Бехистунская надпись: ключ к пониманию древнего мира

Бехистунская надпись является одним из самых важных источников для изучения истории Персии в период правления ахеменидских царей. Она была высечена на скале Бехистун, расположенной в Иране, по приказу Дария I, который стал царем после свержения мага Гауматы, притворившегося умершим Камбисом II. Надпись содержит подробный рассказ о борьбе Дария с многочисленными мятежниками, которые пытались захватить власть в разных частях империи, выдавая себя за законных наследников престола. Надпись также включает краткую автобиографию Дария, в которой он прославляет свое происхождение и свои достижения.

Бехистунская надпись написана на трех языках: древнеперсидском, эламском и вавилонском (разновидность аккадского). Это позволило ее прочитать разным народам, подчиненным Персии, и демонстрировало могущество и мудрость Дария. Надпись также имеет большое значение для дешифровки клинописного письма, так как она является самой длинной известной трехъязычной клинописной надписью. Благодаря сравнению текстов на разных языках, ученые смогли раскрыть смысл многих клинописных знаков и слов, которые до того были неизвестны. Особенно полезным оказался древнеперсидский текст, так как он был написан алфавитной системой, в отличие от слоговых систем эламского и вавилонского языков.

Бехистунская надпись сопровождается рельефом, на котором изображен Дарий, держащий лук в знак царского достоинства, и его побежденные враги, связанные цепью. Над Дарием представлен бог Ахура-Мазда, который дарует ему власть и благословляет его. Рельеф символизирует триумф Дария над лжепретендентами и его право на царствование от имени Ахура-Мазды. Рельеф также демонстрирует мастерство древнеперсидских скульпторов, которые сумели создать выразительные и реалистичные изображения людей и бога.

Бехистунская надпись была открыта для европейских исследователей в XVII веке, но ее полностью прочитал только в XIX веке английский ученый Генри Роулинсон. С тех пор надпись привлекает внимание многих специалистов по древней истории, языкам, литературе и искусству. Надпись также является объектом национальной гордости и уважения для иранцев, которые считают ее частью своего культурного наследия. В 2006 году надпись была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В этой статье мы рассмотрим подробнее содержание, структуру, историю и значение Бехистунской надписи, а также ее влияние на современное понимание истории Персии и древнего мира.

Расшифровка Бехистунской надписи: роль Дария I и другие исторические аспекты

Бехистунская надпись является одним из самых важных источников для изучения истории Персии в период правления ахеменидских царей. Она содержит подробный рассказ о событиях, связанных с восхождением на престол Дария I и его борьбой с мятежниками, которые претендовали на царское звание в разных провинциях империи. Надпись также дает ценную информацию о географии, администрации, религии, языке и письме древних персов.

Расшифровка Бехистунской надписи была сложной и длительной задачей, которая потребовала усилий многих ученых и исследователей. Первым, кто попытался прочитать надпись, был французский путешественник Жан Шарден, который посетил скалу в 1673 году. Он сделал некоторые наброски и заметки, но не смог разобрать текст. В конце XVIII века немецкий ученый Карстен Нибур сделал более точные копии надписи и опубликовал их в своей работе. Он также заметил, что надпись написана на трех разных языках, и предположил, что один из них является древнеперсидским.

В начале XIX века английский ученый Генри Роулинсон, который служил в Индии, начал изучать древнеперсидский язык и письмо. Он сравнивал Бехистунскую надпись с другими памятниками, такими как надписи на гробницах ахеменидских царей в Накши-Рустаме и Персеполисе. Он также использовал знания о современных иранских языках и санскрите. В 1835 году он смог подняться на скалу и сделать оттиски надписи. В 1846 году он опубликовал свой перевод древнеперсидского текста, который был в основном верным. Он также идентифицировал имена царей, стран, народов и богов, упомянутых в надписи.

Для расшифровки эламского и вавилонского текстов Роулинсону понадобилась помощь других ученых, таких как Эдуард Гинзе, Жюль Оппер и Эмиль Норден. Они сравнивали эти тексты с другими клинописными документами из Месопотамии и Элама. В 1857 году они совместно опубликовали полный перевод и комментарии к Бехистунской надписи. Эта работа стала основой для дальнейшего изучения клинописного письма и истории древнего Востока.

