Операция концерт и рельсовая война

Дороги Победы. История. Страна россия. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт».

Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны

Протяженность участка для проведения операции «Рельсовая война» для калининских партизан была определена в 45 километров. В ходе ее реализации требовалось взорвать как можно больше рельсов, мостов, стрелок, водокачек. В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. 14 июля Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о проведении операции «Рельсовая война», и 3 августа Центральный штаб партизанского движения приступил к её реализации. вторая фаза «рельсовой войны», она продолжится до 1 ноября. Положительные результаты операции «Рельсовая война» дали основание для разработки новых акций аналогичного типа. вторая фаза «рельсовой войны», она продолжится до 1 ноября. Положительные результаты операции «Рельсовая война» дали основание для разработки новых акций аналогичного типа. Наиболее грандиозной операцией, проводимой бойцами Сопротивления, стала так называемая «Рельсовая война». В августе 1943 года в тыл врага были переправлены крупные диверсионные формирования, которые в первую ночь подорвали десятки тысяч рельс.

Операция «Концерт»

Она была скорее похожа на миниатюрную куклу, чем на живого ребёнка. Только эта «кукла» почему-то была бесконечно печальной... Сидела она совершенно неподвижно и выглядела ко всему безразличной, как будто в тот момент окружающий мир для неё просто не существовал. Я подошла к калитке и попробовала открыть. Ощущение было не из приятных — как будто я насильно врывалась в чью-то жизнь, не спрашивая на это разрешения. Но тут я подумала о том, какой же несчастной должна была быть бедная Вероника и решила рискнуть. Девчушка подняла на меня свои огромные, небесно-голубые глаза и я увидела, что они наполнены такой глубокой тоской, какой у этого крошечного ребёнка просто ещё никак не должно было быть.

Я подошла к ней очень осторожно, боясь спугнуть, но девочка совершенно не собиралась пугаться, только с удивлением на меня смотрела, как будто спрашивая, что мне от неё нужно. Я подсела к ней на край деревянной перегородки и спросила, почему она такая грустная. Она долго не отвечала, а потом, наконец, прошептала сквозь слёзы: — Меня мама бросила, а я её так люблю... Наверное, я была очень плохой и теперь она больше не вернётся. Я растерялась. Да и что я могла ей сказать?

Как объяснить? Я чувствовала, что Вероника находится со мной. Её боль буквально скрутила меня в твёрдый жгучий болевой ком и жгла так сильно, что стало тяжело дышать. Мне так хотелось им обеим помочь, что я решила — будь что будет, а, не попробовав, не уйду. Я обняла девчушку за её хрупкие плечики, и как можно мягче сказала: «Рельсовую войну», как наиболее важный вклад советских партизан в дело общей Победы сегодня изучают в российских и белорусских школах. Но в плане изначально была допущена погрешность, которая могла сорвать всю стратегию Белорусские партизаны вовремя исправили ошибку благодаря лишь одному человеку Диверсант союзного значения Илья Григорьевич Старинов в 18 лет взял в руки оружие и пошел на защиту революции.

После гражданской он по первой военной специальности, приобретенной под руководством полковника царской службы и красного комбрига, Василия Ивановича Солодухина , становится военспецом по «линии Д» партизанско-диверсионной службы РККА в секретной школе Кочегарова , в Киеве. В 34 года назначен на самый ответственный участок обеспечения госбезопасности СССР того периода: в военную комендатуру Московского вокзала Ленинграда, куда после убийства товарища Кирова постоянно прибывали спецпоезда из столицы. В 36 лет он впервые применил свои боевые навыки на практике, пустив под откос эшелон с итальянскими летчиками и их штабом. А в 37 уничтожил состав марокканских солдат, «регуларес». Наработанный по «линии Д» и в испанской командировке опыт сделал капитана Старинова одним из лучших диверсантов СССР и мира. Илья Григорьевич это знал, со дня на день ожидал вызов в Москву на повышение.

И вызов пришел. Чем ближе к цезарю, тем сильнее страх Пока Илья Старинов набирался опыта диверсионного дела в битвах при Сарагосе, Мадриде и Барселоне, товарищ Сталин в Кремле изучал схему фашистского мятежа испанских генералов. Полученное знание настолько впечатлило вождя, что он присмотрелся к своим собственным военным внимательнее. И советский народ узнал из газет и радиоточек страшное: легендарные герои гражданской войны, маршалы Красной армии, личные друзья товарища Сталина оказались предателями, готовившими фашистский мятеж в стране Советов. Каналы связи заговорщиков тянулись в Испанию, где сразу после разоблачения Тухачевского, в Барселоне, вспыхнул троцкистско-фашистский мятеж. Его удалось подавить новому республиканскому правительству товарища Хуана Негрина , но НКВД пришлось отзывать советских добровольцев на Родину для проверки.

Так что вызов в Москву для Ильи Григорьевича был совсем не на повышение. Капитана Старинова «фильтровали» почти год, пока он занимал должность начальника учебного полигона НКПС. А всех его испанских однополчан, начиная с бригадного комиссара Христофора Интовича Салныня , которому Старинов, отбывая в Москву сдал дела, до и. Илью Григорьевича крепко хранил для будущего «большого дела» Бог Войны. Он избежал подозрений, но партия оказала ему высокое доверие, позволив доказать преданность делу Ленина-Сталина кровью. От «белофинской» к «рельсовой» войне Капитана Старинова с командной должности отправляют простым командиром диверсионно-заградительной группы в Ленинградский военный округ, на «белофинскую» войну.

А в 42-м назначен заместителем начальника штаба партизанского движения, генерала Пономаренко. Летом 1943 года, в преддверии Курской битвы, идеи Старинова, весь его опыт наконец оказался востребованным. Однако были внесены некоторые коррективы, которые, как потом отмечал в своих воспоминаниях Илья Григорьевич, он воспринял негативно. Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты. В июне 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар.

К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 000 бойцов. Тактический просчет В приказе 0042 от 14 июля 1943 года предписывалось уничтожать рельсы. Что-ж тут странного, если война рельсовая? Но дьявол крылся в мелочах. Штаб исходил из ошибочного убеждения, что немцы испытывают недостаток рельсов. Поэтому уничтожение полотна представлялось самым простым и доступным способом войны.

Но разведка просчиталась: у противника был излишек рельсов. Немцы сваривали их по ночам и заменяли днем, а потом придумали 80-сантиметровый «мостик» и стали пропускать поезда по нему. Ведь при взрыве стандартной «шашки» выбивалось всего 25-40 см. Движение на железных дорогах врага было перекрыто полностью только в тылу группы армий «Центр», да и то всего на трое суток, с 3 по 6 августа 1943. Очень неприятным сюрпризом стало то, что переключение основных усилий партизан на подрыв рельсов при недостатке взрывчатки привело к сокращению крушений поездов. А это привело к обратному поставленным целям результату: пропускная способность железных дорог на территории врага только повысилась.

