О каком качестве публичного выступления пишет цицерон

Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория. «Публичное выступление». Цицерон произносит в сенате речь против Катилины. Плутарх пишет: "Самый ожесточенный раздор между ними вызвало имя Цицерона: Антоний непреклонно требовал его казни, отвергая в противном случае какие бы то ни было переговоры, Лепид поддерживал Антония, а Цезарь спорил с обоими.

Ораторское искусство Цицерона

Красноречие Цицерона – в чём трудность 10 правил ораторского искусства Древнего Рима Цитата из книги«Оратор» Марка Туллия Цицерона — «Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным». Марк Цицерон.
12 знаменитых афоризмов Цицерона структуру публичной речи,акцентирует внимание на то,что "все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач:во-первых,он должен приискать содержание для своей речи;во-вторых,расположить найденное по порядку,взвесив и оценив каждый довод.

Цицерон как теоретик и практик ораторского искусства

Чтобы последовательно изложить их, мы будем опираться на учение о качествах речи. Это учение также древне, как сама риторика; о качествах речи писали Аристотель, Теофраст; наиболее известное описание качеств речи содержится в трактате Цицерона «Об ораторе». Красноречив как Цицерон: как научиться выступать публично. Цицерон написал множество философских трактатов, включая “О долге” и “О государстве”. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.

Алина Грибулина

  • Цицерон: история искусства ораторства от теории к практике
  • Риторика как наука
  • Цицерон: философия и ораторское искусство
  • Риторика цицерона

Поиск по этому блогу

  • Говори и убеждай, как древние греки и римляне — Нож
  • Цицерон: история искусства ораторства от теории к практике
  • Задай вопрос редакции,
  • 10 основных правил ораторского искусства
  • Элокуция и качества речи
  • риторика ЦИЦЕРОНА.docx

Элокуция и качества речи

Цицерон и искусство красноречия — 10 правил ораторского искусства Древнего Рима Цицерон и искусство красноречия — 10 правил ораторского искусства Древнего Рима На основе трудов Цицерона были сформулированы 10 правил ораторского искусства, которым и сегодня следуют успешные политики, лайф-коучи и мотивационные спикеры. Марк Туллий Цицерон 106-43 гг. Он утверждал, что без базовых знаний теории публичная речь превращается в бессмысленное словоблудие, сдобренное напыщенными фразами. В своих сочинениях древнеримский философ определил качества, которыми должен обладать учитель риторики, чтобы познать все трудности красноречия. Его трактаты «De oratore» «Об ораторе» , «Orator» «Оратор» стали выдающимися произведениями античной литературы.

На основе этих трудов были сформулированы 10 правил ораторского искусства Цицерона, которым и сегодня следуют успешные политики, лайф-коучи и мотивационные спикеры. Мастерство красноречия В чем трудность предмета красноречия по Цицерону? Как писал сам философ, оно «…рождается из очень многих знаний и стараний…. Проще говоря, оратор должен быть всесторонне образован, и постоянно совершенствовать свое мастерство.

Теория развития красноречия в трудах Цицерона сочетает приемы помпезного азианского стиля и изначальную простоту языка аттических классиков риторики.

Ведь для всех очевидно, что отрицательное отношение большинства Государственной Думы не имеет основанием какие-нибудь противогосударственные побуждения; этим отказом большинство Государственной Думы хотело бы дать толчок морскому ведомству, хотело бы раз навсегда положить конец злоупотреблениям, хотело бы установить грань между прошлым и настоящим. Отказ Государственной Думы должен был бы, по мнению большинства Думы, стать поворотным пунктом в истории русского флота; это должна быть та точка, которую русское народное представительство желало бы поставить под главой о Цусиме для того, чтобы начать новую главу, страницы которой должны быть страницами честного, упорного труда, страницами воссоздания морской славы России. Поэтому, господа, может стать непонятным упорство правительства: ведь слишком неблагодарное дело отстаивать сущеcтвующие поряд ки и слишком, может быть, недобросовестное дело убеждать кого-либо в том, что все обстоит благополучно. Вот, господа, те мысл и или приблизительно те мысл и, которые должны были возникнуть у многих из вас; и если, несмотря на это, я считаю своим долгом высказаться перед вами, то для вас, конечно, будет понятно, что побудительной причиной к этому является вовсе не ведомственное упрямство, а основания иного, высшего поряд ка. Мне, может быть, хотя и в слабой мере, поможет то обстоятельство, что, кроме, конечно, принципиально оппозиционных партий, которые всегда и во всем будут противостоять предложениям правительства, остальные партии не совершенно единодушны в этом не столь простом деле, и среди них есть еще лица, которые не поддались, быть может, чувству самовнушения, которому подпало большинство Государственной Думы. Это дает мне надежду если не изменить уже предрешенное мнение Государственной Думы, то доказать, что может существовать в этом деле и другое мнение , другой взгляд, и что это взгляд не безумен и не преступен. Тем самым он отвлекает аудиторию от коллективной эмоции, максимально разделяет ее и начинает организовывать группу своих сторонников, сочувствующих и готовых, по крайней мере, выслушать и оценить его аргументы.

Вступление с ораторской предосторожностью обычно бывает более пространным, чем обычное вступление, потому что вступительной частью речи ритор успокаивает аудиторию и достигает более тесного речевого и эмоционального контакта с ней. Вступление еx аbruрtо. Этот тип вступления применяется, когда аудитория сильно возбуждена, и ритору нужно успокоить ее, прежде чем перейти к изложению проблемы. Главная задача вступления еx аbruрtо — добиться внимания аудитории и сохранить единодушие с ней на протяжении всей речи. Классический пример вступления еx аbruрtо — начало первой речи Цицерона против Катилины. Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды? Неужели тебя не встревожили ни ночные караулы на Палатине, ни стража, обходящая город, ни присутствие всех честных людей, ни выбор этого столь надежно защищенного места для заседания сената, ни лица и взоры всех присутствующих?

Оно было средством достижения политических целей, в карьерной лестнице, так как все политические деятели, члены сената, суда должны были владеть правильной речью, умением убедительно выступать перед аудиторией. Люди, владеющие ораторским искусством, занимали высокое положение в обществе. В Древней Греции училось риторике все свободное мужское население, Умение красноречиво изъяснятся было жизненной необходимостью каждого грека. В Древнем же Риме ораторству учились только дети знатных семей. Цицерон об этом так писал: «Первое место в нашем государстве в мирные и спокойные времена занимало красноречие, а знание права — второе.

Первое давало влияние, славу, опору; второе же — только средство к преследованию и защите. И право не раз прибегало само к помощи красноречия». Красноречие служило на благо государству. Ораторов ценили, ими восхищались, им подражали. Ораторство как наука складывалась несколько веков.

Мы же в настоящее время пользуемся готовым материалом, трансформировав его к своему времени. В чем же особенности древнего ораторского искусства? Оно достигло совершенства. Ораторское мастерство Греции и Рима имели некоторые различия. Но в ходе исторического развития римские философы — ораторы не отвергли познания греков они у них учились , а отшлифовали и развили понятия, методы, приемы, виды, роды ораторского искусства.

Афины стали центром искусства, литературы, философии. Здесь ораторское искусство получило свое начало и развитие. Философы-просветители их называли софистами , открывали школы, учили красноречию. Они обучали правилам построения речи, манере произношения, подаче текста, умению воздействовать на слушателей. Цель софистов была научить учеников полемизировать, дискутировать, а единая система обучения отсутствовала.

Греческие ораторы говорили нараспев, их речь приближалась к поэтической, сопровождалась мимикой и актерскими движениями. Самым выдающимся оратором, педагогом этого направления был Горгий. Он создал первый учебник по красноречию. Горгий определил задачу оратора — заставить слушателей поверить ему. Для этого были разработаны особые ораторские приемы, которые сейчас принято называть «горгианскими фигурами».

Это использование метафор, звуковые повторы, построение фраз путем противопоставления, причем количество слов в обеих частях должны быть одинаково. Теория Горгия имела влияние на все виды ораторской прозы: на судебное, политическое и торжественное. Известный оратор Лисий прославился в судебных делах. Его речи написаны простым языком. Он использовал живую разговорную речь.

Эта естественность располагает слушателей, в них звучит жизненная правда. В его повествовании живые, яркие картинки, что помогает аудиторию расположить к себе.

Корбетт писал: Цицерон считал, что идеальный оратор должен разбираться во многих предметах. Чтобы изобретать свои аргументы, идеальный оратор должен обладать широким кругом знаний. Его идеальным человеком был философ, государственный деятель, ученый оратор, который использовал риторику для формирования общественного мнения. Трактаты Цицерона Хотя Цицерон сегодня почти не читается, до прошлого века он был одним из самых почитаемых писателей классической древности. Его репутация была особенно высока в период с пятнадцатого по девятнадцатый века, и следует признать, что его труды оказали неисчислимое влияние на развитие современного образования и этической и политической мысли, влияние настолько всеобъемлющее, что оно все еще активно даже на тех миллионах, которые никогда не читали ни слова Цицерона. Сочинения Цицерона, "типичного" Римлянина, делятся на три обширные категории, каждая из которых имеет свой собственный интерес и значение: речи, великолепные и сильные речи Цицерона, произносимые в различных судах и политических собраниях поздней Римской республики; послания, большое количество личных писем, написанных близким друзьям и соратникам, полные исторических и биографических сведений и мастерски выполненные в стиле; и трактаты, группа эссе и исследований.

Сами трактаты делятся на пять основных категорий: труды по спекулятивной философии, языческому богословию, искусству риторики, политике и морали. За исключением пяти книг Тускуланских диспутов, возможно, наименее интересными из трактатов для широкого читателя являются те, которые касаются спекулятивной философии и языческого богословия. Эти работы, как и большинство работ Цицерона, в значительной степени опираются на греческие предки. К богословским трудам относятся "о природе богов", главный труд Цицерона в этой категории, в котором излагаются взгляды на этот предмет эпикурейских, академических и стоических философов. Авторское доказательство в этом трактате доброго Провидения вызывает большое восхищение. О гадании и о судьбе являются дополнениями к о природе богов. В первом Цицерон обсуждает виды гадания, практикуемые римлянами. В отрывке о судьбе речь идет о проблеме свободы воли.

Самое раннее из умозрительных сочинений - "академики", лишь частично сохранившееся исследование философии Афинской академии. В пяти книгах "о величайших степенях добра и зла" рассматривается основная этическая проблема: определение того, что является главным благом и конечной целью жизни. В этом трактате содержится обзор различных этических доктрин, имевших влияние в Риме; Цицерон решает для философии Академии, чьи учения подходят для аристократов, лидеров и ученых.

Марк Туллий Цицерон — Древнеримский оратор

Как его судебные речи (речь по уголовному делу Клуенция), так и политические выступления (речи об аграрном законе и против Катилины) являются образцами красноречия и в то же время изобилуют примерами ораторской находчивости. По мысли Цицерона, оратор – государственный деятель, который средствами публичного слова организует общественную жизнь, обеспечивает регулярное правосудие, поддерживает высокий уровень общественной нравственности и единства общества и «всему государству в. Трактат «Брут» написан в форме беседы Цицерона с друзьями — Аттиком и Брутом. эмоциональность. В этом качестве велеречивый Цицерон совершил в 63 г. до н. э. главное политическое дело своей жизни.

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.)

эмоциональность. Речь – публичное выступление социально-политического характера. Красноречие Цицерона – в чём трудность 10 правил ораторского искусства Древнего Рима.

Речи Цицерона

Здесь происходило обдумывание вещей, о которых будет вестись рассказ в последующей речи. Второй этап — композиция, или диспозиция. В его рамках происходило расположение компонентов речи согласно логике повествования. Третий этап — элокуция, или украшение речи. На данном этапе оратор продумывал художественные приёмы, с помощью которых впоследствии украсит свою речь. На следующем этапе — мемориа — ритор запоминал свою будущую речь, и на заключительном — речь произносилась на публике [3]. Диалогическая речь В диалоге оратор и аудитория — непостоянные величины.

У ведущих беседу людей данные роли чередуются. От ответа на вопрос зависит последующая реплика. Именно поэтому риторика, как дисциплина, всегда включала в себя практическую сторону. Умелый ритор способен не только хорошо продумать будущую речь, но и быстро найти остроумный ответ на реплику в диалоге [12]. Легендарное римское правосудие инициировало развитие риторики. В этот период дисциплина получила несколько дополнений.

Они были предложены яркими персоналиями, труды которых изучаются и сегодня. Среди них Цезарь , Цицерон , Квинтилиан и другие. Этот римлянин известен как военный полководец и основатель империи. При этом, без умения произносить речи, данные заслуги оказались бы для него недостижимыми. Цезарь был признан лучшим судебным оратором Рима. Его речи разошлись на цитаты и афоризмы.

Несмотря на значительный успех в ораторском искусстве Цезарь не написал теоретических работ по риторике. Марк Туллий Цицерон Продолжая идеи Аристотеля, Цицерон считал, что речь оратора должна быть посвящена серьёзным проблемам. Искусное произнесение речи требует от оратора глубокого понимания того, чему она посвящена. Более того Цицерон требовал от произносящего речь познания и человеческой природы, в противном же случае ритор не способен «воспламенить человеческие сердца». Идеального оратора Цицерон видел, как разносторонне развитого человека. Он и философ, и историк , и правовед.

Идеальному оратору известны и приёмы актерского искусства, поскольку именно эмоция в первую очередь воздействует на чувства аудитории. Портрет Цицерона. Противники римского ритора воспринимали искусство убеждения как исключительно практическое искусства. Подобным разногласиям посвящён ряд его диалогов. При этом в концепции Цицерона теоретическая часть не уменьшала значение практической. Практикой не пренебрегал и сам римский ритор.

В современности многие знают Цицерона именно как оратора, а не философа, политического деятеля или теоретика риторики. Многие из его речей считаются образцовыми, среди них: Речь против Катилины , речь в защиту Луция , речь о консульских провинциях и многие другие. Важным замечанием Цицерона стало утверждение о том, что стиль речи должен соответствовать своему предмету. Так рассказ о важных вещах должен быть наполнен пафосом, а о простых — не должен быть перегружен художественными приёмами. Помимо образа идеального оратора Цицерон привнес в ораторское мастерство ряд речевых приемов. Данные способы убеждения активно используются и в современной риторике.

Мнемотехника Римский оратор предложил мнемотехнику — особый алгоритм запоминания текста. Такой подход предполагал отождествление различных элементов речи с ориентирами, которые путник встречает по дороге. Метод существенно облегчал запоминание оратором речи. Диффамация Цицероном также были предложены несколько новых методов убеждения. Один из них — диффамация. Данный приём представлял собой распространение порочащих сведений о человеке, против которого направлена речь [13].

Амплификация Ещё один приём, предложенный Цицероном — амплификация. Это эмоциональное усиление призвано привлечь внимание аудитории. Такой приём может быть достигнут с помощью гиперболы или преувеличения. Риторический вопрос Римский оратор одним из первых стал использовать риторический вопрос. Или вопрос, который не требует ответа и используется для эмоционального усиления речи. В данном приёме под видом вопроса оратор доносит определённую информацию [14].

Марк Фабий Квинтилиан Квинтилиан. Портрет Систематизировать все знания о риторике, полученные в Античный и Римский периоды, удалось мыслителю Марку Фабию Квинтилиану. Особенности ораторского искусства были изложены им в «Двенадцати книгах риторических наставлений». В отличие от Аристотелевской «Риторики» данный труд был в значительной степени шире. Квинтилиан рассматривал многие проблемы риторического искусства и языка в целом [6]. Достижением римского мыслителя стало выделение трёх риторических стилей.

Стили речи Квинтилиан обратил внимание на то, что в различных географических регионах существуют разные подходы к произнесению речей. Римский оратор выделял аттический , или греческий стиль. Основанный на речах Сократа и Аристотеля, данный стиль не подразумевал художественного усиления, был предельно краток и наполнен смыслом. Аттический стиль содержал только строгие логические последовательности. Противоположным ему был характерный для Востока азианский стиль.

Он выделил ключевые аспекты риторического мастерства — лад, ритм, изменения ритма , а также уместность речи. Под ладом Михаил Пселл понимал общие места речи — константы, задающие произнесённому целостность. При создании речи ритор должен обращать внимание не на качество отдельных риторических приёмов, но на их сочетание.