Расшифровка Бехистунской надписи позволила лучше понять роль Дария I в истории Персии. Дарий представил себя как законный наследник Кира Великого и Камбиса II, которые расширили персидскую империю. Он также утверждал, что он был избран богом Ахура-Маздой, чтобы восстановить порядок и справедливость в стране после бунта мага Гауматы, который выдал себя за Бардию, брата Камбиса. Дарий рассказал о своих военных походах против мятежников, которые объявили себя царями в разных провинциях, таких как Мидия, Вавилон, Сака, Египет и др. Он также описал свои реформы в области администрации, налогообложения, судопроизводства, дорожного строительства и религии. Он подчеркнул свою заботу о благополучии своих подданых и свою верность Ахура-Мазде и другим богам.

Бехистунская надпись является не только историческим документом, но и произведением искусства. Она демонстрирует высокий уровень мастерства древних персидских скульпторов и писцов, которые создали впечатляющий рельеф и красивый текст. Она также отражает идеологию и мировоззрение ахеменидской династии, которая стремилась к единству и гармонии в своей многонациональной и многорелигиозной империи.

READ  Кто такие мавры и почему они уходят?

Географическое местоположение и структура Бехистунской скалы

Бехистунская скала (также известная как Бисутун, Биситун или Бисутун) — это высокий скальный массив, расположенный в провинции Керманшах Ирана, недалеко от города Керманшах на западе страны. Скала имеет высоту около 1700 метров над уровнем моря и длину около 5 километров. Скала состоит из известняка и песчаника и образовалась в результате тектонических движений в мезозойскую эру. Скала имеет крутой склон, обращенный к дороге, соединявшей древние города Вавилон и Экбатаны. На этом склоне высечены знаменитая Бехистунская надпись и рельеф, посвященные царю Дарию I из династии Ахеменидов.

Бехистунская надпись и рельеф находятся на высоте 105 метров от дороги и имеют размеры около 7 метров в высоту и 22 метра в ширину. Надпись состоит из четырех столбцов, написанных на трех языках: древнеперсидском, эламском и аккадском, и датируется 521—520 годами до н.э., и пятого столбца, написанного только на древнеперсидском языке и являющегося позднейшим добавлением. Рельеф изображает Дария под покровительством бога Ахурамазды, встречающего своих побежденных врагов. Дарий попирает ногой самозванца Гаумату, за которым следуют восемь мятежных царей, связанных одной цепью. За спиной Дария стоят два его воина: копьеносец Гобрий и лучник Аспатин.

Бехистунская надпись и рельеф были созданы по приказу Дария I, чтобы возвестить о его восшествии на престол и о подавлении мятежей в разных частях его империи. Надпись является самым важным источником информации о древнеперсидской истории, языке и письме, а также о других народах древнего Востока. Надпись была расшифрована в XIX веке английским ученым Генри Роулинсоном, что положило начало дешифровке клинописного письма.

Для сохранения надписи и рельефа от повреждений и вандализма, Дарий I приказал обрубить скалу ниже них вертикально, чтобы сделать их почти недоступными. Также были разрушены каменные ступени, по которым поднимались скульпторы и писцы. Из-за этого надпись и рельеф можно увидеть только издали, а для их изучения требуются специальное оборудование и разрешения. Бехистунская скала является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО с 2006 года.

Архитектурные особенности искусства Бехистунской надписи

Бехистунская надпись – это не только исторический документ, но и произведение искусства, олицетворяющее высокое мастерство древних ремесленников.

  • Глифы и изображения: Интересный аспект архитектурных особенностей надписи связан с использованием глифов и изображений. Изогнутые линии, изображения людей и животных создают богатую визуальную текстуру.
  • Структура: Надпись выполнена на высокой скале, что вносит сложность в ее изучение и сохранение. Текст расположен в нескольких горизонтальных секциях, обрамленных изображениями.
  • Использование пространства: Каждая часть надписи занимает определенное пространство, что позволяет создать иерархию информации и выделить ключевые моменты и события.
Техника исполнения
Материалы Инструменты
Камень Резец, молоток
Краска Кисти, пигменты

Эти архитектурные особенности позволяют не только сохранить информацию на протяжении веков, но и создать монументальное искусство, вызывающее интерес у современных исследователей и историков искусства.

Роль Бехистунской надписи в древнеперсидской литературе и культуре

Бехистунская надпись является одним из самых важных источников для изучения древнеперсидской литературы и культуры. Она содержит не только исторические сведения о правлении Дария I и его борьбе с мятежниками, но и отражает мировоззрение, религию, язык и искусство ахеменидских персов.

Надпись написана на трех языках: древнеперсидском, эламском и аккадском. Древнеперсидский язык был официальным языком империи и принадлежал к индоевропейской семье языков. Эламский язык был языком народа эламитов, который жил на юго-западе Ирана и был подчинен персам. Аккадский язык был языком народа аккадов, который жил на юге Месопотамии и владел клинописью. Каждый из этих языков имел свою алфавитную систему и грамматику, а также свою литературную традицию. Бехистунская надпись позволяет сравнивать эти языки и изучать их взаимное влияние.

Надпись также свидетельствует о религии и мировоззрении персов. Она начинается с обращения к богу Ахура-Мазде, который считался верховным богом зороастризма – религии, основанной пророком Заратустрой. В надписи Дарий I приписывает свой успех восхождению на трон и победе над врагами воле Ахура-Мазды и его благословению. Дарий I также противопоставляет себя лжепророку Гаумате, который являлся последователем древнего иранского бога Ангры Майнью – бога зла и тьмы. В надписи отражается дуалистическая концепция зороастризма, согласно которой мир разделен на две противоборствующие силы – добра и зла, света и тьмы, порядка и хаоса.

Надпись также демонстрирует искусство и архитектуру персов. Над текстами расположен барельеф, изображающий Дария I и его побежденных врагов. Барельеф выполнен в реалистичном стиле, с вниманием к деталям и пропорциям. Он также имеет символическое значение, подчеркивая величие и власть Дария I, его божественное происхождение и его миссию восстановления порядка в империи. Барельеф также включает элементы разных культур, которые были подчинены персам, такие как эламитские, мидийские, вавилонские и египетские. Это свидетельствует о толерантности и космополитизме персов, которые уважали и ассимилировали разнообразие своих подданных.

Таким образом, Бехистунская надпись является уникальным памятником древнеперсидской литературы и культуры, который открывает многоценный источник для изучения истории, языка, религии и искусства ахеменидской империи.

Дарий I и его власть: анализ событий, отраженных на Бехистунской скале

Бехистунская надпись — это не только исторический источник, но и политическая пропаганда, которая была создана по приказу Дария I, чтобы утвердить его право на трон Ахеменидской империи. На скале изображен Дарий I, ступающий на Гаумату, самозванца, который убил его брата Камбиза II и захватил власть, выдавая себя за Смердиса, другого брата Дария I. Перед Дарием I стоят девять повстанцев, которые возглавляли восстания в разных провинциях империи после смерти Камбиза II. Над Дарием I изображен символ божественности Фаравахар, который представляет верховного бога Ахура-Мазду. Текст надписи повествует об автобиографии, религиозных убеждениях и военных подвигах Дария I .

READ  Мост Петра Великого: символ Санкт-Петербурга

Анализируя события, отраженные на Бехистунской скале, можно сделать несколько выводов о власти Дария I и его отношении к своим подданным. Во-первых, Дарий I стремился показать себя как законный наследник Кира II Великого, основателя Ахеменидской империи, и как избранный Ахура-Маздой царь. Он утверждал, что он принадлежит к династии Ахеменидов, которая восходит к древнему царю Ахемену, и что он является потомком Кира II через его отца Гистаспа. Он также говорил, что Ахура-Мазда дал ему власть над всеми странами и помог ему победить своих врагов. Он часто обращался к Ахура-Мазде как к своему защитнику и покровителю .

Во-вторых, Дарий I демонстрировал свою силу и жестокость по отношению к тем, кто противостоял ему или бунтовал против его власти. Он подробно описывал, как он убил Гаумату и его сторонников, как он подавил восстания в разных частях империи, как он наказывал повстанцев смертью, казнью, распятием или изгнанием. Он также хвастался, как он захватывал новые территории и расширял свою империю. Он говорил, что он был милостив к тем, кто подчинялся ему, и что он даровал им землю, воду и добро. Он призывал своих подданных быть верными ему и Ахура-Мазде, иначе они будут подвергнуты гневу бога и царя .

В-третьих, Дарий I пытался установить единый порядок и закон в своей империи, которая состояла из множества народов, языков и культур. Он ввел единую валюту — дарий, которая облегчила торговлю и налогообложение. Он также усовершенствовал систему сатрапий, административных единиц, которыми управляли назначенные им губернаторы-сатрапы. Он контролировал деятельность сатрапов с помощью своих секретных агентов, называемых «глазами и ушами царя». Он поддерживал развитие дорог, каналов, почты, ирригации и других проектов, направленных на улучшение жизни своих подданных. Он также соблюдал религиозный и культурный плюрализм, разрешая разным народам поклоняться своим богам и сохранять свои обычаи, при условии, что они не нарушали верховенства Ахура-Мазды и Дария I .

Таким образом, Бехистунская надпись отражает власть Дария I как законного, божественного и сильного царя, который стремился укрепить и расширить свою империю, подавляя всякое сопротивление и внедряя единый порядок и закон. Однако, надпись также показывает, что власть Дария I была постоянно оспариваема и подвергалась угрозам со стороны внутренних и внешних врагов, и что он должен был прибегать к пропаганде и насилию, чтобы утвердить свою легитимность и авторитет.

Эпиграфика и палеография Бехистунской надписи: ключевые черты и исследования

Бехистунская надпись является одним из крупнейших и важнейших эпиграфических памятников древности, который содержит ценную информацию о политической истории державы Ахеменидов, о древнеперсидском, эламском и вавилонском языках и письменности, а также о древнеперсидском искусстве и религии. Эпиграфика и палеография Бехистунской надписи изучают ее внешний вид, структуру, содержание, авторство, датировку, источниковедческую ценность и судьбу в разные исторические периоды.

Бехистунская надпись состоит из четырех столбцов, написанных на трех языках: древнеперсидском, эламском и вавилонском. Первые три столбца содержат один и тот же текст, переведенный на разные языки, а четвертый столбец является позднейшим добавлением, написанным только на древнеперсидском языке. Всего в надписи около 1200 строк текста, из которых около 400 на древнеперсидском, около 600 на эламском и около 200 на вавилонском языке. Текст написан клинописным письмом, которое состоит из клинобразных знаков, высеченных на камне. Каждый язык имеет свою систему знаков, которые могут быть буквенными, слоговыми или идеографическими. Древнеперсидское письмо имеет 36 знаков, эламское — около 130, а вавилонское — около 600. Текст читается справа налево, а строки разделены горизонтальными линиями. Надпись сопровождается барельефом, изображающим царя Дария и его побежденных врагов под покровительством бога Ахурамазды.

Бехистунская надпись была высечена по приказу царя Дария I, который правил с 522 по 486 год до нашей эры. Надпись повествует о событиях, связанных с его восхождением на престол и подавлением мятежей в разных частях его империи. Надпись имеет характер официального документа, в котором Дарий представляет себя как законный наследник престола, избранный богом Ахурамаздой, и оправдывает свои действия против мятежников, которых он называет лжецарями и лжецами. Надпись также содержит много имен, дат, географических названий и терминов, которые дают представление о древнеперсидской администрации, военном устройстве, налогообложении, календаре и религии. Надпись датируется 521-519 годами до нашей эры, когда Дарий завершил свои военные кампании и утвердил свою власть.

Бехистунская надпись была известна в древности, но ее значение и содержание были забыты в средние века. Первые попытки изучения надписи были предприняты европейскими путешественниками и учеными в XVII-XVIII веках, но они не могли прочитать текст, так как не знали ключа к дешифровке клинописи. Ключом стал древнеперсидский язык, который был близок к современному фарси. Первым, кто смог расшифровать древнеперсидское письмо, был английский ученый Генри Роулинсон, который в 1835-1847 годах сделал копии и переводы Бехистунской надписи. Его работа положила начало дешифровке и изучению других клинописных текстов на эламском, вавилонском и других языках древнего Востока. С тех пор Бехистунская надпись привлекала внимание многих исследователей, которые уточняли, дополняли и анализировали ее текст, сравнивали его с другими источниками, изучали ее исторический, лингвистический и культурный контекст. Бехистунская надпись была признана Всемирным наследием ЮНЕСКО в 2006 году и является одним из символов иранской истории и культуры.

READ  История второй французской республики (1848-1852)

Влияние Бехистунской надписи на современное понимание истории Персии

Бехистунская надпись является одним из важнейших источников по истории Персии в период правления династии Ахеменидов. Она содержит ценную информацию о происхождении и родословии царя Дария I, о его борьбе за власть против мага Гауматы и других мятежников, о его военных походах и покорении различных народов, о его религиозных и политических воззрениях, о его административной и юридической реформе, а также о его строительных проектах и дипломатических отношениях с соседними государствами.

Бехистунская надпись также имеет большое значение для изучения древних языков и письменности. Она была написана на трех языках: древнеперсидском, эламском и аккадском, которые использовались в Персии и соседних регионах в тот период. Древнеперсидский язык был языком правящего класса и официальной идеологии, эламский язык был языком местного населения и чиновников, а аккадский язык был языком международной торговли и дипломатии. Благодаря Бехистунской надписи ученые смогли расшифровать древнеперсидское письмо, которое было основано на звуковых знаках, а также сравнить его с эламским и аккадским письмом, которые были основаны на слоговых и идеографических знаках. Это позволило также прочитать и понять другие надписи и тексты на этих языках, которые до того были недоступны для исследования.

Бехистунская надпись также способствовала расширению нашего знания о древней истории и культуре не только Персии, но и других народов, с которыми она вступала в контакт. Она содержит упоминания о различных географических названиях, этнических группах, социальных слоях, религиозных верованиях, юридических нормах, экономических отношениях и других аспектах жизни в Персии и соседних странах. Она также дает свидетельства о взаимодействии Персии с другими древними цивилизациями, такими как Египет, Вавилон, Мидия, Лидия, Греция и другие. Она показывает, как Персия воспринимала себя и свою роль в мировой истории, как она стремилась к расширению своей империи и как она управляла своими подданными.

Таким образом, Бехистунская надпись является уникальным памятником древности, который открывает нам многие страницы истории Персии и других народов. Она помогает нам лучше понять исторический контекст, в котором жили и действовали древние персы, их язык и письменность, их культуру и ценности, их взаимоотношения с другими цивилизациями. Она также является свидетельством высокого уровня художественного мастерства и технического совершенства древних скульпторов и писцов, которые создали этот великолепный памятник.

Открытие и изучение Бехистунской надписи: вклад археологов и исследователей

Бехистунская надпись представляет собой уникальное историческое свидетельство, раскрывающее древнюю персидскую историю. Открытие и изучение этой надписи имеют важное значение для понимания прошлого региона.

Первоначальное обнаружение Бехистунской надписи произошло благодаря усилиям отважных археологов и исследователей, которые предприняли экспедиции в регион Бехистунской скалы. Они столкнулись с трудностями, но их настойчивость привела к важному археологическому открытию.

Исследователи не только обнаружили Бехистунскую надпись, но и начали ее систематическое изучение. Это включало в себя детальный анализ текста, эпиграфики и архитектурных особенностей скалы. Результаты их работы стали ключевым элементом для расшифровки и понимания исторического контекста, представленного на надписи.

Археологические находки, связанные с Бехистунской надписью, также внесли важный вклад в наше понимание древних персидских культурных и исторических особенностей. Систематическое документирование и анализ обломков и артефактов, обнаруженных вокруг скалы, позволили реконструировать повседневную жизнь того времени.

Таблицы и списки, разработанные археологами, стали неотъемлемой частью документации по Бехистунской надписи. Они помогли систематизировать информацию о расшифровке, хронологии событий и исторических фактах, представленных на скале.

В общем, усилия археологов и исследователей сделали возможным открытие и глубокое изучение Бехистунской надписи, открыв новые горизонты для понимания древней истории Персии и ее влияния на формирование культурного наследия региона.

Значение Бехистунской надписи в современном контексте и для изучения истории древнего мира

Бехистунская надпись является одним из самых важных источников по истории Персии и древнего Востока в целом. Она содержит уникальную информацию о политических, культурных и религиозных аспектах жизни ахеменидской державы, а также о событиях, связанных с восхождением на престол Дария I и его борьбой с мятежниками. Бехистунская надпись также имеет большое значение для лингвистики и эпиграфики, так как она позволила дешифровать клинописное письмо и раскрыть смысл многих других надписей и текстов на древнеперсидском, эламском и аккадском языках. Благодаря Бехистунской надписи стало возможным восстановить часть лексики, грамматики и фонетики этих языков, а также их взаимосвязи и влияние на другие языки древнего мира.

В современном контексте Бехистунская надпись представляет собой не только исторический памятник, но и объект культурного наследия и туристической привлекательности. С 2006 года она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть археологического комплекса Бисотун . Скала Бехистун также является природным заповедником, где обитают редкие виды животных и растений. Кроме того, Бехистунская надпись продолжает привлекать внимание ученых и исследователей, которые стремятся раскрыть ее новые смыслы и детали, а также сравнить ее с другими источниками по истории Персии и древнего Востока. Бехистунская надпись остается живым свидетельством древней цивилизации, которая оказала значительное влияние на развитие мировой истории и культуры.

Оцените статью
Поделиться с друзьями