Какой жанр классической музыки положен в основу рапсодии сюита соната инструментальный концерт

В основу "Рапсодии" положен следующий жанр классической музыки: инструментальный концерт. Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах: опера, оратория, жанр концерта Развивались такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги. В академической музыке симфония занимает то же место, какое в литературе принадлежит драме или роману[1]. Она дала название новому, неизвестному прежде составу оркестра и самой значительной области инструментальной музыки — широкому спектру её форм и жанров.

Жанры музыкальных произведений

Необычайно яркая и вдохновенная композиция, уникальной особенностью которой является то, что в её основу были положены не народные мелодии, как обычно принято в произведениях данного жанра, а знаменитый двадцать четвёртый «Каприс» великого скрипача Никколо Паганини и «Dies irae» - средневековая секвенция из католического богослужения. Рапсодия включает в себя двадцать четыре вариации, каждая из которых рисует определённый весьма эмоциональный образ. История рапсодии Начало истории зарождения музыкального произведения, которое в нынешнее время называется Рапсодия, отправляет нас в незапамятные времена, а именно Древнюю Грецию до нашей эры. В ту пору по дорогам этого античного государства странствовали певцы-сказители, которые именовались рапсодами. Под звуки лиры или кифары они нараспев декламировали отрывки из увлекательных эпических поэм - творений великих греческих поэтов о подвигах отважных героев. Певцы-сказители соединяли разные произведения и исполняли их как единое сочинение, которое называли Рапсодией.

Проходили столетия, бродячие певцы-рапсоды канули в вечность, а их место заняли другие странствующие артисты. В каждой стране в разные времена их именовали по-своему. К примеру, по дорогам Европы в Средние века, развлекая народ, путешествовали трубадуры и труверы. Важно напомнить, что все бродячие артисты внесли достаточно ценный вклад в формирование различных жанров современных видов искусств, в том числе и музыкального. Но так случилось, что в XVI веке про рапсодов и их творчество вдруг вспомнили вновь.

Литераторы замыслили объединять в одно произведение разные поэтические жанры и особенно те, которые характеризовались свободным построением. Такие сочинения в свою очередь стали именоваться Рапсодиями. Миновало два столетия, и современник великого Моцарта , немецкий поэт, органист, композитор Кристиан Фридрих Даниэль Шубарт впервые сборники своих вокальных и инструментальных миниатюр, созданных в 1786 году, назвал «Музыкальными рапсодиями». Спустя время данное нововведение привлекло внимание австрийского композитора Венцеля фон Галленберга, однако он переиначил его по-своему и в 1802 году сочинил фортепианную фантазию, в основу которой положил несколько немецких мелодий. Произведение тоже получило название «Рапсодия».

В начале XIX века данная придумка австрийского композитора весьма заинтересовала чешского музыканта Вацлава Томашека, впоследствии в своём творческом наследии оставившего пятнадцать фортепианных рапсодий. Ко всему прочему Томашек увлёк данной затеей своего талантливого ученика Яна Воржишека, который по примеру учителя в 1814 году создал более десятка подобных сочинений. Необходимо заметить, что это были весьма простые по содержанию композиции. В конце первой четверти XIX века музыкальное искусство вступило в эпоху романтизма, которому был присущ интерес к народному творчеству. Так в конце сороковых годов Рапсодия, как вид инструментального произведения, в котором можно было свободно фантазировать и импровизировать, привлёк внимание в то время уже весьма известного венгерского пианиста-виртуоза и талантливого композитора Ференца Листа.

А теперь я предлагаю вам прослушать небольшую предисторию к новой теме нашего урока. Выступление ученика. Начался концерт, звучали сочинения различных компзиторов Европы и Америки, в которых так или иначе преломились джазовые элементы. Публика откровенно скучала. Но вот за рояль сел Джордж Гершвин. Зазвучала «Рапсодия в стиле блюз». От прежней скуки не осталось и следа. Оркестранты играли, словно выворачивая себя наизнанку от эмоций, искренне от души. Дирижер Пол Уитмэн не замечал, что по его щекам катятся слезы восторга. Гершвин играл на фортепиано неподражаемо.

Отзмучали последние звуки «Рапсодии» и зал захлебнулся бурей оваций. Импровизированность, взаимствованная у джазовых музыкантов, - главная черта этого сочинения — сочетается с принципами развития европейского классического симфоджаза. Немного отдохнем и сделаем физ. Рапсодия — жанр инструментальной музыки, музыкальное произведение выстроенное в свободной форме на основе народных мелодий. Что такое блюз? С этим словом вы уже знакомы. Ваша задача записать эмоциональную характеристику произведения.

Балетмейстер — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев. Блюз — джазовая песня грустного, лирического содержания.

Былина — русская народная эпическая песня-сказание. Водевиль — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. Гимн — торжественная песня. Джаз — разновидность импровизационной, танцевальной музыки. Диско — музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким ритмом. Инвенция — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования. Интермедия — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения. Интермеццо — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении. Кант — род бытовой многоголосной песни.

Кантата — крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра. Кантилена — напевная, плавная мелодия. Каприччо — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений. Концерт — произведение для одного или реже нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

Авторами ораторий являются такие знаменитые композиторы, как Бах, Бетховен, Моцарт, Гайдн и Мендельсон. Пик развития жанра в России пришелся на советское время. Самыми известными произведениями того времени являются "Патетическая оратория" Г. Свиридова и "На страже мира" С. Опера - поистине самый глубокий и многоликий жанр музыкально-драматического искусства. Опера изобилует красками. Этот жанр - настоящий калейдоскоп событий. Захватывающая дух драматургия и трогающая до глубины души поэзия, величественные декорации и яркие костюмы, завораживающая музыка и сложная хореография, богатая живопись и выразительная мимика - опера способна поразить и пришедшего на представление впервые, и вновь изумить искушенного яркими зрелищами зрителя. Почти всегда автор пишет оперу на литературный сюжет - либретто. Как правило, опера сочетает звучание оркестра, пение и речитатив. Речитатив - вокально-музыкальная форма, речь нараспев, певучий разговор. Начинается опера с увертюры - оркестровой пьесы, своеобразного вступления, в общих чертах описывающего все действие. Зародилась опера в Италии из духовных представлений - мистерий. Именно в итальянской Венеции в 1637 г. До этого опера была придворным развлечением. Некоторые историки полагают, что опера уходит корнями в античную трагедию. Инструментальные жанры дают начало двум группам музыкальных произведений - камерной и симфонической. Камерная музыка предназначена для исполнения солистом или малым количеством музыкантов в небольшом кругу слушателей. К камерным произведениям относятся: соната, сюита, ноктюрн, вариация, прелюдия, экспромт. Их исполняют как солирующие инструменты, так и музыкальные трио, квартеты и т. Чайковский Одной из первых и старых форм инструментальной музыки является тема с вариациями. Неудивительно, что основывается она на народном творчестве. Строится такая музыкальная форма путем видоизменения основного сюжета, первоначальной мелодии, именуемой темой. В теме меняются ритм, оттенок музыкального сопровождения, мелодические обороты. Тема мажет быть как оригинальной, так и позаимствованной из народной песни. Пример таких вариаций можно найти в "Детском альбоме" П. Чайковского; а пьеса с названием "Русская песня" является производной русской народной песни "Голова ль ты моя, головушка".

Р А П С О Д И Я

СИМФОНИЕТТА – появились в XIX в. (итал. sinfonietta, уменьшит. от sinfonia) – жанр симфонической музыки, отличающийся от симфонии меньшим масштабом цикла и оркестровым составом (малый симфонический или камерный оркестр). Послушайте «Рапсодию в блюзовых тонах» Гершвина и постарайтесь на слух определить главные темы произведения. Какой жанр классической музыки положен в основу «Рапсодии» — сюита, соната, инструментальный концерт? Рапсодией может называться инструментальное (изредка вокальное – например, у Брамса) сочинение, написанное в свободном, импровизационном, эпическом стиле, иногда включающее подлинные народные мотивы (Венгерские рапсодии Листа, Рапсодия в стиле блюз Гершвина). В этот период появляются такие инструментальные жанры, как кончерто гроссо (concerto grosso – большой концерт), органная прелюдия и фуга. В них тоже проявляются черты барокко, полифоническая манера письма – одна из самых характерных особенностей этого стиля.

Композиторы, написавшие рапсодии

Тест по музыке 7.4.3. «Рапсодия в стиле блюз»Джорджа Гершвина. В этот период появляются такие инструментальные жанры, как кончерто гроссо (concerto grosso – большой концерт), органная прелюдия и фуга. В них тоже проявляются черты барокко, полифоническая манера письма – одна из самых характерных особенностей этого стиля. сюита, соната, инструментальный концерт?. Created by allekss2012. drugie-predmety-ru. инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, «импровизационном» стиле. для рапсодии характерно чередование разнохарактерных эпизодов на народно-песенном материале. оно словно воссоздаёт исполнение древнегреческого певца.

Р А П С О Д И Я

Франц Лист — венгерский композитор, один из основоположников жанра рапсодии. Его самая известная работа в этом жанре — «Венгерская рапсодия № 2». Она стала визитной карточкой Листа и олицетворением венгерской музыкальной культуры. В академической музыке симфония занимает то же место, какое в литературе принадлежит драме или роману[1]. Она дала название новому, неизвестному прежде составу оркестра и самой значительной области инструментальной музыки — широкому спектру её форм и жанров. В жанре рапсодии писали многие композоторы. Особенно много рапсодий написано композиторами классического направления музыки. Наибольшей популярностью пользуются рапсодии Ференца Листа, написанные в стиле венгерских народных мотивов. Сегодня мы вспомнили жанры народной музыки, освежили в памяти информацию об истоках русской музыки. сюита. инструментальный концерт. симфония. соната.

Циклические формы инструментальной музыки

Гервина "Порги и Бесс" видео №2 Рапсодия в стиле блюз в исполнении Дениса Матцуева видео№ 3 «Rhapsody in Blue» американский анимационный мультфильм. Анастасия7371. Музыка. 4,5(34 оценок). сюита, соната, инструментальный концерт? Одним из первых сочинения в жанре рапсодии создал Ференц Лист. Его 19 «Венгерских рапсодий» создавались в период 1851-85 годов и включили подлинные мелодий венгерского стиля вербункош – городской музыки Венгрии времен Листа. Можно с уверенностью сказать, что все 32 сонаты великого бетховенского цикла фортепианных сонат заняли бы свои места в этом списке «исключений из правил». И это — вот парадокс! — при том, что Бетховен — законодатель в сфере классической сонаты.