Сочетания приёмов, в свою очередь, задают ритм. Пселл отмечает, что речь заключает в себе слова разного качества, среди них есть высокие, низкие и обычные. Риторика Михаила Пселла подразумевает создание синтаксической структуры. Такая структура строится путём перебора различных последовательностей риторических приёмов. Если западноевропейская риторика решала эстетическую задачу, то риторика Византии находилась в поисках речевых стилей. К данной проблеме европейская риторика пришла в эпоху Возрождения [16]. Риторика в эпоху Возрождения и Новое время В период Нового времени и эпохи Возрождения в риторической традиции наблюдался возврат к Античности. Искусство убеждать вновь обращалось к категории логоса.

Информационная речь В этот период был сформирован новый тип речи — информационный. Несмотря на то, что выступление учителей с речью перед учениками имело место и ранее, именно в Новое время этот тип отделяется от остальных. Более того, ему приписывается первостепенное значение. В частности, Френсис Бэкон определял риторику как «искусство сообщения знаний». Так, общественно-политическая сторона дисциплины уходила на второй план. Для эпохи нового времени в наибольшей степени был характерен поиск оснований научного знания. Данная тенденция отразилась и на риторике [15]. Судебные и социально-политические речи Восстанавливались в своём статусе судебные и социально-политические речи.

Антропоцентризм во многом сблизил риторику с литературой. Наследие данной дисциплины переносят в свои произведения Шекспир , Сервантес , Рабле. Из риторики были изъяты структуры аргументации, диалектика и логика. Наука сосредоточилась на непосредственном произнесении речи, а также на языковом аспекте. Так, в данный период была расширена теория языка. Особый вклад в эту область внесла работа Бернара Лами «Риторика, или искусство говорить». Развивались риторики для конкретных языков. Греческий и латинский теряли свой канонический статус [17].

Стало популярным деление дисциплины на общую и частную. Первая часть изучала общие риторические законы, вторая — особенности устной речи и текста. Во второй половине ХIХ века предметное поле риторики расширилось. Её предметом также стала поэзия и художественная проза. К ХХ веку развитая филологическая сторона дисциплины вытеснила структуры аргументов, сформированные ещё в Античности. Были поставлены под сомнение наличие трёх основных элементов риторики: оратора, речи, аудитории как фундамента дисциплины [15]. Риторика в России Риторика как искусство красноречия развивалась и в России. Ораторское мастерство пришло на территорию Древней Руси из Византии.

Одним из первых теоретиков риторики, идеи которого стали известны в России, был Георгий Хирабоск. В дальнейшем свои концепции в области риторики предложили Михаил Васильевич Ломоносов и Михаил Михайлович Сперанский [18]. Михаил Васильевич Ломоносов. В 1743 году вышло его «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочинённое». В работе было предложено несколько оригинальных идей в контексте не только отечественной риторики, но и мировой. Ораторское учение Ломоносова состояло из трёх частей. Первая повествовала о сущности риторики и её связи с прозой и поэзией, вторая рассказывала о том, каким образом должно быть построено прозаическое произведение. Третья часть была посвящена поэтике.

Как и Цицерон, Ломоносов подчёркивал, что оратор должен быть развит разносторонне. Он считал, что для этого необходимо знать теоретические основ риторики, следовать примеру хороших авторов, упражняться в сочинении, иметь эрудицию, знать основы других наук. Ломоносов предложил концепцию, согласно которой мысль перерастает в речь. Идея речи формируется в виде предложения, на основе которого создаётся система из первичных и вторичных понятий [19]. Отечественный мыслитель предложил курс по словесности. Лекции были прочитаны в Петербургской духовной академии. При этом, как отдельное произведение они были изданы в 1844 году , уже после смерти автора. Риторика Сперанского состояла из трёх частей: изобретения речи, её расположения и произнесения.

Задача риторики, по мнению русского мыслителя, — не разъяснение истин, а убеждение оппонента. При этом Сперанский отметил, что речь оратора должна быть речь доступной и связанной одной канвой. Каждая высказанная мысль должна вытекать из предыдущей [20]. В этот период язык пережил ряд реформ, направленных на исключение логических ошибок в речи. Так, Венский кружок стремился свести речь к набору протокольных предложений — простейших утверждений, которые описывают данное в опыте. Пример такого предложения: «Я сейчас наблюдаю солнечное затмение». Таким образом, все средства усиления речи оказывались ненужными элементами. Представители Венского кружка стремились превратить язык в непротиворечивую систему, что оказалось невыполнимой задачей.

Риторика находилась в кризисе.

Подлинное красноречие также требует актёрского мастерства, так как чувства убеждают людей даже лучше рациональных доводов. Цицерон отлично умел вызвать сострадание и гнев, страсть и восторг, отвращение и страх… Он помнил о жестах, звуке и тоне голоса, выражении своего лица. Ритм Речь — произведение искусства. Новаторство Цицерона в том, что он привнёс в речь поэтическую художественность.

Например, можно в какой-то части речи повторять одно слово или синтаксическую конструкцию, или держать определенный темп, или перечислять предметы резко, без союзов. Точно так же можно придать ритм «фигурам мысли» — намёкам, переходам, иллюстрациям, противопоставлениям. Смех Очевидное правило. Шутка любую речь, кроме торжественной, делает интереснее и убедительнее. Цицерон умел смешить до слёз.

Но он же предостерегал — оратору надо использовать юмор умеренно и «всячески избегать шутовского острословия». Дарование Без природного таланта оратором не стать. Цицерон считал, что не способным к красноречию нужно прямо говорить об этом. Остальным же нельзя мешать, а особенные дарования изо всех сил надо поддерживать. Три трактата об ораторском искусстве.

Бобровникова Т. Цицерон: Интеллигент в дни революции. Цицерон Марк Туллий.

В этой работе Цицерон определил конкретные задачи красноречия. Оратор, по Цицерону, должен: изобрести, расположить, украсить. Цицерон утверждал: свойство оратора —активность, смелость, общительность, разносторонность интересов, оратор —мыслитель, а в тревожных ситуациях — воин. В книге «Об ораторе» автор показывает идеального всесторонне образованного оратора. В трактате «Об ораторе» он выбирает свободную форму философского диалога, что позволило ему излагать материал проблемно, дискуссионно, приводя и взвешивая все доводы за и против. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно.

По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие — нечто такое, что даётся труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. В трактате «Брут», посвящённом своему другу Бруту, Цицерон говорит об истории греческого и римского красноречия, останавливаясь более подробно на последнем. Цель трактата — доказать превосходство римских ораторов над греческими. В «Ораторе» разрабатывался вопрос о лучшем стиле. Цицерон исходит из трёх основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать, побуждать. Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое — долг оратора, второе — залог популярности, третье — необходимое условие успеха. Стенографию изобрёл раб ЦицеронаТирон. Будешь ли ты мне верно служить?

Он всегда был рядом со своим господином, подробно записывал его речи. Около 20 лет Квинтилиан обучал ораторскому искусству цвет римской молодёжи — отпрысков самых знатных и богатых римских семей, Квинтилиану было поручено воспитание наследников императора. Знаменитый римский оратор Марк Фабий Квинтилиан — автор обширного сочинения в 12-ти книгах «Риторические наставления». Труд систематичен и строго продуман. Здесь учтен весь опыт классической риторики и обобщен собственный опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. Это вершина исследования ораторского искусства. Риторика есть наука о способности хорошо говорить и силе убеждать. Вершина ораторского мастерства, по мнению Квинтилиана, — способность говорить, не готовясь, а для этого необходимы огромные знания и разнообразные навыки. В первой книге Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора. Будущего оратора должны воспитывать с детства, на него влияет окружение кормилицы, родители, дядьки , учителя, которые должны хорошо учить.

Эта книга содержит методические рассуждения об учении в детском возрасте: учение должно быть забавою, ребенок сознательно должен запоминать материал, заниматься чистописанием и чтением вслух. Речь должна быть правильна, ясна и красива. Для этого необходимо изучать грамматику и образцовых ораторов, поэтов, прозаиков, затем переходить к собственным сочинениям. Будущий оратор должен знать очень много, в том числе философию, музыку, геометрию, произношение. Вторая глава посвящена методике работы учителя, в частности говорится о системе упражнений, даются рекомендации для чтения художественных произведений и речей известных ораторов. Он считает, что оратор не должен почитать риторические правила за непременные законы. В правилах может многое изменяться сообразно делу, времени, случаю и обстоятельствам. Квитилиан отходит от принятой до него в риторике жесткой регламентации построения речи. Правила являются лишь руководством к действию, но не догмой, они не должны сковывать оратора и лишать его возможности проявлять самостоятельность. Он сравнивает жёсткие правила с предписанием полководцу, как расположить войско.

Но ведь расположение войска зависит от обстановки. Произведение же то, что делает искусник, то есть хорошая речь». Здесь Квинтилиан повторяет мнение Цицерона: истинным красноречием владеет лишь добрый и честный человек. Собственно, это мнение было распространено в Древнем Риме. Квинтилиан пишет, что риторика состоит в способности и силе убеждать. Это определение, замечает Квинтилиан, идёт от Исократа риторика — творительница убеждения. Такого же мнения придерживается Цицерон. Тут же Квинтилиан иронически замечает, что убеждают словом и прелестницы, и ласкатели, и развратники. Тот же недостаток в определении Аристотеля, который говорил, что риторика есть способность или сила изобретать всё, что может убеждать в речи. Автор критикует эти определения, которые подхватили и школьные учебники красноречия.

Он предлагает иное определение, делая оговорку, что оно найдено у других: риторика есть наука хорошо говорить. А в средневековой культуре риторикой было отсутствие украшений на фоне всеобщего увлечения ею, то есть речь лаконичная, точная, подчёркивающая нормативную кодифицированность. По окончанию античной эпохи теоретические изыскания в области красноречия прекратились. А саму сферу публичных выступлений монополизировала церковь. Речи ораторов приобрели форму проповедей, а свободные дискуссии превратились в богословские диспуты. Единственное, за что можно сказать спасибо Средневековью, так это за то, что схоласты сохранили знания Древнего мира для Возрождения и более поздних времён. Самая первая риторика в России появилась в начале 17 века. Это перевод с латинского языка на древнерусский учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона. Отступление от оригинала были незначительны и вызваны стремлением приспособить книгу к российским условиям. Предполагается, что автор перевода — митрополит Макарий Если до 18 в.

Подлинный расцвет и всеобщее признание риторики в России началось с выхода в 1747 году «Краткого руководства к красноречию» Этот труд М. Ломоносова сразу получил признание, несколько раз переиздавался при жизни автора, его риторика обращена к античному миру — Сократу, Платону, Аристотелю. В своем труде Ломоносов выделяет собственно риторику, то есть учение о красноречии вообще; ораторию, то есть наставление к сочинению речей в прозе, поэзию, то есть наставление к поэтическим произведениям. Он отстаивал научную истину в речах, советовал, во-первых, в совершенстве знать предмет своей речи, во-вторых. В первой половине 19 в. Никольского, А. Высоко ценился труд М. Сперанского «Правила высшего красноречия», а также общая и частная риторика Н. Кошанского — профессора Царскосельского лицея, одного из учителей юного Пушкина. У термина риторика появляется второе, крайне пренебрежительное значение — «внешне украшенное пустословие».

По этому поводу С. Аверинцев отмечает, что слово «риторика» начинает употребляться, особенно в XIX веке, как бранное слово. Солженицын в книге «Россия в обвале» пишет, что речи власть имущих «риторны и приторны». Все это привело к тому, что во второй половине XVIII века все реже издаются книги по риторике, она исчезает из планов многих учебных заведений. Причем школы не отказываются от ее содержательных материалов, от многих приемов, таких как работа над темой, композиция сочинений, как рассуждение и доказательство, тропы и стилистические фигуры, но употребляют их под другими названиями: развитие речи учащихся, стилистические упражнения, теория словесности, культура речи, поэтика. Отказ от риторики подчас носит лишь внешний характер. Происходит расцвет судебного красноречия, академического мастерства. Лидерами по уровню мастерства участников публичных выступлений в 30-х годах становятся Германия и СССР. Диктаторские режимы этих стран ввели выступления в ранг общеобязательных мероприятий, больше похожих на культовый обряд, нежели на высказывание собственного мнения. Подавляющее большинство людей имело единственный контакт с Гитлером — через его голос.

Он был неутомимым оратором, и перед тем как пришёл к власти, мог произносить от трёх до четырёх речей за один день в разных городах. Даже самые непримиримые его оппоненты признавали, что он — величайший оратор, при этом звучание его голоса было далёким от приятного. Он держал массы под гипнотическим колдовством. Риторика как самостоятельный предмет с 20-х по 80-е годы XX века сохранилась лишь в нескольких учереждениях МГУ, Тбилисском. Игнорирование систематического, целостного предмета «риторика» привело к заметному упадку речевых умений в самых разнообразных сферах общения. Следует отметить, что в большинстве развитых стран мира кризисные явления не привели к гонениям на риторику. В середине XX века начинается ренессанс риторики, поднимается новая волна интереса к ней. В России это конец 70-х годов. Интерес к этому предмету не угасал даже в самые трудные годы в научной среде. Назовем имена В.

Виноградова, М. М Бахтина, С. Аверинцева и других. Были переведены на русский язык «Общая риторика» под редакцией Дюбуа «Основы искусства речи» Сопера, книги Д. Традиции высокой культуры, несомненно, стали одной из важнейших причин преобразования интереса к риторике среди аспирантов, преподавателей. Возможно, что это — первый важнейший фактор возрождения риторики. Второй фактор — успехи наук о речи, возникших на рубеже языкознания и психологии.

Марк Туллий Цицерон: биография

Образ оратора оценивается по трём параметрам личности: нравственный ли человек? В комплекс речевых средств входят — и это принципы оценки речи оратора: идеи, слова, построение слов, произношение, телодвижение, эмоция речи. Каждое время и каждая эпоха даёт свои стилевые образцы, которым подражают ораторы. Хороший оратор ритор в целом всегда занят преобразованием, усовершенствованием жизни к лучшему, поэтому он отталкивается от существующих образцов и создаёт новое: новые идеи, новый стиль в словах и всём образе поведения. Образованность же означает формирование внутреннего и внешнего облика человека. Образование же происходит только через общение, через речь, словесное взаимодействие каждого из нас с миром.

Образ Оратора. Слушатели не отделяют сведения, которые сообщает оратор от личности самого оратора любим или не любим предмет — зависит от учителя. Аудитория запоминает оратора, а потом, что он сказал. В ораторе аудитория хочет прежде всего видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других, хочет знать его отличительные черты, какую позицию он занимает, можно ли ему доверять. Личность оратора составляют: 1.

Лексикон словарный запас — должен превышать лексикон партнера или аудитории. Прагматикон — система ценностных установок и мотивов речевой деятельности ритора. Адресату или аудитории должны быть понятны мотивы деятельности ритора и они должны иметь нравственную основу. Картина мира — система категориальных понятий в сознании ритора, которая определяет взгляд на мир. Знание прецедентных текстов — устойчивые единицы фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы , отражающие картину мира ритора в ее национальном варианте.

Этикетный портрет. Образ ритора создается усилиями самого говорящего, который старается создать в речи впечатление существования у него индивидуальной манеры общения, индивидуального стиля речи.

Сохранилось более 900 его писем, включая все, от официальных депеш до случайных записок друзьям и семье. Многое из того, что известно о политике и обществе его эпохи, известно благодаря переписке Цицерона. Лишь немногие из его писем были написаны для публикации, поэтому Цицерон дал волю своим ликованиям, страхам и разочарованиям.

Цицерон: союзы, изгнанники и смерть Во время своего изгнания Цицерон отказался от предложений Цезаря, которые могли бы защитить его, предпочитая политическую независимость роли в Первом Триумвирате. Цицерон был вдали от Рима, когда разразилась гражданская война между Цезарем и Помпеем. Он присоединился к Помпею, а затем столкнулся с еще одним изгнанием, когда Цезарь выиграл войну, осторожно вернувшись в Рим, чтобы получить помилование диктатора. Цицерона не просили присоединиться к заговору с целью убийства Цезаря в 44 г. В междоусобицах, последовавших за смертью Цезаря, Цицерон предпринял краткие попытки заключить союзы с ключевыми фигурами, сначала защищая Марка Антония перед Сенатом, а затем осудив его как врага общества в серии испепеляющих речей.

Некоторое время он поддерживал выскочку Октавиана, но когда Антоний, Октавиан и Лепид объединились в 43 г. Антоний устроил так, чтобы его объявили врагом народа.

Вступление должно быть ум еренно эмоциональным, оратор входит в речь постепенно; если речь начата слишком энергично, то эмоции аудитории будут угасать по ходу речи, а сам ритор быстро устанет и не сможет долго удерживать на пряженный строй речи.

Вступление должно быть максимально кратким, затянутое вступление приводит к тому, что ритор и аудитория утрачивают представление об основном содержании речи. Следует избегать посторонних источников вступления, всякого рода историй, примеров из жизни ритора, анекдотов и подобного: вступление не должно отвлекать аудиторию от главного содержания речи и должно быть связано с ее основным положением. Вступление произносится или читается первым, а сочиняется в последнюю очередь; только составив и подготовив речь, следует обратиться к вступлению.

Приступая к публичному выступлению, оратор всегда сталкивается с более или менее неожиданной ситуацией, и заранее подготовленное, а тем более написанное, вступление может ему повредить. Стиль вступления должен быть простым, не следует употреблять незнакомые аудитории, ученые, труднопроизносимые слова и сложные конструкции; во вступлении оратор использует язык аудитории, но при этом ни в коем случае не прибегает к низким, грубым, нелитературным словам и выражениям. Предложение теза представляет собой тщательно сформулированное применительно к обстановке, строению, конкретной композиции произведения главную мысл ь — тему см.

В отличие от этой главной мысл и, само наименование — предложение —подразумевает решение, которое предлагается на рассмотрение аудитории. Предложение остается главной мысл ью, которая развертывается в текст высказывания, обосновывается и воспроизводится во всех его частях. Предложение обычно находится в начале высказывания: либо непосредственно после вступления, либо после разделения предмета, либо после изложения как в речи святителя Филарета , либо даже после опровержения, особенно когда опровержение помещается в начале речи.

Иногда предложение помещается в конце речи, статьи или книг и и совпадает с выводом. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих u представить их в неотъемлемую собственность.

Столыпин здесь использует не только развернутое, но и разорванное предложение, части которого разделены вставной конструкцией: сначала дается положение, которое развертывается вставной частью, а затем — собственно предложение.

Не ленитесь, Женя, давайте поищем другое.

Это трудно. Но кто сказал, что сочинять художественные произведения — легкое дело»? Укажите правильную падежную форму имени числительного в предложении: Перепись населения в нашем городе будет проводиться 265 переписчиками - двумястами шестьюдесятью пятью Диспозитивные нормы… - предполагают возможность выбора одного из вариантов О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: «..

Плевако: «Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь….

Древнее ораторское искусство

Фрагмент публичного выступления: «Перейдем к следующему качеству ума. Это свобода, абсолютная свобода мысли, свобода, доходящая прямо до абсурдных вещей, до того, чтобы сметь отвергнуть то, что установлено в науке как непреложное. Вначале Цицерон говорит о трудности ответа на вопрос, поставленный Брутом: описывая идеального оратора, он не хочет кого-либо ущемлять или умалять чей-то талант. Цицерон сразу говорит о том, что признает Демосфена лучшим греческим оратором. Психологическое айкидо и публичное выступление. Красноречие Цицерона – в чём трудность 10 правил ораторского искусства Древнего Рима. И сама речь должна отражать нравственные качества (mores) оратора, чтобы в мыслях, в способе выражения, во всем внешнем произнесении речи оратор казался человеком честным, нравственным, «благонамеренным» – цицероновским vir bonus. В публичном выступлении, отражающем основные результаты проведённого самостоятельно исследования, оформленного в виде реферата.

Шесть правил Цицерона по структуре речи

Среди риторических трактатов можно найти самое раннее прозаическое сочинение Цицерона "об изобретательстве". Эта книга должна была стать полным и систематическим обзором на латыни лучших греческих риторических наставлений. Цицерон так и не закончил ее. Эта работа представляет мало интереса, кроме как для ученого. То же самое можно сказать и о трех других произведениях этой категории: "разделы ораторского искусства", "катехизис риторической практики в диалогической форме", написанный для обучения его маленького сына; "О лучшем ораторе" - сохранившееся введение к ныне утраченному переводу некоторых речей великих греческих ораторов IV века до н. Однако три других риторических сочинения представляют более общий интерес: "Брут", "оратор" и "об ораторе". Брут-это литературная история, в форме диалога, греческого и Римского красноречия. Цицерон включает в эту работу интересное обсуждение своего собственного риторического развития и обсуждает важные проблемы стиля.

Его главная забота описать идеального оратора и его самого... Цицерон и ораторское искусство Публичное выступление-это сложный навык, требующий многозадачности, и так было всегда. Во время курса по Цицерону, который я веду, мы исследовали, что этот величайший из ораторов думал и писал об ораторском искусстве. Я подумал, что вы, возможно, захотите прочитать его... Карьерный успех в 1 веке до нашей эры требовал политического успеха, и путь к нему лежал через cursus honorum курс почета ; после получения образования в области философии и ораторского искусствариторики ожидались военная служба, юридический опыт и политические навыки. Цицерон был величайшим оратором Рима, и все же он начал свою карьеру с того, что обнаружил, что совершенно не годится для военной службы, и покинул ее всего через год. Его ораторские способности были единственными возможностями, которые мешал ему статус novus homo нового человека, у которого не было древней аристократической семьи в Сенате.

Цицерон больше всего восхищался ораторским искусством. Для него способность очаровывать аудиторию, убеждать ее в правильности решений и добродетели, отвлекать от дурных страстей требовала не только технических навыков, но и философских знаний.

Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи. Интересно философское рассуждение Цицерона о нравственности и красноречии: «Истинный оратор должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор, и она служит ему материалом. Ибо красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека; и хотя все проявления нравственной силы однородны и равноценны, но одни виды ее превосходят другие по красоте и блеску. Таково и красноречие: опираясь на знание предмета, оно выражает словами наш ум и волю с такою силой, что напор его движет слушателей в любую сторону. Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединять ее с честностью и высокой мудростью; а если бы мы дали обильные средства выражения людям, лишенным этих достоинств, то не ораторами бы их сделали, а безумцам бы дали оружие».

Слово, искусство красноречия связано с личностью говорящего, через них выражается ум, эрудиция оратора, его знания, опыт, а также воля, которая действует на слушателей через речь. Красноречие - это высшее проявление нравственной силы человека. Следовательно, чем нравственнее человек, тем, по мнению Цицерона, красноречивее. В этом случае красноречие - благо, которое использует оратор для людей. Сила ораторской речи, по Цицерону, обязательно соединяется с честностью и высокой мудростью. Только в таком случае речь может принести людям удовлетворение. Если же силой слова будут пользоваться люди нечестные, то это сильное оружие попадет в руки безумцам, которые могут направить его во зло.

Философский подход к слову как благу и аду, как орудию честных и нечестных людей дает возможность взглянуть на теоретические изыскания Цицерона под углом гуманистического направления риторического искусства, его высшего назначения в качестве выразителя общегуманитарных идей. Не случайно Цицерон силу слова связывает с мудростью, отмечая, что эту науку мыслить и говорить, эту силу слова древние называли мудростью.

Риторическая техника Произнести хорошую речь может лишь тот, кто умеет просчитать реакцию публики на слова и их порядок. Даже молчание — композиционный приём. Оратор должен быстро привлечь слушателя во вступлении речи, изложить всё ясно и лаконично, аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противную, а затем завершить всё эмоциональным заключением. Актёрское мастерство Не зря Цицерон восхищался Росцием и другими актёрами. Подлинное красноречие также требует актёрского мастерства, так как чувства убеждают людей даже лучше рациональных доводов. Цицерон отлично умел вызвать сострадание и гнев, страсть и восторг, отвращение и страх… Он помнил о жестах, звуке и тоне голоса, выражении своего лица. Ритм Речь — произведение искусства.

Новаторство Цицерона в том, что он привнёс в речь поэтическую художественность. Например, можно в какой-то части речи повторять одно слово или синтаксическую конструкцию, или держать определенный темп, или перечислять предметы резко, без союзов. Точно так же можно придать ритм «фигурам мысли» — намёкам, переходам, иллюстрациям, противопоставлениям. Смех Очевидное правило. Шутка любую речь, кроме торжественной, делает интереснее и убедительнее. Цицерон умел смешить до слёз. Но он же предостерегал — оратору надо использовать юмор умеренно и «всячески избегать шутовского острословия». Дарование Без природного таланта оратором не стать. Цицерон считал, что не способным к красноречию нужно прямо говорить об этом.

Череда недооцененных союзов привела к его изгнанию и, в конце концов, к убийству, но влияние сочинений Цицерона с течением веков почти не ослабевало. Именно через него мыслители эпохи Возрождения и Просвещения открыли для себя богатство классической риторики и философии. Цицерон: молодость, образование, вступление в политику Марк Туллий Цицерон родился в горном городе Арпинум, примерно в 60 милях к юго-востоку от Рима. Его отец, богатый член всаднического ордена, платил за обучение Цицерона и его младшего брата философии и риторике в Риме и Греции. После непродолжительной военной службы он изучал римское право у Квинтиса Муция Сцеволы. Цицерон публично представил свой первый судебный процесс в 81 г. Цицерон был избран квестором в 75 г. Во время своего пребывания на посту консула он предотвратил заговор Катилины с целью свержения республики.

Однако впоследствии он одобрил внесудебную казнь ключевых заговорщиков, нарушение римского закона, которое сделало его уязвимым для судебного преследования и отправило в изгнание. Цицерон: сочинения и ораторское искусство Цицерон был одним из самых плодовитых римских писателей, и количество его речей, писем и трактатов, дошедших до наших дней, является свидетельством восхищения им последующих поколений.

Цицерон и искусство красноречия – 10 правил ораторского искусства Древнего Рима

Цицерон признает за Лелием изящество речи, но считает, что ему недостает пафоса. О Сервии Сульпиции Гальбе Цицерон пишет как об ораторе, применявшем чисто греческие патетические приемы на суде, и отмечает его речи как важный этап в истории римского красноречия. По мнению Цицерона, речь философов строится для того, чтобы вразумить и успокоить, и этим существенно отличается от речи ораторов; ее содержание возвышено и отделено от ежедневных по-требностей, наконец, она изначально диалогична (ее можно назвать беседой). Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления на форуме, выступления в суде на гражданских делах и разбирательствах, хвалебные речи. Речи Цицерона основывались на глубоком исследовании теоретических вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге «Об ораторе», здесь перечисляются основные требования к оратору.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий