скромности, трудолюбия или народности. В этой части статьи мы рассмотрим некоторые примеры использования рогожи в разных жанрах искусства.

Рогожа в литературе

В литературе рогожа может служить как деталью быта, так и образом или метафорой. Например, в романе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» рогожа олицетворяет жалкое положение дрогалей, которые вынуждены скрываться от дождя под этой тканью. В романе А. Н. Толстого «Пётр I» рогожа символизирует простоту и смирение отца и сына, которых везут на казнь. В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» рогожа ассоциируется с тяжёлой работой и нищетой казаков, которые плетут из неё кули и половики. В романе А. П. Чехова «Хамелеон» рогожа выступает как признак низкого социального статуса и недостойного поведения главного героя.

Рогожа в кино

В кино рогожа также может играть роль реквизита или символа. Например, в фильме С. Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“» рогожа служит как элемент декорации, подчёркивающий атмосферу бунта на корабле. В фильме А. Тарковского «Андрей Рублёв» рогожа становится образом жертвы и мученичества, когда художник закрывает ею лицо убитого мальчика. В фильме Н. Михалкова «Утомлённые солнцем» рогожа символизирует народную мудрость и прозорливость, когда старик-самоучка изобретает из неё парашют. В фильме А. Кончаловского «Сибириада» рогожа ассоциируется с традиционной жизнью и культурой сибирских крестьян, которые используют её для разных нужд.

Рогожа в музыке

В музыке рогожа может звучать как мотив или лейтмотив. Например, в опере М. Мусоргского «Борис Годунов» рогожа звучит как музыкальная тема, характеризующая народное страдание и бунтарство. В опере С. Прокофьева «Воевода» рогожа звучит как музыкальный символ, отражающий судьбу главной героини, которая вынуждена жить в бедности и унижении. В песне В. Высоцкого «Рогожа» рогожа звучит как музыкальная метафора, описывающая жизнь советского человека, который пытается выжить в условиях дефицита и очередей. В песне А. Макаревича «Рогожа» рогожа звучит как музыкальный образ, выражающий ностальгию по прошлому и желание вернуться к корням.

Рогожа как символ и метафора в языке и мышлении

Рогожа — не только материал для изготовления различных хозяйственных предметов, но и источник образных выражений и сравнений в русском языке и культуре. Рогожа имеет ряд характерных особенностей, которые делают ее подходящей для метафорического использования:

  • Рогожа — грубая, жесткая, неприятная на ощупь ткань, которая может вызывать болезненные ощущения при контакте с кожей. Это позволяет использовать рогожу как символ страдания, бедности, нищеты, унижения, наказания и т.д. Например, в русской литературе часто встречаются описания, как заключенных или каторжников одевали в рогожу, чтобы усилить их муки. Так, в романе А. Н. Толстого «Петр I» рогожа становится атрибутом каторжного существования: «За церковным двором посадили отца и сына на телегу, на рогожи, сзади прыгнули пристав и драгун» .
  • Рогожа — дешевая, простая, некрасивая ткань, которая не имеет никакой эстетической ценности. Это позволяет использовать рогожу как символ низкого социального положения, отсутствия вкуса, претензий, достоинства и т.д. Например, в русской литературе часто встречаются описания, как бедные или простые люди одевались в рогожу, чтобы подчеркнуть их незначительность или скромность. Так, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» рогожа становится атрибутом простонародной жизни: «Он был одет в рогожу и войлок, сидел на санях, обитых рогожей, и вез себе дрова» .
  • Рогожа — прочная, износостойкая, долговечная ткань, которая может служить долго и надежно. Это позволяет использовать рогожу как символ стойкости, выносливости, терпения, верности и т.д. Например, в русской литературе часто встречаются описания, как рогожа служила защитой, укрытием, поддержкой для людей в трудных ситуациях. Так, в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» рогожа становится атрибутом семейного очага: «На полу, под рогожей, спали дети, а на печи, под другой рогожей, — старики» .

Таким образом, рогожа — не просто материал, но и метафора, которая отражает разные аспекты русской действительности, истории, менталитета и духовности.

Оцените статью
Поделиться с друзьями