Струна, вокал и их союз. Музыкальные жанры

В этом - новаторство музыки Гершвина. Этот стиль получил в истории музыки название симфоджаз. Раскованность звукового потока проявляется в частой смене темпов, динамики, свободной игре мотивов, ритмов. Движение составляющих рапсодию тем-образов направлено к одной цели - к кульминации, к возвышенно звучащей лирической, светлой и праздничной коде произведения. Принцип построения «Рапсодии» прост — свободно чередующиеся эпизоды, контрастирующие друг с другом. Гершвин писал: «Я слышал ее как музыкальный калейдоскоп Америки - наш «кипящий котел, нашу многонациональную энергию, наши блюзы, нашу столичную суматоху». Послушайте «Рапсодию е блюзовых томах» Гершвина. Постарайтесь на слух определить главные темы произведения.

Так называли народных певцов в Древней Греции.

Тогда это была инструментальная пьеса, в которой оказывались неожиданные музыкальные сюрпризы. Мировую известность завоевали «Испанское каприччио» Римского-Корсакова и «Итальянское каприччио» Чайковского. Оба произведения построены на темах подлинных испанских и итальянских мелодий. Первоначально — поминальная католическая месса. Затем — произведение вроде кантат или ораторий, посвященных памяти героев. Оно раскрывает единый эмоциональный и выразительный образ — от светлой созерцательной лирики до высокого трагического пафоса. Инструментальная элегия — небольшое произведение, написанное непременно в сдержанном темпе, с задумчивой и печальной, а иногда и скорбной мелодией. ЭТЮД - музыкальное произведение, которое развивает технику музыканта.

Каждый из этюдов рассчитан на освоение какого-то технического приема игры. Этюды существуют для всех музыкальных инструментов. Этюд — от французского слова etude — изучение. ФУГА — многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, строгим законам. В основе лежит одна музыкальная тема — яркая, хорошо запоминающаяся.

Строится такая музыкальная форма путем видоизменения основного сюжета, первоначальной мелодии, именуемой темой. В теме меняются ритм, оттенок музыкального сопровождения, мелодические обороты. Тема мажет быть как оригинальной, так и позаимствованной из народной песни. Пример таких вариаций можно найти в "Детском альбоме" П. Чайковского; а пьеса с названием "Русская песня" является производной русской народной песни "Голова ль ты моя, головушка". Еще одна давно известная музыкальная форма - сюита, состоящая из нескольких небольших частей и имеющая циклическую форму. Довольно часто сюита является музыкально-хореографическим произведением, состоящим из нескольких танцев. Таким образом она связана с песней и танцем, отличающимися по ритму, темпу и характеру. В отличие от сонаты и симфонии части сюиты более самостоятельны и независимы друг от друга. Основная часть - умеренно-медленная немецкая аллеманда. Быстрая стремительная французская куранта. Медленная и торжественная испанская сарабанда. Широко известный быстрый старинный танец жига. Нетанцевальные сюиты для оркестра появились в XIX в. Самой известной, пожалуй, можно назвать "Шехерезада" Н. Римского-Корсакова, а также "Картинки с выставки" М. Классические сонаты создавались композиторами для небольшого количества инструментов - одного или двух. Их композиции в основном включали две-три части, отличавшиеся музыкальными образами. Начиналась соната с динамично раскрывающейся первой части, основанной на развитии двух противоположных музыкальных тем, состоящей из: экспозиции - завязки, разработки - взаимодействия тем, репризы - повторения и коды - итога. Вторая часть - более мелодичная, нежная, плавная. Третья часть сонаты - финал, как в первой части энергичная музыка, но отличающаяся по характеру. Нередко лирической частью сонаты служил менуэт. Бетховен и вовсе сочинял сонаты в четырех частях, тогда вслед за лирической частью танцевальная пьеса менуэт или оживленное шутливое скерцо помещалось как отдельная часть сонаты. Симфоническая музыка отличается от камерной тем, что предназначена для симфонического оркестра, является более глубокой, грандиозной, но вместе с тем доступной и понятной. Также симфоническими по содержанию, конструкции и композиционному развитию могут считаться и произведения для небольших ансамблей и отдельно солирующих инструментов. Симфоническая музыка поражает многообразием музыкальных форм и жанров: - увертюра - оркестровая пьеса, представляющая собой вступление к опере, балету или самостоятельное произведение. Рихард Вагнер и Иоганн Штраус-младший представляли свои программные по самостоятельному сюжету или сюжету литературного произведения увертюры, кратко повествующие о содержании предстоящей драмы; - симфоническая фантазия - произведение свободной формы; - программные произведения в одной части - симфонические поэмы; - произведения в нескольких самостоятельных частях - симфонические сюиты.

Непременно должны в нем присутствовать элементы фантастики. За внешне спокойной формой всегда скрыт большой внутренний драматизм. В современной музыке баллада трактуется как повествовательно-драматический и героический жанр. Баллада — от итальянского слова ballare — плясать. СЕРЕНАДА — музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви песня в честь возлюбленной Серенада — от итальянского выражения al sereno, что означает на открытом воздухе. Симфония — музыкальное произведение для симфонического оркестра. Симфония, которая имеет четыре части — классическая. Первая часть - быстрая, активная, иногда с медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме. Вторая часть — медленная — обычно задумчивая, элегическая посвящена мирным картинам природы. Третья часть — менуэт, а позднее, у Бетховена — скерцо. Четвертая часть — финал, итог всего цикла. Встречаются симфонии и с меньшим и с большим количеством частей. Иногда в симфонии используется хор, певцы-солисты.

Какой жанр классической музыки положен в основу «Рапсодии»- сюита соната инструментальный концер…

Возник новый стиль — барокко. Барокко было не только архитектурно-художественным стилем, это целая эпоха в истории нравов и отношений людей. Наиболее полно и ярко проявилась особенность барочного мироощущения в театре, в пышных аллегориях дворцовых празднеств, в музыке приём погружения в ситуацию. В музыке эпохи барокко преобладают драматическая патетика, большая динамичность образов, контрастность звуковых эффектов, ощущается стремление к величию, пышности, пространственному размаху.

Ярче всего черты барокко проявлялись в тех жанрах, где музыка переплеталась с другими искусствами. Это были прежде всего опера, оратория и такие жанры духовной музыки, как пассионы и кантаты. Музыкальные звуки в сочетании со словом, а в опере — с костюмами, декорациями, то есть с элементами живописи, прикладного искусства и архитектуры, были призваны выразить сложный душевный мир человека, переживаемые им сложные и разнообразные события.

В этот период появляются такие инструментальные жанры, как кончерто гроссо concerto grosso — большой концерт , органная прелюдия и фуга. В них тоже проявляются черты барокко, полифоническая манера письма — одна из самых характерных особенностей этого стиля.

Ее девять номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести. Художественная иллюстрация, это картина, которую можно увидеть глазами. И, ответьте мне сами, что такое музыкальные иллюстрации.? Внимательно слушают учителя и смотрят на презентацию. П - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. Организация слушательской деятельности 4 минут Итак, мы подошли вплотную к самой музыке Г.

Свиридова к повести Пушкина «Метель». Слушаем, какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты; с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы.? И вы, ребята, почти угадали название этой пьесы. Свиридов назвал её — «Тройка». У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком. И виновница всех произошедших событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Ещё раз прослушаем эту пьесу и попытаемся определить, как с помощью инструментов симфонического оркестра композитор раскрыл образ русской души и характер русского человека. Вы чувствуете, что мы приблизились вплотную к достижению нашей цели?

Итак, слушаем пьесу «Тройка», комментируем вместе со мной , какие инструменты звучат, как и для чего. Вступили струнные активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот музыка внезапно стихает до пианиссимо, остаётся только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных инструментов. Тройка мчится издалека!!! Сквозь метель!!! Сквозь пургу!!! И на их фоне возникает раздольная песня соло гобоя , чисто русские широкие распевы.

Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах. Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык. На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.

Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки. Симфоническая Музыка — в отличие от камерной исполняется в больших помещениях и предназначена для симфонического оркестра. Созвучие — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты. Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера. Сонатина — маленькая соната. Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом. Симфоническая Поэма — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. Токката — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе. Тон — звук определенной высоты. Туш — краткое музыкальное приветствие. Увертюра — это оркестровая пьеса, призванная служить вступлением к опере, балету, драме. Фантазия — музыкальная пьеса свободной формы. Фуга — многоголосное произведение, основанное на многократном повторении одной или нескольких тем. Элегия — музыкальная пьеса печального характера. Этюд — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.

Рапсодия в стиле блюз

Малера четыре — с вокалом; «симфонией в песнях» он назвал и свою « Песнь о земле » — для оркестра и певцов-солистов [97] [114]. Антон Брукнер, в чьих симфониях напомнил о себе один из отдалённых истоков жанра — церковная музыка , хотел, чтобы его неоконченную Девятую симфонию исполняли с « Te Deum » в качестве хорового финала [115]. Дирижирует Гектор Берлиоз. Шарж И. Гранвиля 1846 На протяжении XIX века разрастались не только симфонические циклы, но и симфонический оркестр: в поисках оркестрового колорита, драматической выразительности тембра и масштабности звучания композиторы-романтики вводили в него новые инструменты, расширяли составы отдельных секций; так, масштабные, с красочной инструментовкой и тонкой нюансировкой сочинения Берлиоза требовали колоссального для того времени состава оркестра [1]. Во второй половине XIX века «бетховенский» состав уже классифицировался как малый симфонический оркестр, хотя начало большому составу также положил Бетховен — в своей Девятой симфонии, в партитуре которой появился ряд новых инструментов: малая флейта, контрафагот , треугольник , тарелки , большой барабан и уже использованные в финале Пятой симфонии тромбоны [74]. Берлиоз уже в «Фантастической симфонии» существенно увеличил струнную и медную группы, точно указав при этом в партитуре количество исполнителей, и ввёл инструменты, которые раньше использовались только в опере: английский рожок , малый кларнет, арфы , колокола и тубы [116].

Не меньшее влияние симфоническое творчество романтиков оказывало и на качество оркестров, предъявляя высокие требования к технике оркестровых музыкантов [116]. Изменилась и функция дирижёра , который в эпоху романтизма впервые повернулся лицом к оркестру, — именно в этот период, во второй половине XIX века, дирижирование превратилось в самостоятельную профессию: управление разросшимся и усложнившимся оркестром, интерпретация всё более усложняющихся сочинений требовали специальных навыков и специальной одарённости [117]. Совершенствование оркестра, расширение его возможностей, в свою очередь, поощряло дальнейшие поиски композиторов [117] [118]. В конце XIX века под симфонией уже не обязательно подразумевалось оркестровое сочинение: появились органные симфонии , прежде всего у французских романтиков — Сезара Франка , Шарля-Мари Видора и других. Классико-романтическая традиция, с характерным для неё преобладанием сонатной формы и определённых тональных отношений, нашла своё завершение в монументальных симфониях Антона Брукнера, в чьих партитурах оркестровые группы трактуются порою как регистры органа [119] , и Густава Малера, в своих сочинениях предсказавшего, как считал Л. Бернстайн , все катаклизмы XX века [120] [121].

Чайковский , портрет работы Н. Кузнецова , 1893 год Первым образцом жанра в России может считаться «Концертная симфония» Д. Бортнянского , написанная в 1790 году для камерного ансамбля. Первые сочинения для симфонического оркестра принадлежат Мих. Виельгорскому и А. Алябьеву , чьи сохранившиеся симфонии, одночастная e-moll и трёхчастная Es-dur, с четырьмя концертирующими валторнами, по форме также не являются классическими.

Глинка отдавал предпочтение иным симфоническим жанрам, однако именно он оказал решающее влияние на формирование стилистических особенностей русской симфонии [122]. Сохранились шесть симфоний А. Рубинштейна , из которых чаще других исполняется вторая «Океан» , в своё время высоко оцененная П. Хронологически наиболее ранним сочинением, соответствующим классико-романтическим образцам, стала Первая симфония Н. Римского-Корсакова , законченная в 1865 году [123]. В России симфонизм фактически зародился уже в эпоху романтизма, миновав, таким образом, «классическую» стадию развития жанра; симфонии композиторов Новой русской музыкальной школы « Могучей кучки » — М.

Балакирева , Н. Римского-Корсакова и А. Бородина — отличает ярко выраженный национальный характер [122]. Поскольку музыковеды различают в русском симфонизме два направления, лирико-драматическое и повествовательно-эпическое «объективное» , композиторы «балакиревского кружка» принадлежали ко второму, основные черты которого присутствуют уже в творчестве Глинки [124]. При этом если А. Бородин в своих героико-эпических симфониях, связанных с образным миром русского фольклора, отдавал предпочтение классическим формам [125] , то Н.

Римского-Корсакова, как и Г. Берлиоза и Ф. Листа, иные задачи — изобразительность и поиски национального или фантастического колорита — побуждали искать более свободные формы программная симфония « Антар » в конце концов превратилась в сюиту , вводить в оркестр новые инструменты с характерными тембрами, в том числе альтовые разновидности флейты и трубы, а также увеличивать количество ударных [116] [126]. Эти поиски были восприняты композиторами младшего поколения, в том числе А. Глазуновым в его классически ясных, уравновешенных, но отличавшихся жанровой картинностью симфониях [126] [127]. Однако наиболее широкое международное признание получило творчество П.

Чайковского — представителя лирико-драматического направления [128]. Как и композиторы «балакиревского кружка», Чайковский в своих симфониях нередко обращался к русским народным песням, но также и к мелодике городского романса. Изобразительность и народно-жанровая тематика присутствовали в его ранних симфониях, в последних трёх этих характерных черт симфонизма «Могучей кучки» становилось всё меньше [129]. Отдав дань позднеромантическим тенденциям в своей программной симфонии « Манфред », Чайковский в целом, как и И. Брамс в Германии, придерживался классической формы и, соответственно, «классической» линии в оркестровке, сочетая поиски психологической выразительности с очень экономным использованием оркестровых средств: именно в своих симфониях, в отличие от поздних опер и балетов, Чайковский отказывался от расширения оркестра [116] [122]. Танеев и С.

Рахманинов [130] ; в творчестве А. Скрябина — в его 6-частной Первой симфонии , 5-частной Второй и 3-частной Третьей « Божественная поэма » , — напротив, отразилась западноевропейская позднеромантическая традиция [131]. Густав Малер , 1909 год XX век в музыке начался как романтический; последовательное расширение симфонического оркестра привело к образованию так называемого сверхоркестра, и апогеем этой тенденции стал исполнительский состав Восьмой симфонии 1906 Густава Малера, который, помимо трёх хоров и 8 певцов-солистов, предполагала значительно расширенный состав большого симфонического оркестра — с усиленной струнной группой, большим числом ударных и украшающих инструментов, — а также орган [116]. Строго говоря, это был уже синтез симфонии и оратории или, как считают некоторые исследователи, симфонии и «музыкальной драмы» [132]. Бесконечно далёкий от «классического» мироощущения Малер, у которого форма — процесс становления и призвана, по словам И. Барсовой, «запечатлеть вечно неготовый, вечно растущий образ» [133] , казалось, исчерпал «большую симфонию»; появилась симфония камерная, и прежде всего у страстных поклонников Малера, представителей новой венской школы — Арнольда Шёнберга и Антона Веберна.

Эта форма, по мнению И. Соллертинского не имевшая с симфонизмом в понимании Б. Асафьева [К 4] ничего общего, кроме этимологического корня, сколько-нибудь значительного развития не получила, и композиторы XX века в конце концов вернулись к «большой симфонии» [103] [135]. Антиромантизм[ править править код ] Гипертрофия субъективного начала в позднем романтизме, который на рубеже XIX и XX веков уже тесно сплетался с импрессионизмом , в свою очередь, породила стремление к ясности формы и объективности содержания, к возрождению стилистических черт музыки раннеклассического и даже доклассического периода — так называемую неоклассическую тенденцию [131] [136]. XIX век прошёл под знаком Бетховена, — в 1920 году один из первых теоретиков неоклассицизма, Ферруччо Бузони , почтительно заметил, что ораторский пафос и сила страсти не всегда вели Бетховена в глубь музыкальной содержательности; в средний период творчества натиск темперамента порою заменял ему содержание; вообще же, воспринятая романтиками от Бетховена склонность к всеобъемлющему и грандиозному превращает серьёзность в нечто тяжёлое и давящее [137]. Брамс, стремился соединить романтические образы с классической ясностью и строгостью формы; причудливое сплетение новаторства и архаики присутствовало в симфониях А.

Брукнера, — неоклассицизм зарождался в недрах позднего романтизма [138] [139]. В этом стиле писали свои симфонии некоторые представители « Шестёрки » во Франции, Пауль Хиндемит в Германии, уже в 30—40-х годах, — сочетая старые формы с индивидуальным мелодическим и гармоническим языком, как и Игорь Стравинский Симфония in C и Симфония в трёх частях [140]. Реакцией на структурную расплывчатость позднеромантической и импрессионистской музыки стал нарочито строгий ритмический стиль, например в « Классической симфонии » Сергея Прокофьева , которого в добетховенском симфонизме привлекали, не в последнюю очередь, целостность и жизнерадостность мироощущения [140] [141] [142]. Обращаясь к старинным формам, музыка XX века, писал Д. Житомирский, «выбиралась из опасных, зыбких мест на твёрдую почву» [143] ; вместе с тем сам Бузони с огорчением отмечал, что многие композиторы толкуют классичность как нечто устремлённое в прошлое, «антикварный» интерес в ранних неоклассических сочинениях нередко имел самостоятельное значение [144]. В СССР в это время отвращение композиторов «Шестёрки» ко «всяким туманностям: расплывчатостям, прикрасам, убранствам, к современным трюкам, часто увеличенным техникой» [146] , а также к присущему романтической традиции индивидуализму нашло свою идеологическую почву: Российская ассоциация пролетарских музыкантов и близкий ей по духу «Проколл» боролись за «демократизацию» академической музыки, полагая, что путь к её стилевому обновлению лежит только через массовую, прежде всего пролетарскую песню [147].

С другой стороны, у композиторов — членов противостоявшей РАПМ Ассоциации современной музыки поиски новых, современных форм, нового языка принимали порою самодовлеющий характер [147]. Общие тенденции[ править править код ] Стремление к освоению всего предшествующего опыта в конце концов возобладало. Отказавшись от гипертрофии субъективного начала, композиторы XX века унаследовали от эпохи романтизма формальное многообразие; в этом столетии рождались как одночастные композиции — например, Десятая симфония Н. Мясковского , Вторая и Третья Д. Шостаковича, «Севастопольская симфония» Б. Чайковского , симфонии Г.

Канчели [149] [150] , так и нетрадиционно многочастные, в том числе 10-частная « Турангалила » О. Мессиана и 11-частная Четырнадцатая симфония Д. Шостаковича [151] [152]. При этом композиторы всё чаще отдавали предпочтение «созерцательному» типу строения симфонии — с началом в медленном темпе [102]. Финал мог быть трагическим, безысходным уже независимо от того, в каком движении он писался, медленном или быстром, — примером тому служит Пятая симфония А. Онеггера [153].

Необязательной стала и сонатная форма первой части — противопоставление главной и побочной тем; оно отсутствует, например, в Третьей симфонии А. Онеггера, написанной в 1945—1946 годах: стройная классическая форма не отвечала стремлению композитора «выразить протест современного человека против нашествия варварства» [154]. Брукнера, с оттенком «трагической иронии» у Г. Малера [155] , в XX веке нередко наполнялась образами зла и насилия [50] [102]. Сложившаяся в эпоху романтизма традиция включения в симфонию вокальных партий нашла своё продолжение в творчестве Д. Шостаковича, А.

Шнитке , К. Пендерецкого [156] [157]. Дмитрий Шостакович , 1925 год Едва ли не все типы строения симфонии можно найти у одного из крупнейших симфонистов столетия — Дмитрия Шостаковича. В 15 принадлежащих ему сочинениях этого жанра музыковеды обнаруживают влияния самых разных композиторов в том числе и никогда в жанре симфонии не работавших : И.

Сергеева, Е. Дополнительная литература 1. Иллюстрированный словарь иностранных слов. Теоретический материал для самостоятельного изучения Концерт в переводе с латинского — состязание — музыкальный жанр, в основе которого лежит противопоставление солиста или солистов всему оркестру. Впервые слово «концерт» было применено в XVI веке в Италии.

В концертах первого типа небольшая группа инструментов противопоставлялась большей группе. Такие концерты назывались кончерто гроссо. Автором концертов такого типа является итальянский композитор Арканджело Корелли 1653-1713. Второй тип инструментального концерта — для солирующего инструмента с оркестром. Он состоял из трёх частей. Первая, быстрая, почти всегда имела форму рондо. Вторая — медленная, сочинялась в свободной форме. В третьей части — финале, композиторы часто возвращались к форме рондо. Антонио Вивальди 1678-1741 , один из самых знаменитых и плодовитых композиторов итальянского барокко, написал около 500 сольных инструментальных концертов.

Вершиной творчества Антонио Вивальди являются четыре концерта для скрипки со струнным оркестром «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Они объединены в один цикл «Времена года». Содержание каждого из концертов раскрывают сонеты, написанные самим композитором. Сонет — это лирическое стихотворение из 14 строк. В XIX веке соединение музыки со словом, с определённым сюжетом, стало основой программной музыки.

Пример таких вариаций можно найти в "Детском альбоме" П. Чайковского; а пьеса с названием "Русская песня" является производной русской народной песни "Голова ль ты моя, головушка". Еще одна давно известная музыкальная форма - сюита, состоящая из нескольких небольших частей и имеющая циклическую форму. Довольно часто сюита является музыкально-хореографическим произведением, состоящим из нескольких танцев. Таким образом она связана с песней и танцем, отличающимися по ритму, темпу и характеру. В отличие от сонаты и симфонии части сюиты более самостоятельны и независимы друг от друга. Основная часть - умеренно-медленная немецкая аллеманда. Быстрая стремительная французская куранта. Медленная и торжественная испанская сарабанда. Широко известный быстрый старинный танец жига. Нетанцевальные сюиты для оркестра появились в XIX в. Самой известной, пожалуй, можно назвать "Шехерезада" Н. Римского-Корсакова, а также "Картинки с выставки" М. Классические сонаты создавались композиторами для небольшого количества инструментов - одного или двух. Их композиции в основном включали две-три части, отличавшиеся музыкальными образами. Начиналась соната с динамично раскрывающейся первой части, основанной на развитии двух противоположных музыкальных тем, состоящей из: экспозиции - завязки, разработки - взаимодействия тем, репризы - повторения и коды - итога. Вторая часть - более мелодичная, нежная, плавная. Третья часть сонаты - финал, как в первой части энергичная музыка, но отличающаяся по характеру. Нередко лирической частью сонаты служил менуэт. Бетховен и вовсе сочинял сонаты в четырех частях, тогда вслед за лирической частью танцевальная пьеса менуэт или оживленное шутливое скерцо помещалось как отдельная часть сонаты. Симфоническая музыка отличается от камерной тем, что предназначена для симфонического оркестра, является более глубокой, грандиозной, но вместе с тем доступной и понятной. Также симфоническими по содержанию, конструкции и композиционному развитию могут считаться и произведения для небольших ансамблей и отдельно солирующих инструментов. Симфоническая музыка поражает многообразием музыкальных форм и жанров: - увертюра - оркестровая пьеса, представляющая собой вступление к опере, балету или самостоятельное произведение. Рихард Вагнер и Иоганн Штраус-младший представляли свои программные по самостоятельному сюжету или сюжету литературного произведения увертюры, кратко повествующие о содержании предстоящей драмы; - симфоническая фантазия - произведение свободной формы; - программные произведения в одной части - симфонические поэмы; - произведения в нескольких самостоятельных частях - симфонические сюиты. Симфониявключает в себя ряд контрастирующих между собой музыкальных частей, обычно три или четыре. Такое произведение напоминает драматическую пьесу в нескольких актах. Классическими примерами являются симфонии Моцарта, "Богатырская симфония"А.

И вы, ребята, почти угадали название этой пьесы. Свиридов назвал её — «Тройка». У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком. И виновница всех произошедших событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Ещё раз прослушаем эту пьесу и попытаемся определить, как с помощью инструментов симфонического оркестра композитор раскрыл образ русской души и характер русского человека. Вы чувствуете, что мы приблизились вплотную к достижению нашей цели? Итак, слушаем пьесу «Тройка», комментируем вместе со мной , какие инструменты звучат, как и для чего. Вступили струнные активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот музыка внезапно стихает до пианиссимо, остаётся только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных инструментов. Тройка мчится издалека!!! Сквозь метель!!! Сквозь пургу!!! И на их фоне возникает раздольная песня соло гобоя , чисто русские широкие распевы. Вот она - русская душа! Эта песня длится, переходит к кларнету , и ,затем, её подхватывает фагот , наконец, скрипки. Обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихает — удаляется тройка, напев растворяется в восходящей мелодии арфы. Дети слушают, отвечают на вопросы, поставленные учителем. П - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами 5. Пение Сегодня мы с вами повторим песню для праздника 8 марта.

Музыка. 6 класс

В этот период появляются такие инструментальные жанры, как кончерто гроссо (concerto grosso – большой концерт), органная прелюдия и фуга. В них тоже проявляются черты барокко, полифоническая манера письма – одна из самых характерных особенностей этого стиля. какой жанр классической музыки положен в основу «Рапсодии» - сюита, соната, инструментальный концерт? Просмотри внимательно Лист ответов и заполни его полностью. Не забывайте делать перерывы между уроками в 10-15 минут. от итальянского глагола «sonare», что переводится как «звучать». 3. Термин «соната» появился в 16 веке, тогда сонатами назвали любую инструментальную музыку. В основу "Рапсодии" положен следующий жанр классической музыки: инструментальный концерт.

Вокальная музыка. Жанры вокальной музыки (стр. 1 )

Сказочные трюковые сцены со счастливыми башмачками лишний раз дают почувствовать, что перед нами нечто большее, чем просто шоу. Когда наше восприятие уже насыщено до предела, по воле Уайтмена возникает великолепная заключительная сцена: …музыканты и танцоры всех стран заполняют экран… все сливается в головокружительном танце радости жизни, в джазе»[12]. Краснова, Мюзиклы. Знаменитые и легендарные, 2018 Связанные понятия продолжение Октет от итал. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, op. Адажио для струнных англ. Adagio for Strings — наиболее известное музыкальное произведение Сэмюэля Барбера, написанное им в 1936 году и впервые исполненное 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке Симфоническим оркестром NBC под управлением Артуро Тосканини в том числе и в прямом эфире радиовещания. Является аранжировкой для струнного оркестра второй части его собственного Первого струнного квартета, op.

Оркестровка то же, что инструментовка — изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Традиционная принятая у многих композиторов XIX—XX веков практика инструментовки выглядит как переложение клавирного наброска клавираусцуга в нотный текст специального типа — партитуру. Процесс инструментовки требует от композитора любого инструментатора знания специфики музыкальных инструментов — их технических возможностей, исполнительских приёмов, устройства... Нонет итал. Симфония псалмов англ. Symphony of Psalms — трёхчастная симфония И. Стравинского для хора и симфонического оркестра.

Партитура закончена в 1930 году. Ныне исполняется преимущественно во второй редакции 1948. Джазовый стандарт англ. Джазовый стандарт — чаще всего популярная песня, реже инструментальная пьеса — используется джазменом как основа для индивидуальной или ансамблевой обработки, в условиях спонтанного музицирования либо в студии звукозаписи. Introductio — «введение» в музыке — краткая начальная часть более объемного музыкального сочинения, играющая роль вступления. Часто имеет отдельное название и может исполняться самостоятельно. Интродукцией также называют первую ансамблевую сцену в опере, следующую непосредственно за увертюрой.

Скрипичный концерт ми минор, соч. Является одним из наиболее популярных концертов в скрипичном репертуаре. Фортепианное трио — камерный ансамбль в составе фортепиано и, как правило, скрипки и виолончели, а также произведение для такого состава инструментов. Страйд полное название англ. Harlem Stride Piano, что значит «гарлемский шагающий» — джазовый фортепианный стиль, развившийся в основном из рэгтайма, в который были добавлены элементы классической фортепианной музыки — арпеджио, гаммы и др. Стиль страйд возник в Гарлеме и Манхэттене во время Первой мировой войны. Его возникновение связано с тем, что пианисты должны были исполнять музыку каждую ночь, что требовало вносить разнообразие в монотонные рэгтаймы и превращать их в более виртуозные произведения...

Гершвин Как понять название произведения - «Рапсодия в блюзовых тонах»? Слово «blue» в английском языке имеет несколько значений: лирическая песня блюз , голубой цвет — цвет грусти, печали, настроений, типичных для негритянских блюзов. Гершвин считал, что его «Рапсодия» написана в джазовом стиле, но. Импровизационность, заимствованная у джазовых музыкантов, - главная черта этого сочинения - сочетается с принципами развития европейского классического симфонизма. В этом - новаторство музыки Гершвина. Этот стиль получил в истории музыки название симфоджаз. Раскованность звукового потока проявляется в частой смене темпов, динамики, свободной игре мотивов, ритмов. Движение составляющих рапсодию тем-образов направлено к одной цели - к кульминации, к возвышенно звучащей лирической, светлой и праздничной коде произведения.

Например, нос майора Ковалева живет отдельно от владельца и прекрасно себя чувствует. Писатель изображает и реальный Петербург, город чиновников, живущих своей бюрократической жизнью. В этом случае Гоголь использует прием социальной сатиры. Петр Первый построил этот город, он же своим повелением учредил огромную армию чиновников, которых разделил табелью о рангах на четырнадцать разрядов. У Гоголя по улицам пышного, парадного Петербурга ходит несчастный, ограбленный, униженный чиновник четырнадцатого класса Акакий Башмачкин. Чиновничье-бюрократический город доводит героя до полнейшего отупения. Это город контрастов: рядом с бьющей в глаза роскошью во много раз тяжелее голодать, чтобы скопить денег на шинель. Смерть Башмачкина происходит от столкновения с неким «значительным лицом», представляющим закон. Мелкого чиновника, «маленького человека» раздавила безжалостная, мертвая бюрократическая машина. В повести «Невский проспект» Гоголь также пишет о двух ликах Петербурга.

Впервые слово «концерт» было применено в XVI веке в Италии. В концертах первого типа небольшая группа инструментов противопоставлялась большей группе. Такие концерты назывались кончерто гроссо. Автором концертов такого типа является итальянский композитор Арканджело Корелли 1653-1713. Второй тип инструментального концерта — для солирующего инструмента с оркестром. Он состоял из трёх частей. Первая, быстрая, почти всегда имела форму рондо. Вторая — медленная, сочинялась в свободной форме. В третьей части — финале, композиторы часто возвращались к форме рондо. Антонио Вивальди 1678-1741 , один из самых знаменитых и плодовитых композиторов итальянского барокко, написал около 500 сольных инструментальных концертов. Вершиной творчества Антонио Вивальди являются четыре концерта для скрипки со струнным оркестром «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Они объединены в один цикл «Времена года». Содержание каждого из концертов раскрывают сонеты, написанные самим композитором. Сонет — это лирическое стихотворение из 14 строк. В XIX веке соединение музыки со словом, с определённым сюжетом, стало основой программной музыки. Программная музыка — это инструментальная музыка, имеющая название или литературный сюжет, раскрывающие содержание произведения. На протяжении XVIII — XX веков были созданы концерты не только для инструментов струнно-смычковой группы симфонического оркестра, но и для деревянных и медных духовых инструментов. Основоположником инструментального концерта в России является Пётр Ильич Чайковский. Вслед за ним к жанру концерта обращаются С.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий