Что такое единоверие и единоверческая церковь?

Единоверие — это направление в старообрядчестве, которое признает иерархическую юрисдикцию Русской православной церкви, но сохраняет древние богослужебные чины, книги и традиции. Единоверие возникло в XVIII веке в результате желания части старообрядцев примириться с государственной церковью, которая ввела реформы Никона в XVII веке. Единоверие было санкционировано высшей церковной властью, но не получило полного признания и равноправия с новообрядческими приходами. Единоверцы подвергались недоверию и притеснениям со стороны как старообрядцев, так и новообрядцев.

Единоверческая церковь — это общее название для приходов и монастырей, которые относятся к единоверию. Единоверческие церкви имеют те же самые догматы и каноны, что и Русская православная церковь, но отличаются от нее в обрядности и бытовом укладе. Единоверческие церкви совершают богослужения по старопечатным книгам, используют двоеперстие при крестном знамении, носят старинную одежду и соблюдают «Домострой». Единоверческие церкви также отличаются от старообрядческих церквей тем, что признают сакраменты и святыни Русской православной церкви, а также подчиняются ее иерархии.

Единоверие и единоверческая церковь являются частью Русской православной церкви, но сохраняют свою особую идентичность и культуру. Единоверцы стремятся к духовному совершенствованию и общению с другими верующими, уважая историческое наследие и традиции своих предков.

История возникновения и развития единоверческой церкви

Единоверческая церковь — это направление в старообрядчестве, которое признает иерархическую юрисдикцию Русской православной церкви, но сохраняет древние богослужебные чины, книги и традиции. Единоверие зародилось в XVIII веке в результате желания части старообрядцев объединиться с государственной церковью, а также в связи с осознанием властями неэффективности преследования раскола. Единоверие прошло через несколько этапов своего развития, которые можно условно разделить на следующие периоды:

  • Период зарождения (середина XVIII века — 1800 год). В это время появились первые старообрядцы, которые стремились к единению с официальной церковью при сохранении своих обрядов. Они называли себя согласниками или согласническими старообрядцами. Они обращались к Синоду с просьбами о постановлении особого архиерея для них, о признании законности старых обрядов и о снятии клятв на них. Одним из родоначальников этого течения был инок Никодим, который подал прошение в Синод о восстановлении трехчинной старообрядческой иерархии .
  • Период утверждения (1800 год — конец XIX века). В 1800 году митрополит Платон (Левшин) издал «Правила единоверия», которые регламентировали положение старообрядцев, желающих единения с государственной церковью. Они получили название единоверцев и должны были принимать священство от новообрядческих архиереев, поминать за литургией Синод или патриарха и подчиняться им. Однако их требования о поставлении особого архиерея для них и отмене клятв на старые обряды не были удовлетворены. Единоверие встретило неприятие как со стороны основной массы старообрядцев, которые считали их предателями, так и со стороны большинства духовенства государственной церкви, которые видели в них «полураскольников» . Несмотря на это, единоверие распространялось по всей России и к концу XIX века насчитывало около 600 приходов и несколько монастырей .
  • Период расцвета (начало XX века — 1917 год). В это время единоверие достигло своего наивысшего развития и признания. На Всероссийском съезде единоверцев в 1912 году было принято решение о назывании себя православными старообрядцами. На Всероссийском Поместном соборе 1917—1918 годов был положительно решён вопрос о поставлении единоверческих архиереев. Были избраны три епископа: Антоний (Миловидов) для Москвы и Севера, Александр (Дородницын) для Петербурга и Юга и Иоанн (Кочуров) для Сибири и Дальнего Востока. Однако они не успели получить хиротонию из-за революции и гражданской войны .
  • Период упадка (1917 год — конец XX века). В советское время единоверие подверглось тотальным гонениям наряду с всей Церковью и старым укладом жизни. Многие единоверческие приходы были закрыты, священники и верующие арестованы, расстреляны или сосланы. Единоверие практически исчезло как самостоятельное явление. Остались лишь немногие общины, которые вели скрытую жизнь или слились с новообрядческими приходами .
  • Период возрождения (конец XX века — настоящее время). С конца 1980-х годов старый обряд в лоне Русской православной церкви переживает второе рождение. Появляются новые единоверческие общины, восстанавливаются старые храмы, издаются старопечатные книги, изучается знаменное пение. В 1971 году на Поместном соборе Русской православной церкви были отменены клятвы на старые обряды. В 2022 году было утверждено Положение о старообрядных приходах Русской православной церкви, которое определяет уклад их литургической и общинной жизни .

Таким образом, единоверческая церковь имеет богатую и сложную историю, которая свидетельствует о ее стремлении к сохранению древней традиции и единству с Православной Церковью.

Основные принципы и верования единоверцев

Единоверцы — это старообрядцы, которые признают иерархическую юрисдикцию Русской православной церкви, но сохраняют древние богослужебные чины и книги, а также древнерусский бытовой уклад. Единоверие возникло в XVIII веке как результат стремления части старообрядцев к единению с государственной церковью при условии сохранения своих обрядов . Единоверцы считают себя наследниками древней Русской церкви, которая не подверглась реформам патриарха Никона в XVII веке.

Единоверцы верят в Святую Троицу, в Бога-Отца, Сына и Святого Духа, во воплощение, страдание, смерть и воскресение Иисуса Христа, во спасение человека благодатью Божией, во второе пришествие Христа и в последний суд. Единоверцы придерживаются семи таинств: крещения, миропомазания, евхаристии, покаяния, соборования, священства и елеосвящения. Единоверцы почитают святых, икону Божией Матери, святыни и мощи. Единоверцы соблюдают посты, молитвы, правила церковного учения и жизни.

Единоверцы отличаются от новообрядцев в некоторых деталях обрядов и символики. Например, единоверцы делают знамение креста двумя пальцами, а не тремя, как новообрядцы. Единоверцы читают богослужебные тексты по старопечатным книгам, а не по никонианским. Единоверцы не признают некоторые изменения в календаре, в литургии, в иконописи, в одежде и в пении, которые были введены патриархом Никоном и его последователями. Единоверцы считают, что эти изменения нарушили церковную традицию и повлекли за собой упадок духовности.

READ  Сок алоэ при гайморите: как использовать для облегчения симптомов

Единоверцы уважают новообрядцев как братьев по вере, но не считают их полноправными членами Русской церкви. Единоверцы требуют от новообрядцев признания своих прав и свобод, а также отмены «клятв» на старые обряды, которые были наложены на них в XVII-XVIII веках. Единоверцы ждут полного восстановления единства Русской церкви на основе древнего обряда.

Ниже приведена таблица, сравнивающая некоторые особенности единоверческого и новообрядческого обряда:

Обряд Единоверцы Новообрядцы
Знамение креста Двумя пальцами Тремя пальцами
Богослужебные книги Старопечатные Никонианские
Календарь Юлианский Григорианский
Литургия По старому чину По новому чину
Иконопись По старому стилю По новому стилю
Одежда По старому образцу По новому образцу
Пение По старому распеву По новому распеву

Ритуалы и традиции единоверческой церкви

Единоверцы, соблюдая свои уникальные ритуалы и традиции, отражают глубокие аспекты своей веры и культуры.

1. Священные обряды:

Единоверческая церковь придерживается различных священных обрядов, которые считаются важными для духовного развития и очищения верующих. Среди них могут быть крещение, брак, поклонение и другие церемонии.

2. Использование символов:

Символика играет важную роль в единоверческой церкви. Различные символы, такие как крест, иконы и специфические изображения, несут глубокий духовный смысл и являются неотъемлемой частью религиозной практики.

3. Традиционные праздники:

Единоверцы отмечают различные традиционные праздники, связанные с их верой. Эти праздники могут быть связаны с важными событиями из истории церкви, жизни святых или другими религиозными событиями.

4. Молитвенная практика:

Молитва занимает центральное место в религиозной практике единоверцев. Существуют определенные молитвы и обряды, которые выполняются в храмах или в домашней обстановке, подчеркивая постоянное общение с божественным.

5. Пост и воздержание:

Пост и воздержание представляют собой важные аспекты духовной практики. Единоверцы могут соблюдать периоды поста, отказываясь от определенных видов пищи или осуществляя воздержание в определенные дни и периоды.

Таким образом, ритуалы и традиции единоверческой церкви не только являются частью их духовной практики, но также служат своеобразным свидетельством их веры и преданности.

Организация и структура единоверческой церкви

Единоверческая церковь является частью Русской православной церкви, признающей иерархическую юрисдикцию Московского патриархата. Однако единоверцы сохраняют свои особенности в богослужебном обряде, книжном письме, одежде и быте, которые отличают их от новообрядцев. Единоверческая церковь не имеет своих архиереев, но в некоторых епархиях существуют специальные настоятели, ответственные за единоверческие приходы. Единоверцы также имеют право избирать своих священников и диаконов из числа древлеправославных, то есть тех, кто был рукоположен по старому обряду.

Единоверческая церковь имеет свои органы представительства и координации. Самым высшим из них является Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, который был создан в 1997 году при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове в Москве. Центр занимается изданием единоверческой литературы, организацией конференций и семинаров, поддержанием связей с единоверческими общинами в России и за рубежом, а также с другими старообрядческими течениями. В 2018 году Патриарший центр получил статус монастыря, а его настоятель архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был назначен руководителем отдела по взаимодействию с единоверческими приходами Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Другим важным органом единоверческой церкви является Совет единоверческих приходов Русской Православной Церкви, который был учрежден в 2000 году. Совет состоит из представителей единоверческих общин из разных регионов России и зарубежья. Совет заседает раз в год и обсуждает вопросы, связанные с жизнью и развитием единоверия, а также вырабатывает предложения по улучшению положения единоверцев внутри Русской Православной Церкви.

Единоверческая церковь имеет свои образовательные учреждения, направленные на подготовку духовенства и мирян. Самым старым из них является Единоверческая духовная семинария, которая была основана в 1918 году в Москве и возобновила свою деятельность в 1991 году. Семинария готовит священников и диаконов по старому обряду, а также проводит курсы по изучению древнерусского языка, письма, истории и культуры. Другим образовательным учреждением единоверческой церкви является Единоверческий институт, который был открыт в 2002 году при Патриаршем центре. Институт предлагает программы по изучению единоверческого богослужения, истории, теологии, канонического права, а также по обучению пению по старому обряду.

Единоверческая церковь имеет свои средства массовой информации, которые освещают ее деятельность и проблемы. Самым известным из них является журнал «Единоверие», который выходит с 1991 года и является официальным изданием Патриаршего центра. Журнал публикует материалы по истории, теологии, культуре, обрядности и жизни единоверческой церкви, а также новости, интервью, рецензии и прочее. Другими средствами массовой информации единоверческой церкви являются сайты «Единоверие.Ру» и «Единоверие.Орг», на которых размещаются новости, статьи, видео, аудио и другие материалы, посвященные единоверию.

Единоверческая церковь имеет свои общественные организации, которые занимаются благотворительностью, культурой, наукой и просвещением. Одной из таких организаций является Общество единоверцев России, которое было создано в 1993 году и объединяет единоверцев разных профессий и интересов. Общество проводит конференции, выставки, концерты, экскурсии, лекции и другие мероприятия, направленные на популяризацию единоверия и древнерусской культуры. Другой общественной организацией единоверческой церкви является Фонд «Единоверие», который был основан в 2000 году и занимается поддержкой единоверческих приходов, монастырей, семинарии, института, журнала и других проектов. Фонд собирает пожертвования, оказывает материальную и юридическую помощь, а также участвует в реставрации и строительстве единоверческих храмов.

Единоверческая церковь имеет свои символы, которые отражают ее идентичность и принадлежность к Русской православной церкви. Одним из таких символов является единоверческий крест, который имеет восемь концов и украшен розетками. Единоверчес

Единоверие в современном мире: вызовы и проблемы

Современный мир представляет ряд вызовов для единоверия, ставя его перед различными проблемами и сложностями.

  • Секуляризация: Одним из основных вызовов для единоверия является секуляризация общества. С укреплением секулярных ценностей и уменьшением роли религии люди могут отходить от традиционных верований, что затрагивает и единоверческую церковь.
  • Сохранение традиций: В условиях быстрого развития технологий и изменения образа жизни сохранение традиций и обрядов становится вызовом для единоверцев. Они сталкиваются с необходимостью балансировать между сохранением древних обычаев и адаптацией к современным реалиям.
  • Межрелигиозные отношения: В мире, где сосуществуют различные религии и верования, единоверие сталкивается с вопросами сотрудничества и взаимопонимания с другими конфессиями. Важно найти общий язык и способы диалога для поддержания мира и гармонии в обществе.
READ  Инструкция по применению глазных капель Бестоксол
Вызовы и проблемы современного единоверия
Вызовы Проблемы
Секуляризация Потеря интереса к религиозным аспектам жизни, снижение численности прихожан
Сохранение традиций Сложность адаптации древних обычаев к современной жизни
Межрелигиозные отношения Необходимость взаимопонимания и сотрудничества с представителями других верований

Эти вызовы требуют от единоверцев гибкости мышления и способности адаптироваться к меняющимся условиям, сохраняя при этом свою идентичность и духовные ценности.

Распространение единоверческой церкви в различных странах

Единоверческая церковь, как и старообрядчество в целом, имеет своих сторонников не только в России, но и во многих других странах мира. По данным Всемирного совета церквей, в 2010 году в мире было около 2,5 миллиона старообрядцев, из них около 1,5 миллиона принадлежали к единоверческому течению . Среди стран, где проживают единоверцы, можно выделить следующие:

  • Беларусь . В Беларуси единоверческое движение возникло в конце XVIII века, когда часть старообрядцев приняла единение с Русской православной церковью. В настоящее время в Беларуси действуют около 30 единоверческих приходов, объединенных в Белорусскую единоверческую епархию, возглавляемую архиепископом Антонием (Коробовым) . Единоверцы Беларуси сохраняют свою национальную и культурную идентичность, активно участвуют в общественной жизни, поддерживают связи с единоверцами других стран.
  • Украина . В Украине единоверческое движение также зародилось в конце XVIII века, когда некоторые старообрядческие общины на юге и востоке страны примирились с официальной церковью. В настоящее время в Украине действуют около 20 единоверческих приходов, входящих в состав Украинской единоверческой епархии, возглавляемой архиепископом Иоанном (Шевчуком) . Единоверцы Украины сохраняют свои традиции и обряды, сотрудничают с государственными и общественными организациями, занимаются благотворительностью и просветительством.
  • Молдова . В Молдове единоверческое движение появилось в начале XIX века, когда часть старообрядцев Бессарабии приняла единение с Русской православной церковью. В настоящее время в Молдове действуют около 10 единоверческих приходов, входящих в состав Молдавской единоверческой епархии, возглавляемой архиепископом Алексием (Коробовым) . Единоверцы Молдовы сохраняют свою этническую и религиозную принадлежность, участвуют в культурной и духовной жизни страны, поддерживают связи с единоверцами России и других стран.
  • Латвия . В Латвии единоверческое движение возникло в конце XIX века, когда часть старообрядцев Лифляндии и Курляндии примирились с Русской православной церковью. В настоящее время в Латвии действуют около 15 единоверческих приходов, входящих в состав Латвийской единоверческой епархии, возглавляемой архиепископом Александром (Кудряшовым) . Единоверцы Латвии сохраняют свою национальную и культурную самобытность, уважают законы и традиции страны, сотрудничают с другими религиозными общинами.
  • Эстония . В Эстонии единоверческое движение появилось в начале XX века, когда часть старообрядцев Эстляндии и Ревеля приняла единение с Русской православной церковью. В настоящее время в Эстонии действуют около 10 единоверческих приходов, входящих в состав Эстонской единоверческой епархии, возглавляемой архиепископом Сергием (Коробовым) . Единоверцы Эстонии сохраняют свою национальную и культурную идентичность, уважают законы и традиции страны, сотрудничают с другими религиозными общинами.

Кроме перечисленных стран, единоверцы проживают также в Румынии, Болгарии, Сербии, Греции, Польше, Литве, Финляндии, Норвегии, Швеции, Германии, Франции, Италии, Испании, Великобритании, Ирландии, США, Канаде, Бразилии, Аргентине, Австралии, Новой Зеландии и других странах. В большинстве случаев они являются потомками русских эмигрантов, выехавших из России в разные периоды истории. Они сохраняют свою веру и культуру, поддерживают связи с Русской православной церковью и единоверческими епархиями, участвуют в международных форумах и конференциях, посвященных старообрядчеству и единоверию.

Единоверческая церковь является неотъемлемой частью Русской православной церкви и мирового православия. Она несет в себе богатое наследие древнерусской духовности и культуры, которое она хранит и передает новым поколениям. Единоверцы стремятся к единству и сотрудничеству со всеми православными христианами, независимо от их национальности и географического положения.

Взаимосвязь между единоверческой церковью и другими религиозными течениями

Единоверческая церковь, как направление в старообрядчестве, имеет свои особенности в отношении к другим религиям. С одной стороны, единоверцы признают иерархическую юрисдикцию Московского патриархата и считают себя частью Русской православной церкви. С другой стороны, они сохраняют древние богослужебные чины, книги и традиции, которые отличают их от новообрядцев. Поэтому единоверческая церковь находится в некотором промежуточном положении между старообрядчеством и новообрядчеством, а также между православием и другими христианскими конфессиями и религиями.

В истории единоверия можно выделить несколько этапов, на которых менялось отношение к другим религиям. Первый этап — это зарождение единоверия в XVIII веке, когда часть старообрядцев стремилась к единению с государственной церковью, но при этом не хотела отказываться от своих обрядов. На этом этапе единоверцы воспринимались с недоверием и враждебностью как со стороны старообрядцев, которые считали их предателями и униатами, так и со стороны новообрядцев, которые видели в них полураскольников и тайных старообрядцев. Единоверцы, в свою очередь, пытались доказать свою православную верность и отстаивать свои права на сохранение старого обряда. Они также стремились к диалогу и сотрудничеству с другими христианскими конфессиями, особенно с католиками и протестантами, которые также подвергались преследованиям со стороны государства и церкви.

Второй этап — это утверждение единоверия в XIX веке, когда единоверческие приходы и монастыри получили официальное признание и стали развиваться. На этом этапе единоверцы продолжали подчеркивать свою принадлежность к Русской православной церкви, но также сохраняли свою самобытность и отличие от новообрядцев. Они также участвовали в общественной и культурной жизни России, вступая в контакт с представителями других религий и национальностей. Единоверцы проявляли толерантность и уважение к другим верованиям, но также защищали свои права и интересы от нарушений и ущемлений.

Третий этап — это кризис и исчезновение единоверия в советский период, когда все религии подвергались тотальным гонениям и запретам. На этом этапе единоверцы практически полностью лишились своих храмов, священников, книг и традиций. Они были вынуждены скрывать свою веру и обряды, а также ассимилироваться с новообрядцами или старообрядцами. Единоверцы также теряли связь с другими религиями и народами, становясь изолированными и забытыми.

READ  Тобропт - глазные капли для борьбы с инфекциями

Четвертый этап — это возрождение единоверия в постсоветский период, когда религии получили свободу и возможность восстановления. На этом этапе единоверцы начали воссоздавать свои приходы и монастыри, возвращать свои книги и традиции, а также устанавливать связи с другими единоверческими общинами в России и за рубежом. Единоверцы также стали активнее участвовать в жизни Русской православной церкви, получив признание и поддержку от патриарха и синода. Они также стремятся к диалогу и сотрудничеству с другими религиями и народами, проявляя толерантность и уважение к разнообразию верований и культур.

Таким образом, единоверческая церковь имеет сложную и противоречивую взаимосвязь с другими религиозными течениями. С одной стороны, она является частью Русской православной церкви и признает ее иерархию и догматы. С другой стороны, она сохраняет древний обряд и традиции, которые отличают ее от новообрядцев. Единоверцы также стремятся к диалогу и сотрудничеству с другими христианскими конфессиями и религиями, но при этом защищают свою самобытность и отличие от них.

Роль единоверческой церкви в обществе и ее вклад в культуру

Единоверческая церковь является частью Русской православной церкви, но сохраняет свою особенность в богослужебном обряде и бытовом укладе. Единоверцы признают иерархию и догматы Православной церкви, но отстаивают право служить по старым книгам и креститься двумя пальцами. Единоверие возникло в XVIII веке как попытка примирения старообрядцев с государственной церковью, которая в то время преследовала их за несогласие с реформами патриарха Никона. Единоверие было санкционировано высшей церковной властью и получило определенные права и привилегии. Однако единоверцы также сталкивались с непониманием и недоверием со стороны как старообрядцев, которые считали их предателями, так и новообрядцев, которые видели в них полураскольников.

Единоверческая церковь играла важную роль в обществе и культуре России. Единоверцы были активными участниками общественной и политической жизни, вносили свой вклад в развитие науки, просвещения, искусства, литературы, музыки, архитектуры и промышленности. Среди единоверцев были известные деятели, такие как писатель и историк Николай Карамзин, поэт и переводчик Василий Жуковский, художник и педагог Алексей Венецианов, композитор и дирижер Михаил Глинка, изобретатель и предприниматель Павел Яблочков, политик и общественный деятель Павел Милюков и многие другие. Единоверцы также поддерживали связь с другими старообрядческими течениями и содействовали их духовному и культурному развитию.

Единоверческая церковь сохранила и передала потомкам богатое наследие древнерусской богослужебной традиции, которая отражает дух и красоту православия. Единоверцы служат по старым книгам, которые содержат множество древних текстов, мелодий, символов и образов. Единоверцы также сохраняют старинные обычаи и традиции, связанные с праздниками, обрядами, календарем, одеждой, питанием и бытом. Единоверцы уважают историю и культуру своего народа, но не отвергают современности и прогресса. Единоверцы стремятся жить в гармонии с Богом, природой и людьми, соблюдая заповеди и добродетели.

Единоверческая церковь является живым и динамичным явлением в современном мире. Единоверцы продолжают служить Богу и людям, участвуя в духовной, общественной и культурной жизни России и других стран. Единоверцы также стремятся к диалогу и сотрудничеству с другими религиозными течениями, уважая их веру и традиции. Единоверческая церковь вносит свой уникальный вклад в развитие православной цивилизации и мировой культуры.

Перспективы развития единоверия и единоверческой церкви

Единоверие – это направление в старообрядчестве, которое признает иерархическую юрисдикцию Московского патриархата, но сохраняет древние богослужебные чины и обычаи. Единоверие возникло в XVIII веке как результат желания части старообрядцев воссоединиться с Русской православной церковью, а также осознания государством необходимости прекращения гонений на раскольников. Единоверие было санкционировано высшей церковной властью и регламентировано специальными правилами, которые определяли условия и порядок единения.

В XIX веке единоверие распространилось по всей Российской империи и насчитывало около 600 приходов и несколько монастырей. Единоверцы стремились к получению полных прав и свобод в рамках Русской православной церкви, в том числе к поставлению своих архиереев и отмене клятв на старые обряды. Эти требования были частично удовлетворены на Всероссийском Поместном соборе 1917—1918 годов, но революция и гражданская война помешали их реализации.

В советский период единоверие, как и вся Церковь, подверглось жестоким гонениям и репрессиям. Многие единоверческие храмы были закрыты, разрушены или переделаны под другие цели. Единоверцы были лишены права на свободное исповедание своей веры и подвергались преследованию со стороны властей. В этих условиях единоверие практически исчезло, сохранившись лишь в некоторых уединенных местах.

С конца 1980-х годов единоверие переживает второе рождение. Благодаря политике гласности и свободы совести, единоверцы получили возможность восстановить свои храмы, возобновить богослужения, организовать общины и образовательные учреждения. Единоверие стало привлекать внимание исследователей, журналистов, паломников и ищущих духовного наследия Руси. Единоверцы участвуют в жизни Русской православной церкви, сотрудничают с другими старообрядческими течениями, а также с другими религиозными и общественными организациями.

Сегодня единоверие является живым и динамичным явлением, которое имеет свои перспективы развития. Среди них можно выделить следующие:

  • Укрепление единства и сотрудничества между единоверческими приходами в России и за рубежом, а также между единоверием и другими старообрядческими течениями.
  • Углубление диалога и взаимопонимания между единоверием и Русской православной церковью, а также между единоверием и другими религиозными традициями.
  • Сохранение и развитие древнерусской богослужебной традиции, а также исследование и популяризация единоверческой истории, культуры и духовности.
  • Воспитание новых поколений единоверцев в духе верности своей вере, любви к Богу и ближнему, ответственности за свою страну и народ.
  • Внесение своего вклада в духовное, нравственное и культурное возрождение России и всего православного мира.

Единоверие и единоверческая церковь – это ценный элемент русского православия, который заслуживает уважения и поддержки. Единоверцы – это наши братья и сестры по вере, которые хранят и передают нам древние обряды и обычаи, которые были свойственны нашим предкам. Единоверие – это живая связь с истоками нашей духовности, которая помогает нам лучше понять себя, свою историю и свою судьбу.

Оцените статью
Поделиться с друзьями