Звездный час Старинова — операция «Концерт» На подрыв рельсов в августе и первой половине сентября партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатки. Этого было бы достаточно для того, чтобы пустить под откос 1500 поездов. Хотя на месте это поняли и некоторые партизанские командиры. Поэтому начали сокращать подрывы рельсов, одновременно увеличивая число крушений составов. Вторая стадия операции «Рельсовая война» планировалась уже под руководством Старинова и получила название «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских подразделения, насчитывавшие порядка 120 000 бойцов.

Рельсовый «Концерт» начался 25 сентября. Он охватил практически весь западный фронт, за исключением Карелии и Крыма. Партизаны стремились обеспечить советским войскам условия для наступления на Киев. В Белоруссии они пустили под откос свыше тысячи поездов.

Чтобы избежать нападения, гитлеровцы, используя труд заключенных концлагерей, вырубили лес по обеим сторонам дороги, опутали колючей проволокой подходы, вдоль полотна соорудили блиндажи с пулеметами. Караульная служба специально подготовленных охранных дивизий была организована круглосуточно, в некоторых местах установили мощные прожекторы, а там где их не было, согласно инструкции, чуть ли не ежеминутно запускали в небо осветительные ракеты. На подходах к полотну установили устрашающие плакаты: «Кто приблизится к железной дороге ближе ста метров, будут немедленно расстреляны! Мосты и узловые пункты охранялись усиленными патрулями. Можно ли было в таких, мягко говоря, неблагоприятных для партизан условиях провести операцию успешно? Без соответствующей подготовки очень сложно. Опытные инструкторы обращали внимание партизан на любую мелочь, ведь в реальном бою судьбу может решить даже незначительная ошибка. Помимо своих подопечных непосредственно в партизанских отрядах на Украине часто бывал и легендарный советский подрывник Илья Старинов. Он разрабатывал хитроумные способы для того, чтобы каждый фугас принес как можно больше вреда гитлеровцам. Рассказывают, что Илья Григорьевич требовал не просто подрыва рельсов, а уничтожения при этом и железнодорожного состава. Это требовало повышенного риска, ибо нередко бывали случаи, когда перед особо ценным эшелоном фашисты пускали дрезины. И тем не менее партизаны находили выход из положения. Фашисты вздрогнули от фейерверка …В ночь на 3 августа 1943 года почти одновременно бабахнули взрывы на многих участках. Гитлеровцы, как ни готовились к отражению партизанских диверсий, оказались ошеломлены. Им показалось, что «советы» сбросили с самолетов несколько десантных дивизий, ибо в голове не укладывалось, как могли по сути гражданские люди немцы были прекрасно осведомлены, что в партизанских отрядах кадровых военных было не так много устроить такой фейерверк одновременно на такой огромной территории.

Партизаны снабжались с «Большой земли» взрывчатыми веществами, взрывателями, активно проводилась разведка на железнодорожных коммуникациях противника. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Боевые действия в тылу врага развернулись на местности протяженностью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тысяч партизан при активной поддержке местного населения. Мощный удар по железным дорогам на территории, занятой противником, оказался для него полной неожиданностью. Б течение долгого времени гитлеровцы не могли организованно противодействовать партизанам. В ходе операции «Рельсовая война» было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Тем же целям, но уже во время предстоящего наступления советских войск на смоленском, гомельском направлениях и битвы за Днепр, была подчинена операция партизан под кодовым названием «Концерт». Она проводилась 19 сентября — 1 ноября 1943 года на оккупированной фашистами территории Белоруссии Карелии, в Ленинградской и Калининской областях, на территории Латвии, Эстонии, Крыма, охватывая по фронту около 900 км и в глубину свыше 400 км. Являлась плановым продолжением операции «Рельсовая война», она была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр. К участию в операции привлекались 193 партизанских отряда группы Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей свыше 120 тысяч человек , которые должны были подорвать более 272 тысяч рельсов. На территории Белоруссии в операции участвовало более 90 тысяч партизан; им предстояло подорвать 140 тысяч рельсов. Центральный Штаб Партизанского Движения предполагал забросить белорусским партизанам 120тонн взрывчатых веществ и других грузов, калининградским и ленинградским партизанам — по 20тонн. Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, поэтому было решено массовые диверсии начать 25 сентября.

Основной задачей партизан был срыв перевозок немецких войск, отступающих с Курской дуги. Для этого проводились массовые операции по подрыву рельсов. Большую роль играла разведывательная деятельность партизан, которые сообщали данные о передвижениях, дислокации и численности немецких частей. Одной из главных проблем партизан была нехватка продовольствия и боеприпасов.

Как наши партизаны устроили немцам «концерт»

Партизаны закладывают взрывчатку под железнодорожное полотно. Подготовкой операции занимался центральный штаб партизанского движения. Подорвать предстояло 272 тысячи рельсов, из них 140 тысяч были расположены на территории Республики Беларусь. Согласно плану, снабжение и взрывчатку партизанам должны были доставлять на самолетах. За неделю до начала операции из-за погодных условий и сокращения количества авиарейсов, к 19 сентября партизаны получили чуть более половины необходимого объема взрывчатки.

Частично операцию удалось начать вовремя. Ночью 19 сентября в немецком тылу загромыхали взрывы, под откос были пушены первые эшелоны.

Основные массовые диверсии начались 25 сентября. Разгромив немецкую охрану, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника.

Часть отрядов приступила к операции еще раньше. Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 км свыше 400 км в глубину. Понимая отчаянность положения, Гитлер начал спешно перебрасывать из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны.

Но ремонтные бригады не успевали за действиями партизан.

Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство страны понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября. Разгромив немецкую охрану, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника. Часть отрядов приступила к операции еще раньше. Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 км свыше 400 км в глубину.

Понимая отчаянность положения, Гитлер начал спешно перебрасывать из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны.

Переломный момент Лето 1943 года стало своего рода моментом истины в Великой Отечественной войне. Нацисты потерпели болезненные поражения под Москвой и под Сталинградом, однако германская военная машина продолжала функционировать, и гитлеровцы рассчитывали перехватить инициативу под Курском. Советское командование благодаря согласованным действиям спецслужб было хорошо информировано о планах вермахта.

Поэтому для Москвы не стало неожиданностью, что гитлеровцы сосредоточили в районе Курска около 900 тыс. В ответ советская сторона соорудила восемь рубежей обороны, а также привела в боевую готовность около 1,3 млн солдат и офицеров. При этом оставался шанс, что, не справившись с задачей по прорыву советской обороны, нацисты попытаются перебросить на Восточный фронт резервы, которые бы позволили им если не добиться преимущества под Курском, то хотя бы остановить потенциальное контрнаступление Красной армии. Каждый лишний полк, передислоцированный из Европы летом—осенью 1943 года, мог дорого обойтись советским войскам.

Чтобы максимально затруднить для вермахта железнодорожные перевозки по территории СССР, командование решило мобилизовать партизан. К тому времени у них уже был некоторый опыт нанесения ударов по железнодорожным коммуникациям противника, но в 1943-м подобные атаки стали происходить систематически. Идею массированного уничтожения вражеских эшелонов и блокирования таким образом транспортных коммуникаций поддерживал полковник Илья Старинов. Главный советский диверсант Илья Старинов родился в 1900 году в селе Войново Орловской губернии.

В 1918-м был призван в РККА, попал в плен, бежал, был ранен. После выздоровления его перевели в сапёрную роту инженерного батальона, в составе которой он принимал участие в разгроме белых в Крыму. Это назначение во многом определило дальнейшую судьбу Старинова. В 1921 году молодой красноармеец поступил в Воронежскую школу военно-железнодорожных техников и спустя год стал начальником подрывной команды 4-го Коростенского краснознамённого железнодорожного полка.

После обучения в Ленинградской школе военно-железнодорожных техников Старинова повысили до командира роты. В 1920—1930-е годы он, как военспец по подрывному делу, готовил специалистов по установке минно-взрывных заграждений, а затем и будущих диверсантов. В 1933-м был переведён на службу в Главное разведывательное управление при Генштабе, а затем поступил в Военно-транспортную академию. После её окончания стал заместителем военного коменданта станции Ленинград-Московская.

Однако административная работа была Старинову не по душе. В 1936-м он добился направления в Испанию, где лично готовил масштабные диверсионные операции против франкистов и проводил минно-взрывную подготовку бойцов-республиканцев.

Освобождение Белоруссии 1943-1944 гг.

Наследие 26 июня 2020 Пущено под откос 5 494 эшелона врага. Партизанская «рельсовая война» Довести разрушения коммуникаций в тылу врага до степени катастрофической, такую задачу ставила Ставка перед партизанами. С середины 1943 года советскими чекистами вместе с руководителями партизанских соединений были разработаны и проведены три масштабных операции по разрушению железных дорог и мостов. В историю эти операции вошли под названием «рельсовая война» против фашистских оккупантов, последняя операция завершилась 26 июня 1944 года. Это приводило к срыву оперативных и стратегических планов гитлеровцев.

В 1943 году эту работу решено было еще более усилить. В документе одобрялся представленный на рассмотрение ЦК план развертывания партизанской «рельсовой войны» в тылу немецких оккупантов как наиболее эффективный способ нанесения ущерба немецким захватчикам. Статья по теме: Партизанил на Украине и в Китае. Герой Советского Союза Николай Прокопюк В соответствии с принятым постановлением были разработаны три операции, следующие одна за другой.

Часть линий гитлеровцам пришлось превратить в одноколейные, что тоже существенно снизило результативность перевозок. Огромное количество подвижного состава было задействовано для транспортировки рельсов и шпал для ремонта поврежденных участков. Личный состав отвлекался на усиление охраны путей.

Зона действий партизан была огромной — 1000 км по фронту, 750 км вглубь тылов. Гитлеровское командование было не в силах организовать сколько-нибудь эффективные антипартизанские мероприятия на столь огромной территории, особенно в условиях одновременности действий разных партизанских соединений. Операция «Концерт» начиналась менее организованно часть партизанских соединений присоединились к ней только 25 сентября и была хуже снабжена, но тоже дала хорошие результаты.

Всего было осуществлено 150 тыс. Из-за переориентации на уничтожение рельсов последствия «Концерта» сказались и на Красной армии. Пришлось затратить значительные усилия для восстановления путей после освобождения территорий, охваченных операцией.

В ходе операции «Багратион» рельсовая война имела гораздо меньшие масштабы, но у нее были и другие задачи. Партизанам требовалось лишь относительно ненадолго нарушить коммуникации, чтобы помешать быстрой переброске гитлеровцами войск к слабо защищенному месту основного прорыва. Эта задача была выполнена.

В целом же опыт рельсовой войны и явления в целом, и организованной операции продемонстрировал огромные возможности взаимодействия партизанских соединений и армейского командования. Действия партизан на железных дорогах в тылу врага стали весомым фактором в деле организации успешных наступлений Красной армии в 1943-1944 гг.

В 1943 году фашисты придерживались политики "выжженной земли" и тотального опустошения оккупированной территории. Создавались специальные команды поджигателей, которые опустошали территорию при отходе фашистских войск: грабили и уничтожали населенные пункты, жителей уничтожали либо угоняли в Германию. Партизаны отряда имени Чапаева ведут бой за убранную рожь, 1943 год Брестское соединение. Партизаны отряда имени Фрунзе в перерыве между операциями читают свежие газеты В 1943 году в разных районах Беларуси оккупанты провели более 60 крупных карательных операций против партизан и населения, в том числе операции "Фриц", "Хубертус", "Освещение храма", "Барбара", "Осенняя охота", "Танец", "Охота на зайцев", "Охота на уток", "Генрих".

Однако ничто не могло сломить сопротивление белорусского народа оккупантам и остановить партизан. Немецкий железнодорожный эшелон, сожженный партизанами, 1943 год Минское партизанское соединение. Партизаны на боевых учениях, 1943 год Брестское партизанское соединения. В лесном лагере партизаны слушают Москву В 1943-1944 годах в пределах всей оккупированной территории Беларуси партизанами была проведена крупномасштабная операция "Рельсовая война".

Ее первый этап начался в ночь с 3 на 4 августа 1943 года и продолжался до середины сентября 1943-го, второй - с 19 сентября 1943 года до начала ноября 1943 года он получил название "Концерт". За это время партизаны взорвали 200 тыс. Под откос летели эшелоны, взрывались мосты, водокачки, железнодорожные станции, было разгромлено 220 вражеских гарнизонов и опорных пунктов. Пархоменко разрушают железнодорожное полотно Партизаны минируют мост, 1943 год Немецкий железнодорожный эшелон,сожженный партизанами, репродукция БЕЛТА Партизаны постоянно проводили боевые и диверсионные операции, отвлекая на себя внимание немецких тыловых и военных частей.

Отдельные бригады партизан управлялись высшим руководством напрямую. В рядах таких бригад также состояли специально обученные специалисты по диверсионной деятельности, в задачу которых входило обучение и организия менее подготовленных бойцов. Поддержка партии значительно укрепляла мощь отрядов, а потому действия партизан направлялись на подмогу Красной Армии. Во время любой наступательной операции КА враг должен был ожидать удара с тыла. Боевая группа, Брянская область 1943 год Знаковые операции Силами Сопротивления проведено сотни, а то и тысячи операций с целью подорвать боеспособность врага. Самой примечательной из них стала боевая операция «Концерт». Советские партизаны закладывают взрывчатку под рельсы Подготовка к подрыву деревянного моста Подожженный деревянный мост, Украина 1943 год В этой операции участвовало больше ста тысяч воинов и проходила она на огромной территории: в Белоруссии, Крыму, на Прибалтике, в Ленинградской области и так далее. Главная цель — уничтожить железнодорожное сообщение врага, чтобы тот не смог пополнять резервы и припасы во время битвы за Днепр. Операция прекратилась из-за отсутствия взрывчатки — при большем боезапасе партизаны могли нанести гараздо значительный вред. После победы над врагом на реке Днепр партизаны стали массово участвовать в крупных операциях, начиная с 1944 года.

Военнослужащие Вермахта у взорванной партизанами железной дороги География и масштаб движения Отряды Сопротивления собирались в тех областях, где были густые леса, балки и болота. В степных регионах немцы без труда разыскивали партизан и уничтожали. В труднопроходимых участках они были защищены от численного преимущества немца. Один из больших центров партизанского движения во время Великой Отечественной войны находился в Белоруссии. Белорусские партизаны в лесах наводили ужас на врага, нападая внезапно, когда немцы не могли отбить атаку, а после также незаметно исчезали. Изначально на территории Белоруссии положение партизан было крайне плачевным.

«Рельсовая война»: как разрушали железные дороги в годы войны?

TacticMedia / Архивная революция / SpeZinform Всего в мастерской Губенко «изготовлено 282 мины, из них 38 железнодорожных, а остальные шоссейные и к телеграфным столбам». В результате рельсовой войны отрядом «Большевик» взорвано 196 рельс, и это лишь маленький эпизод боевой деятельности одного отряда.
Операция «Концерт» В ходе операции «Рельсовая война» было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения.
Что такое операция концерт. «Рельсовая война» Всего в мастерской Губенко «изготовлено 282 мины, из них 38 железнодорожных, а остальные шоссейные и к телеграфным столбам». В результате рельсовой войны отрядом «Большевик» взорвано 196 рельс, и это лишь маленький эпизод боевой деятельности одного отряда.

19 сентября 1943 г., 77 лет назад, началась партизанская операция «Концерт»

«Рельсовая война» началась 3 августа одновременно с переходом в контрнаступление Воронежского и Степного фронтов. Только в ночь на 4 августа было подорвано более 42 тыс. рельсов, к 15 сентября (день окончания операции) – всего 214 705. 19 сентября 1943 года началась операция «Концерт», ставшая вторым большим этапом рельсовой войны на оккупированной советской территории Понятие «рельсовая война» закрепилось за всей деятельностью советских партизан по нарушению железнодорожного сооб. Между тем первоначально «Рельсовой войной» именовалась конкретная партизанская операция, проведенная с начала августа по середину сентября 1943 года. Практически сразу же после нее началась следующая операция — «Концерт», преследовавшая ту же цель. Всего же в ходе двух операций – «Рельсовая война» и «Концерт» – с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. В первые месяцы войны к местным жителям часто присоединялись красноармейцы, сумевшие выйти из окружения.

Величайшая в истории партизанская операция «Концерт», о которой забыли

«Рельсовая война» разразилась на огромной площади протяжённостью тысячу километров по фронту: с севера (исключая Карелию) до юга (без Крыма) и на 750 километров в глубину захваченных немцами территорий УССР, БССР и части РСФСР. Операция "Рельсовая война" была проведена в летнее время 1943 года и явилась прелюдией к операции "Концерт". Положительные результаты "Рельсовой войны" послужили основанием для разработки последующих операций аналогичного типа. Операция «Концерт» — операция советских партизан, проводившаяся с 19 сентября по конец октября 1943 год, известна как второй этап операции «Рельсовая война» и совпавшая с осенним наступлением Красной Армии. По оценке военных специалистов, действия партизан в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации, сбросившей примерно за тот же период на железные дороги в советском тылу более чем 10. Самой известной операцией стала «Рельсовая война».

Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны

Концерт Старинова. Разработка и результаты самой грандиозной партизанской операции рельсовой войны вторая фаза «рельсовой войны», она продолжится до 1 ноября. Положительные результаты операции «Рельсовая война» дали основание для разработки новых акций аналогичного типа.
Операция «Концерт» — Википедия Переиздание // WIKI 2 "Рельсовая война" и "Концерт".
Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С 19.09.1943 г. силами советских партизан, действовавших во время Великой Отечественной войны, была проведена операция. Она стала продолжением битвы «Рельсовая война». Операции присвоили кодовое название «Концерт».
Освобождение Белоруссии 1943-1944 гг. — Домашняя страница. М. Астапчик В советской военной историографии широко и восторженно описаны действия партизан летом-осенью 1943 года по блокированию железнодорожного транспорта противника. Эти операции известны как «Рельсовая война» и «Концерт».

«Рельсовая война»: как разрушали железные дороги в годы войны?

Помимо теоретического обоснования такого рода деятельности Стариновым были разработаны в содружестве с инженерами 46 конструкций минно-взрывных устройств, буквально на все случаи жизни: от магнитных и угольных мин, взрывавшихся в топках паровозов, морских или речных судов, до радиофугасов, приводимых в действие по сигналу с радиостанции, находившейся в сотнях километров от объекта диверсии: так был взорван, в частности, 14 ноября 1941 года немецкий штаб в Харькове, при этом погибли начальник немецкого гарнизона генерал-майор Георг фон Браун, два других немецких офицера и 13 солдат, охранявших резиденцию. Угольная мина для паровозов и колючки-ерши, использовавшиеся для выведения из строя лошадей противника на грунтовых дорогах Оперативным отделом ГШПД был разработан ряд увязанных с действиями РККА масштабных партизанских операций, первой из которых стала «Рельсовая война», осуществлённая в контексте Курской битвы. Началась она на два дня раньше Курской стратегической оборонительной операции, 3 августа 1943 года, и завершилась на три недели позже, 15 сентября. Событию ныне исполнилось 80 лет. В ней приняло участие свыше 100 тысяч партизан, подпольщиков и специально обученных диверсантов, а это более семи полновесных дивизий РККА, огромная сила.

Уничтоженный партизанами немецкий эшелон. Уничтожено, только снабжавших армию «Центр», 836 эшелонов и 3 бронепоезда. Взорваны станционные сооружения и мосты. Движение на железных дорогах Украины и Беларуси было задержано в разных местах на срок от трёх дней до полумесяца, отдельные магистрали не работали весь август.

Грузоперевозки вермахта сократились на 40 процентов. Немцам пришлось отвлечь с фронта значительные силы для охраны тыловых железнодорожных коммуникаций, ремонта повреждённых рельсов везли из Европы, главным образом Бельгии и Голландии , восстановления мостовых переходов и водокачек. По обе стороны рельсового пути на 100-200 метров вырубали лес и кустарники, где могли прятаться партизаны, создавали минные поля на подходах к рельсам, патрулировали пути. Партизаны минируют мост.

БССР, осень 1943 года Не давая врагам передышки, уже через четыре дня после завершения предыдущей, с 19 сентября 1943 года ГШПД начал новую операцию рельсовой войны, получившую название «Концерт», что более точно отражало её суть: каждый партизанский отряд и диверсионная группа получили свою «партитуру» конкретное задание , инструменты для её исполнения мины, другое оружие и боеприпасы , дирижёром выступил ГШПД, тесно взаимодействовавший с Генштабом РККА. География «Концерта» стала шире, захватив на сей раз Карельский перешеек и Крымский полуостров, и многолюднее: к прежним 100 тысячам бойцов добавилось ещё 20 тысяч. Рельсов в ходе её проведения было подорвано несколько меньше 150 тысяч ; немцы, кстати говоря, научились их чинить не только путём замены, но и накладывая переходные мостики. Зато мостов через реки и глубокие овраги уничтожено больше только белорусские партизаны взорвали их 72, а ремонт таких сооружений занимал зачастую не одну неделю , попутно партизаны разгромили 58 немецких гарнизонов.

В ходе ее реализации требовалось взорвать как можно больше рельсов, мостов, стрелок, водокачек. Операцию все задействованные в ней бригады должны были начать одновременно. В назначенный час десятки тысяч партизан на территории Белоруссии, Украины, Калининской, Ленинградской, Смоленской областей сосредоточились непосредственно у железных дорог и с нетерпением ждали установленного сигнала.

В назначенное время взлетели ракеты. Сразу же ночная тишина была нарушена грохотом взрывов. Они сливались в один сплошной гул.

Пытаясь выйти из блокированных гарнизонов на помощь своим охранным подразделениям, немецкие солдаты натыкались на засады. За одну ночь: 5-я Калининская бригада на отрезке железной дороги Себеж — Посинь вывела из строя 2200 рельсов; 7-я Калининская бригада на участке железной дороги Рига — Москва протяженностью в 6 километров взорвала практически все рельсы; белорусская бригада И. Захарова разрушила железнодорожное полотно на дороге Мариуполь — Ленинград между Идрицей и Дриссой, взорвав 830 рельсов; бригада Ф.

Бойдина на участке железной дороги Зилупе — Себеж уничтожила 667 рельсов; бригада В. Лисовского взорвала 1620 рельсов. Одновременный вывод партизанами из строя 6 тысяч рельсов за одну ночь на железной дороге Резекне — Новосокольники произвел на гитлеровцев ошеломляющее впечатление.

Немцы не предпринимали поначалу никаких мер к ее восстановлению. В то время как большинство населения тайно радовалось взрывам, гарнизоны в Идрице и Себеже были подняты по тревоге. Их командование готово было отдать приказ на оставление мест дислокации в связи с тем, что ожидало их штурма.

Немцы не сразу поняли, что массированный удар по железным дорогам — дело рук партизан, а не заброшенного в тыл с парашютами крупного соединения советских войск. Потом немцы распустили слухи, что партизаны применили по железной дороге установки залпового огня «катюши». В эту знаменательную ночь разом были перерезаны артерии, питавшие вермахт на Восточном фронте.

Не без проницательности немецкий генерал Гридер на другой день сказал: «Где не работают железные дороги, там война кончается сама собой». Взбешенный Гитлер приказал немедленно расстрелять 16 своих генералов, отвечавших за охрану коммуникаций в России. Но эта операция была только началом «рельсовой войны».

Пономаренко докладывал И. Сталину, что «план уничтожения 213 тысяч рельсов будет выполнен до середины августа». Однако по сводкам ЦШПД он был выполнен только к середине сентября 1943 года.

Через несколько суток после массовых диверсий комендант гарнизона железнодорожной станции Кузнецовка Себежского района докладывал своему командованию: «Этот массированный налет на железную дорогу, проведенный партизанами в начале августа, был для нас настолько неожиданным, что мы не могли понять, откуда свалилась такая беда… В результате этого налета было уничтожено более 5000 рельсов, заменить которые не представляется возможным. Приостановлено надолго движение поездов по всей линии от Новосокольников до Зилупе…» Коменданты гарнизонов Себежа, Пустошки, Опочки, Идрицы, начальники охранных участков железной дороги приказом генерал-полковника Шуберта были отстранены от должностей и отданы под суд. Была произведена замена личного состава комендатур.

Новые коменданты и начальники участков были предупреждены, что в случае непринятия мер против партизан-подрывников они будут привлечены к ответственности и расстреляны. Немецкое командование разместило вдоль всей железнодорожной линии усиленные гарнизоны с сетью оборонительных сооружений. С августа 1943 года охрана железнодорожных магистралей стала возлагаться только на подразделения вермахта.

Новые военные коменданты приступили к ликвидации разрушений. Придя в себя, поняв, что массированный удар — дело рук партизан, и стремясь ослабить их авторитет в глазах населения, оккупанты стали распространять легенду о высадке восьмитысячного десанта Красной армии, который разрушил железную дорогу, но теперь якобы окружен и уничтожается. Немцы распространили листовки, в которых сообщалось, что на железной дороге действуют не партизаны, а части Красной армии, которые прорвали фронт в районе Великих Лук и движутся в направлении Латвии: «Наш фюрер так и предусмотрел: пусть движутся.

Мы пропустим красные части в Прибалтику, отрежем и уничтожим их. А что касается партизан, то их давно уже нет. Они давно все перебиты.

Остались лишь жалкие остатки большевистских агитаторов, которые и носа своего не смеют показать из леса…» Нужно отдать должное немцам в организации работ по восстановлению движения поездов. Когда прошел первый шок, они бросили на ликвидацию последствий массированной атаки партизан все силы. Для ремонтных работ в Идрицкий и Себежский районы были направлены три восстановительных поезда, четыре железнодорожных батальона и 465 рабочих-путейцев, было мобилизовано население деревень, прилегавших к железной дороге.

Ремонт путей шел за счет рельсов второй колеи маневровых станционных путей, частичного завоза их из Латвии, а также автогенной сварки разорванных рельсов на месте их подрыва. Несмотря на огромные разрушения, через трое суток движение поездов было восстановлено. Немецкому командованию в те дни пришлось перебрасывать к фронту одну пехотную и две моторизованные дивизии не по железной дороге, а походным порядком.

Из-за нехватки рельсов немцы восстанавливали только одну колею дороги и использовали для ее ремонта рельсы, снятые с другой. В этих условиях важно было не давать немцам передышки ни на один день, продолжая вести «рельсовую войну» неослабевающими темпами. Но пробиваться партизанам к железной дороге становилось день ото дня все труднее, редко обходилось без боя с охраной дороги.

Гитлеровцы, наученные горьким опытом первых августовских ночей, стали намного осторожнее и предусмотрительнее. Они сооружали дзоты на наиболее опасных участках магистрали. Подходы к полотну и завалы минировались.

Командованию немецкой армии пришлось поставить вдоль всей железнодорожной линии гарнизоны и зарыться в землю. Чтобы ограничить подход партизан к полотну железной дороги или сделать его маловероятным, на расстоянии 200 метров по обеим сторонам полотна были вырублены деревья и кустарники. Для охраны и обнаружения установленных мин немцы стали использовать обученных собак, ввели ночное патрулирование полотна.

Населению было объявлено, что хождение по железнодорожным путям и ближе 100 метров по обе стороны от них караются расстрелом. Переходы через пути разрешались только в установленных для этого местах. Чтобы по ошибке люди не попали под пулю, везде вывешивались предупредительные плакаты на русском языке.

На всех полустанках были отстроены укрепленные пункты подразделений, осуществлявших охрану полотна железной дороги с установленными зенитными орудиями, через каждые 100—200 метров по обе стороны были построены дзоты и блиндажи с пулеметами и минометами. Днем и ночью дорогу патрулировали усиленные охранные группы с собаками, контролировали воздушные разведчики. Ночью прилегающая к дороге территория освещалась ракетами, простреливалась трассирующими пулями из пулеметов.

Была создана оборонительная полоса, по количеству оборонительных сооружений, насыщенности огневыми средствами не уступавшая оборонительной линии на переднем крае фронта. Почти каждый поезд сопровождался или бронепоездом с танками, установленными на открытых платформах, или конвоем в бронированных вагонах. Несмотря на сильную охрану железнодорожного пути и мостов, гитлеровцы не рисковали пускать эшелоны в темное время суток, поэтому после наступления темноты движение на железной дороге замирало.

Большое значение в охране важных объектов придавалось укрепленным опорным пунктам, которые были размещены на вокзалах, станциях, разъездах, электростанциях, депо и т. По инструкции все опорные пункты строились так, что должны были выдержать наступление больших сил противника. Стены пунктов на высоту до 2 метров обкладывались мешками с песком.

Боеприпасов в опорных пунктах всегда было вдвое, а то и втрое больше положенного. Гарнизон должен был при нападении сражаться до последнего человека. Сдача опорного пункта влекла за собой судебное следствие против его личного состава.

Как правило, гарнизоны опорных пунктов устраивали по ночам засады на вероятных путях подхода партизан. Кроме того, немцами проводилась разведка подходов к железнодорожному полотну на удалении до нескольких километров по обе его стороны, выставлялись засады и секреты. И все же партизаны от своего не отступались.

Теперь нередко в диверсиях принимала участие не одна, а несколько бригад. Иногда партизаны прибегали к хитрости: устраивали стрельбу по постам охраны или производили ложные подрывы гранат или тротиловых шашек вблизи железнодорожного полотна, а когда немцы спешили к этому месту, подрывники выходили на полотно в оставленном без охраны месте и без помех делали свое дело. По обобщенным сводкам, поступившим от партизанских бригад, к середине сентября 1943 года калининские партизаны взорвали свыше 25 тысяч рельсов.

А по данным начальника штаба партизанского движения подполковника С. Соколова, план уничтожения 36250 рельсов или 230 километров одноколейного пути был перекрыт еще в конце августа. О тактике партизан и ее совершенствовании в ходе проведения операции «Рельсовая война» сообщается в докладе представителя ЦШПД на Калининском фронте Рыжикова и начальника оперативного отдела полковника Шелымагина от 3 сентября 1943 года: «Большинство комбригов, за исключением двоих, Ахременко и Рындина, приняли решение наносить удары сразу силами всей бригады на отведенном каждому отряду участке.

Во исполнение этих решений каждая бригада целиком строем выступала из лагеря, двигалась походным порядком с надлежащими мерами охранения и разведки к намеченному исходному рубежу, откуда отряды, соблюдая меры осторожности, выходили на линию железной дороги и приступали к боевой работе. Ввиду плотности охраны дороги Невель — Полоцк, командиры бригад Ахременко и Рындин, нанося удары по этой магистрали, приняли решение выдвигаться к объектам действий и производить взрывы мелкими группами, бросая их одновременно по нескольку сразу, разрозненно и несвязанно друг с другом. Организация производства подрывов применялась двоякая: конвейером — один подрывник закладывает заряды, другой следует за ним и подрывает; или подрывник весь процесс производит один.

Способ конвейера не оправдал себя, и от него партизаны отказались вследствие того, что зажигающий тратил много времени на розыск заложенных зарядов и в отдельных случаях не находил всех. Работа производилась следующим порядком: вначале подрывник закладывал все принесенные с собой заряды, после чего подрывал их. Дабы не потерять заряд, около каждого втыкалась ветка.

После совершенного одноактового удара группа, отряд отходили на свою базу и в ту ночь уже больше на операцию не выходили, а повторяли ее на следующие сутки. В ходе операции, вследствие контрмер противника, все бригады отказались от проникновения на линии и производства ударов сразу крупными единицами. Захват участка боем с последующим уничтожением рельсов давал меньше шансов на успех.

Противник успевал подтягивать силы к району действий, и операция, по существу, срывалась. Несколько операций, проведенных подобным образом, убедили комбригов в необходимости изменить методы действий. Все последующие удары наносились мелкими группами, которые обладают способностью наибольшего проникновения к объектам и неуловимостью.

Во время последних ударов, когда противник усилил свои контрмеры, партизанам, дабы обеспечить успешность операции, пришлось применять ряд хитростей. Производились отвлекающие взрывы в стороне от района основного удара. Противник отвлекался огнем против гарнизонов и выявленных засад с одного направления, чем достигалось сковывание сил и лишение их подвижности.

Учитывая, что немцы усиленно организуют охрану дороги в первую половину ночи и слабее во вторую, а к рассвету вообще дорога оголяется, партизаны наносили удары утром. Наибольший успех и эффективность в производстве взрывов достигались при внезапности удара. Группы, отряды успевали в этом случае произвести все работы, уничтожить значительное количество рельсов и отойти без потерь на свои базы.

Используя все средства, тщательно и непрерывно следя за противником, проявив должную настойчивость и напористость, быстро реагируя на изменившуюся обстановку и принимая в связи с этим необходимые решения, партизанские бригады выполнили возложенные на них задания согласно приказу». Война на рельсах под новым названием «Концерт» продолжалась и позже, вплоть до изгнания оккупантов с нашей территории. В результате диверсий на железных дорогах перевозки по ним сократились на 35—40 процентов.

Массовые диверсии заставили немецкое командование снять с фронта часть сил для обеспечения охраны железных дорог. Хотя операция «Рельсовая война» была организована Верховным командованием, в материальном плане она была обеспечена плохо. Партизанам пришлось подрывать рельсы за счет снижения количества крушений поездов.

Когда опять вернулись к практике подрыва эшелонов, в шесть раз сократилось общее количество подорванных рельсов.

Результаты операции[ править править код ] В ходе операции подорвано около 150 тысяч рельсов из 11 миллионов, находившихся на оккупированной территории на 1 января 1943 года [3]. Только белорусские партизаны подорвали около 90 тысяч рельсов, 1041 поездов , взорвали 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов. В результате действий партизан пропускная способность железных дорог снизилась на 35—40 процентов, что значительно затруднило перегруппировки фашистских войск и оказало большую помощь наступающей Красной Армии. Как отмечал известный советский диверсант Илья Старинов , переключение основных усилий партизан на уничтожение рельсов при недостатке взрывчатки из-за которого пришлось отменить зимний этап операции привело к сокращению крушений поездов и в итоге способствовало увеличению пропускной способности дорог, но затруднило их восстановление Красной Армией в ходе наступления [3].

Вообще, 1943 год вошел в историю партизанской борьбы как год массированных ударов по железнодорожным коммуникациям немецко-фашистских войск. За это время партизаны осуществили комплекс диверсионных акций на железнодорожных, автотранспортных, водных и воздушных коммуникациях фашистов. Советские люди, оказавшиеся на территории, оккупированной врагом, с первых дней войны вступили в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Партизаны всеми силами старались помочь советским войскам, сражавшимся на фронте, и своими методами оказывали сопротивление гитлеровцам. В 1943 году партизанское движение сконцентрировалось на ударах по железнодорожным коммуникациям немцев. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт».

Рельсовая война». Операция «Концерт». Герои-партизаны

Telegram: Contact @historyWWII Сергей Ушкалов. Действия брянских партизан в ходе операций "Рельсовая война" и "Концерт".
Партизанский «Концерт» Целью этой операции было уничтожение части железнодорожных коммуникаций. Операция получила засекреченное название «Рельсовая война». К участию в этой операции были привлечены ленинградские, смоленские, орловские партизаны.
История. 10 класс Только в ходе первых двух операций («Рельсовая война» и «Концерт») с 22 июля по октябрь 1943 г. партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути.

«концерт» для врага: какую роль в великой отечественной сыграла операция «рельсовая война»

Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». Уже в ночь на 19 сентября белорусские партизаны подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 км свыше 400 км в глубину. Всего за полтора месяца ими было подорвано свыше 148 500 рельсов. В ночь на 3 августа 1943 года 167 партизанских отрядов Белоруссии, Калининской, Ленинградской, Смоленской и Орловской областей, а также часть украинских партизан одновременно начали операцию «Рельсовая война».

Сергей Ушкалов. Действия брянских партизан в ходе операций "Рельсовая война" и "Концерт"

В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. 14 июля Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о проведении операции «Рельсовая война», и 3 августа Центральный штаб партизанского движения приступил к её реализации. Историк-исследователь Сергей Валерьевч Ушкалов рассказывает о боевой работе (деятельности) брянских партизан на заключительном этапе Курской битвы и в ходе освобождения Орловской и Смоленской областей (операции "Кутузов" и "Суворов"). «Концерт» – это кодовое название операции, которую партизаны провели с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война».

Концерт Старинова. Разработка и результаты самой грандиозной партизанской операции рельсовой войны

История еще не знала подобных масштабов — диверсии были проведены по фронту на 1000 км и от линии фронта до западной границы СССР глубина до 750 км. О необходимости подобной операции в Ставке Верховного главнокомандования задумались еще в начале лета 1943 года, когда вовсю шла подготовка к Курской битве. Именно тогда проводилась так называемая концентрация сил и средств, и было очень важно лишить гитлеровцев беспрепятственного подвоза живой силы, техники и боеприпасов. Но с другой стороны — широкомасштабная война на железной дороге не могла быть проведена без тщательной подготовки и обеспечения партизанских отрядов всем необходимым для подрыва рельсов и уничтожения эшелонов. Запасы взывчатки собрали огромные… В июне-июле советская авиация дальнего действия работала с полной выкладкой.

Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Партизанские отряды только за два летних месяца 1943 года получили 67 тонн тола и других взрывчатых веществ, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Активно велась разведка железнодорожных коммуникаций. Операция была разработана Центральным штабом партизанского движения очень тщательно.

Каждый отряд получил конкретную цель, причем в приказе были определены все мельчайшие детали. Все было расписано до минуты, каждая группа четко знала и свою цель, и способ ее достижения. Впрочем, мало кто знает, что планом операции предусматривалась и своеобразная репетиция — орловские партизаны начали массовый подрыв рельсов еще раньше — 22 июля. Знали ли гитлеровцы о том, что их ожидает?

Как минимум догадывались. А потому многие участки железной дороги они подготовили соответствующим образом.

В 36 лет он впервые применил свои боевые навыки на практике, пустив под откос эшелон с итальянскими летчиками и их штабом. А в 37 уничтожил состав марокканских солдат, «регуларес». Наработанный по «линии Д» и в испанской командировке опыт сделал капитана Старинова одним из лучших диверсантов СССР и мира. Илья Григорьевич это знал, со дня на день ожидал вызов в Москву на повышение. И вызов пришел.

Чем ближе к цезарю, тем сильнее страх Пока Илья Старинов набирался опыта диверсионного дела в битвах при Сарагосе, Мадриде и Барселоне, товарищ Сталин в Кремле изучал схему фашистского мятежа испанских генералов. Полученное знание настолько впечатлило вождя, что он присмотрелся к своим собственным военным внимательнее. И советский народ узнал из газет и радиоточек страшное: легендарные герои гражданской войны, маршалы Красной армии, личные друзья товарища Сталина оказались предателями, готовившими фашистский мятеж в стране Советов. Каналы связи заговорщиков тянулись в Испанию, где сразу после разоблачения Тухачевского, в Барселоне, вспыхнул троцкистско-фашистский мятеж. Его удалось подавить новому республиканскому правительству товарища Хуана Негрина , но НКВД пришлось отзывать советских добровольцев на Родину для проверки. Так что вызов в Москву для Ильи Григорьевича был совсем не на повышение. Капитана Старинова «фильтровали» почти год, пока он занимал должность начальника учебного полигона НКПС.

А всех его испанских однополчан, начиная с бригадного комиссара Христофора Интовича Салныня , которому Старинов, отбывая в Москву сдал дела, до и. Илью Григорьевича крепко хранил для будущего «большого дела» Бог Войны. Он избежал подозрений, но партия оказала ему высокое доверие, позволив доказать преданность делу Ленина-Сталина кровью. От «белофинской» к «рельсовой» войне Капитана Старинова с командной должности отправляют простым командиром диверсионно-заградительной группы в Ленинградский военный округ, на «белофинскую» войну. А в 42-м назначен заместителем начальника штаба партизанского движения, генерала Пономаренко. Летом 1943 года, в преддверии Курской битвы, идеи Старинова, весь его опыт наконец оказался востребованным. Однако были внесены некоторые коррективы, которые, как потом отмечал в своих воспоминаниях Илья Григорьевич, он воспринял негативно.

Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты. В июне 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 000 бойцов. Тактический просчет В приказе 0042 от 14 июля 1943 года предписывалось уничтожать рельсы. Что-ж тут странного, если война рельсовая? Но дьявол крылся в мелочах.

Штаб исходил из ошибочного убеждения, что немцы испытывают недостаток рельсов. Поэтому уничтожение полотна представлялось самым простым и доступным способом войны. Но разведка просчиталась: у противника был излишек рельсов. Немцы сваривали их по ночам и заменяли днем, а потом придумали 80-сантиметровый «мостик» и стали пропускать поезда по нему. Ведь при взрыве стандартной «шашки» выбивалось всего 25-40 см. Движение на железных дорогах врага было перекрыто полностью только в тылу группы армий «Центр», да и то всего на трое суток, с 3 по 6 августа 1943. Очень неприятным сюрпризом стало то, что переключение основных усилий партизан на подрыв рельсов при недостатке взрывчатки привело к сокращению крушений поездов.

А это привело к обратному поставленным целям результату: пропускная способность железных дорог на территории врага только повысилась. Звездный час Старинова — операция «Концерт» На подрыв рельсов в августе и первой половине сентября партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатки. Этого было бы достаточно для того, чтобы пустить под откос 1500 поездов. Хотя на месте это поняли и некоторые партизанские командиры. Поэтому начали сокращать подрывы рельсов, одновременно увеличивая число крушений составов. Вторая стадия операции «Рельсовая война» планировалась уже под руководством Старинова и получила название «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских подразделения, насчитывавшие порядка 120 000 бойцов.

Рельсовый «Концерт» начался 25 сентября. Он охватил практически весь западный фронт, за исключением Карелии и Крыма. Партизаны стремились обеспечить советским войскам условия для наступления на Киев. В Белоруссии они пустили под откос свыше тысячи поездов. Лишь к зиме сокрушительный удар с тыла по врагу был остановлен командованием: иссякли запасы взрывчатки. Но Киев был освобожден. Партизанский аргумент «Рельсовая война» на сегодня является первой и единственной партизанской стратегической операцией в масштабах нескольких фронтов.

Ничего подобного не проводилось ни одной армией мира, ни на одной войне. Советский рекорд убедительнее еще и потому, что действия партизан не были разрозненными. Это было строго централизованная операция вертикального подчинения, аналогичная фронтовой, только в тылу врага. Невероятный успех был обеспечен даже не столько гением командования, сколько идеальной организацией дела. В тылу немецко-фашистских полчищ, временно захвативших Белоруссию, с невиданным ожесточением и упорством разгорелась партизанская борьба белорусского народа по сокрушению гитлеровской военной машины, истреблению преступной армии интервентов всеми доступными народу способами. Особенно серьезные удары партизаны и партизанки наносят на коммуникациях немецкой армии, производят крушения военных эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим и оружием, военным имуществом, подрывают железнодорожные мосты, взрывают или сжигают станционные сооружения, взрывают и сжигают, расстреливают паровозы, вагоны, цистерны на станциях и разъездах, разбирают рельсы на железных дорогах. Партизаны и партизанки своими боевыми действиями разрушают тыл противника, изматывают врага, наносят ему огромный урон в живой силе и технике.

Многие сотни воинских эшелонов не доходят до фронта, летят под откос от рук партизан-мстителей. Железные дороги, проходящие через Белоруссию, на всем их протяжении находятся под непрерывным воздействием партизанских отрядов и диверсионных групп, что имеет громадное значение в срыве оперативных и стратегических замыслов противника. Вместе с этим ЦК КП б Белоруссии считает, что боевая работа белорусских партизан по разрушению путей подвоза противника может и должна быть усилена, к этому имеются все предпосылки и возможности. Важнейшими из этих условий являются: повсеместное быстрое развитие самого партизанского движения, принимающего характер всенародного движения против оккупантов, наличие широкой сети связи, аэродромов и посадочных площадок для самолетов, управляемость всеми партизанскими отрядами и бригадами в оккупированных областях и районах Белоруссии, наличие работающих на месте областных и районных подпольных комитетов КП б Белоруссии. Все эти благоприятные условия и громадная сила самого движения делают возможным в настоящий момент поставить перед партизанским движением в Белоруссии задачу нанесения массированных ударов по железнодорожным коммуникациям противника в целях коренной дезорганизации всей железнодорожной сети, проходящей по территории Белоруссии. Эта задача может быть успешно решена белорусскими партизанами не только организацией крушения воинских поездов, взрывов мостов, железнодорожных станций, выводом из строя паровозов, вагонов, но и другими путями. Внесенные по этому вопросу в ЦК КП б Белоруссии предложения, основанные на изучении двухлетнего опыта партизанской войны в тылу противника, показывают, что коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага может быть достигнута массовыми разрушениями рельсов железнодорожных путей.

Методом «рельсовой войны» разрушения коммуникаций можно довести до степени катастрофической для немецко-фашистских войск. При массовом применении этого способа борьбы противник принужден будет проводить огромные работы трудоемкого характера по замене взорванных рельсов для восстановления путей. Потребуется доставлять колоссальное количество стали, проката, что для него будет почти неразрешимой задачей. ЦК КП б Белоруссии постановляет: 1.

Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 км свыше 400 км в глубину. Понимая отчаянность положения, Гитлер начал спешно перебрасывать из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны. Но ремонтные бригады не успевали за действиями партизан. Всего за полтора месяца ими было подорвано свыше 148 500 рельсов. На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос более 1000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста.

Всего за полтора месяца ими было подорвано свыше 148 500 рельсов. На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос более 1000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста. Всего же в ходе двух операций — «Рельсовая война» и «Концерт» — с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. В дальнейшем историки произвели оценку и выявили, что в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна противника действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Это с учетом того, что противник сбросил на железные дороги в советском тылу более 10 тысяч авиационных бомб. Действия партизан в 1943 году значительно затруднили перегруппировку фашистских войск и оказали большую помощь советским войскам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий