Что такое межполушарный конфликт

Токмянина Мария Александровна, практикующий психолог, детский нейропсихолог, к.п.н. Проблема межполушарных асимметрий одна из самых актуальных проблем современности. Изучение асимметрии полушарий играет большую роль в решении проблемы в образовании. Это связано с тем, что в образовательных учреждениях важно учитывать индивидуальные. псевдолеворукость; - логопедические отклонения; - неловкость движений; - агрессия; - плохая память; - отсутствие познавательной мотивации; - инфантильность. Проблема межполушарных асимметрий одна из самых актуальных проблем современности. Изучение асимметрии полушарий играет большую роль в решении проблемы в образовании. Это связано с тем, что в образовательных учреждениях важно учитывать индивидуальные. Результаты этих исследований показали, что мозолистое тело представляет собой дифференцированную систему, различные участки которые выполняют разную роль в механизмах межполушарного взаимодействия.

Выгоды межполушарного взаимодействия

  • Межполушарное взаимодействие; межполушарные связи; синдром «расщепленного мозга».
  • Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. - М.: В.Секачев, 2005 - 128 с.
  • Зачем нам нужно межполушарное взаимодействие
  • О межполушарном взаимодействии. Реципрокная координация движений

Ассиметричные сигналы к речевым мышцам

Делать сразу двумя руками. Если ребенку трудно сразу двумя, то можно сначала правой, потом левой, а потом соединить. Кажется, что легко и просто, но выполнив несколько раз, пальцы начинают сбиваться. Когда выполняете это упражнение, то не руки смотреть не надо. Три положения руки на плоскости стола.

По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда «кулак» — сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди.

Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после — двумя вместе. Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за столом. Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой.

Затем положение рук меняется. Добиваемся большой скорости и точности выполнения. Для удобства, можно считать. Например: «раз» — левая рука в кулак, «два» — правая рука в кулак.

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу в каждую руку.

Именно поэтому у правополушарных учеников слабо развит контроль над своей произносительной речью, возможны пропуски слов и проблемы в подборе слов и грамматике. У детей с доминирующим левым полушарием напротив развит контроль над произносительной стороной речи. Их слабой стороной является подведение итогов.

Также проблемы могут возникнуть с развитием беглой устной речи, возможна необходимость оказания помощи и в развитии скорописи у ребёнка. Успешно даётся им применение правил и правильное употребление слов в предложении [1]. Существенные отличия типов организации головного мозга мы можем наблюдать и на примере процесса памяти. Для правополушарных учеников с визуальной памятью характерной особенностью является визуализация информации.

Такие дети видят слова, будто глазами мозга. У детей правополушарного типа присутствует феномен «врождённой грамотности». Их пальцы и глаза, словно сами пишут за них, зная правильность написания того или иного слова. Но, к сожалению, в процессе обучения в школе «врождённая грамотность» у данной категории детей разрушается.

Это происходит по причине применения в программе общеобразовательных учреждений аналитического подхода к изучению грамотности, который не свойственен правополушарным ученикам. Ребёнка с доминирующим левым полушарием можно сравнить с магнитофоном. За счёт присутствующего у ученика аудиального типа памяти, он после получения вопроса как бы прокручивает у себя в голове нужную кассету. А затем ребёнок выбирает из неё кусочек, содержащий правильный ответ.

Левополушарный ученик в процессе образовательного процесса зачастую сталкивается с проблемой необходимости трансляции запомнившейся информации в другую модальность. Это происходит из-за склонности учителей к смене модальности в процессе преподнесения материала урока и проведения экзамена. В противовес данной проблеме, левополушарные дети отлично пользуются характерными особенностями своей произвольной памяти. В отличии от правополушарных учеников, которые запоминают в практической деятельности, а не усилием воли, левополушарные дети склонны к зазубриванию.

Для запоминания им необходимо многократное повторение и заучивание, которое и используется в школьной программе [7]. Важным является и верно выбранные приёмы и методы в процессе школьного обучения. Для этого необходимо учитывать особенности мыслительных процессов, характерные для детей с разными типами функциональной асимметрии головного мозга. Так, важно помнить о необходимости различных подходов и в процессе обучения с использованием теоретических материалов.

Чтение и оценивание слов в тексте левополушарными детьми сравнимо с «атакой». Именно поэтому таким ученикам важно применение именно дискретного подхода в обучении, а то есть индуктивный путь «от части - к целому». К правополушарным ученикам же напротив необходимо применение дедуктивного пути обучения «от общего - к частному». Именно по этой причине часто наблюдаются проблемы усвоения школьной программы правополушарными детьми по методике Зайцева или системе Занкова, так как они предназначены для левополушарного типа организации мозга [8].

Особенности индивидуального латерального профиля ребёнка зачастую определяют и наличие у него возрастных и половых проявлений организации мозга. Если же по каким-либо причинам учителя и родители не учитывают данные особенности функциональной организации мозга, то это может привести к появлению таких проблем как гиперактивность, школьная неуспеваемость и недостатки речевой функции. Последняя является одной из важнейших проблем, так как недоразвитие, задержка или полное отсутствие речи затруднит школьное обучение и будущую социализацию ребёнка. При работе с детьми с ОВЗ, и особенно с нарушением слуха и речи одной из важнейших проблем является диагностическая работа с ребёнком по прогнозированию особенностей его речевого развития.

Решение этой проблемы кроется в анализе профиля функциональной асимметрии [4]. Исследования, проводимые с детьми с общим недоразвитием речи, открывают множество фактов о взаимосвязи индивидуального латерального профиля ребёнка с речевыми нарушениями. Так, именно среди детей с отклонениями, наиболее часто встречаемым является левый профиль функциональной сенсомоторной асимметрии, нежели правый. Также любопытным фактом является то, что при анализе детей из группы с выраженными нарушениями речи мальчики в большинстве своём имеют смешанный тип функциональной сенсомоторной асимметрии, а у девочек же отмечаются левый либо симметричный профили.

Если же подвергать анализу интеллектуальные способности детей с ОНР, то мы придём к любопытному выводу. Дело в том, что самые высокие показатели интеллекта наблюдаются в группе нормативно развивающихся мальчиков, а также — мальчиков, имеющих незначительные нарушения речи. Но при этом у детей из обеих групп обязательно присутствует левый тип функциональной асимметрии.

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга и т. Нейрогимнастика включает в себя: глазодвигательные, дыхательные упражнения, игры на освоение телесного пространства, работа над чувством ритма, работа над развитием координации и переключения с одного действия на другое. Предлагаю приступить к практикуму и посмотреть на деле что такое Нейрогимнастика. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных связей всё в порядке.

Для начала, нужно выбрать 3 — 4 простых упражнения, и отрабатывать их до совершенства. Переходить к новым следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля. Упражнение «Жаба» Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук. Упражнение «Кольцо» По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний, Обратите внимание! Упражнение повторять в прямом порядке от указательного пальца до мизинца и в обратном от мизинца до указательного. Упражнение «Гусак — курочка — петух» Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга: Гусак — ладонь согнута под прямым углом. Пальцы вытянуты и притиснуты один к другому. Указательный палец полусогнутый и опирается на большой.

Курочка — ладонь немного согнута. Указательный палец опирается на большой. Остальные накладываются один на другой в полусогнутом положении. Петух — ладонь поднята вверх. Остальные пальцы раскинуты в стороны и подняты вверх — это «гребешок».

В связи с этим такое нарушение имеет сходство с дизартриями, в связи с чем условно его можно обозначить как дизритмическую дизартрию Т. Визель, 1995. Более грубое нарушение слогового ритма, когда ребенок не в состоянии уловить слоговую структуру слова вообще может привести не к запинкам, а вообще к неспособности овладеть словом в плане его ритмического «разворота». Здесь речь идет о недостаточности послоговой ритмизации, которая сочетается, как правило, с двигательными дискоординациями при ходьбе, беге и т. С 0 до 1,5 лет жизни ребенок наиболее чувствителен к простому ритму, в котором сигналы одинаковы и много раз повторяется. Такой ритм носит название итеративного. Итеративные ритмы лежат в основе работы многих внутренних органов биение сердца, дыхание, перистальтика кишечника, сокращений кровеносных сосудов и т. Они же регулируют акты сосания, гуления, лепета, ползания, ходьбы. Итеративные ритмы раннего возраста непроизвольны, практически безусловно и условно рефлекторны. В их осуществлении участвует преимущественно подкорковый уровень мозга. В литературе такой вид нарушения ритма речи иногда обозначается как неврозоподобное заикание, а традиционно как органическое. Нами оно, исходя из подкорковой локализации функциональной дефицитарности, условно определяе ся как подкорковое итеративное заикание. Группа 2. В эту группу объединены дети в расстройствами ритма речи, имеющими черты, роднящие его с амузией. Вслед за овладением элементарным итетративным ритмом у ребенка «просыпается» чувство музыкального ритма. Прежде всего, он реагирует на звуки колыбельных песен, на марш, польку, а несколько позже — вальс. Эти ритмы реализуются при участии определенных участков коры мозга правого полушария. Ритм стихотворной речи прямо связан с чувством музыкального ритма. Поэтому маленький ребенок любит стихи, ритм которых идентичен основным музыкальным ритмам К. Чуковский, А. Барто и др. Определенная степень владения музыкальным и стихотворным ритмом служит базой для перехода к усвоению ритма прозаической речи, который носит гораздо более сложный характер. При условии активности полушарий, приближенной к функциональной эквипотенциальности условно амбидекстрия , вероятно ускоренное интегрирование правополушарного ритма в смысловой механизм левого полушария. В этом случае правополушарный ритм речи речевой такт «вписывается» в смысловую программу недостаточно сформированным, и, следовательно, его слияние со смысловым левополушарным параметром не вполне полноценно. В связи с этим даже незначительные провокации могут привести к дезавтоматизации образовавшегося навыка речевого синтагмирования. В основе речевого дефекта при этой форме нарушения плавности речи лежит неспособность к совмещению слогового состава слова и его ритмического ударного центра, а следовательно трудности овладения кинетической мелодией слова, стихотворным размером и заучиванием стихотворений наизусть. Запинки в этом случае обусловлены несоблюдением речевого такта, то есть неспособностью к укладыванию в одинаковые промежутки времени разных по звуковой структуре и длине слов, составляющих строку. Наибольшая вероятность запинки наблюдается здесь при произнесении ударных слогов. О значении соблюдения временных параметров смены одного слога другим в разноритмичных словах указывал Н. Жинкин 1959. Ослабление этой способности, в свою очередь, служит препятствием для перехода к более сложным видам речевой деятельности, а именно фразовой прозаической речи. У детей с данной особенностью речевого развития нередко имеет место плохой музыкальный слух и ритм, они несостоятельны в попытках ритмического движения под музыку. Условно данный подвид нарушения ритма речи можно обозначить как дизритмическую диспросодию речевую "амузию" Группа 3. Она составлена детьми с нарушениями плавности речи, аналогичеными тем, которые имеет место в рамках артикуляционной апраксии. Асинхрония артикуляционной и ритмической составляющей речевой деятельности, даже при условии, что сама артикулема освоена, проявляется в специфических артикуляционных поисках и персеверациях. Они напоминают те, которые имеют место при обоих видах артикуляционной апраксии - афферентной и эфферентной. Мозговыми мехвнизмами такого сбоя в плавности речи является недостоточность функционирования премоторных речедвигательных зон мозга левого полушария, обеспечивающих реализацию серийной организации артикуляционных актов «кинетических мелодий», поформулировке А.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия

  • Выгоды межполушарного взаимодействия
  • О некоторых аспектах межполушарного взаимодействия в
  • Признаки несформированности межполушарного взаимодействия
  • О некоторых аспектах межполушарного взаимодействия в
  • Межполушарная асимметрия — Википедия
  • Выгоды межполушарного взаимодействия

Официальные подходы

  • ЛЕКЦИИ ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
  • Межполушарная асимметрия
  • Межполушарное взаимодействие у детей — OneKu
  • Развитие межполушарных связей: зачем и как: игры и упражнения для дошкольников

Межполушарные взаимодействия физиология кратко

Тренировочный процесс, несомненно, оказывает влияние на степень асимметрии ног в силовом и координационном плане, однако функциональное различие ног, проявляющееся у спортсменов в специфике работы опорной и не опорной ноги, остается всегда существенным и в принципе, в индивидуальном плане, неизменным. Одной из особых причин физиологических механизмов, ответственных за формирование указанных различий кроме психомоторных асимметрий, связанных с индивидуальным конституциональным двигательным паттерном , является также и асимметрия распределения масс в теле человека во фронтальной плоскости относительно его продольной оси. Например, при общей массе тела 70 кг и расстоянии между центрами опоры правой и левой стопы 30 см разница в нагрузке на опорную и на не опорную ногу составляет 2,3 кг. Формирующаяся асимметрия тонуса мышц-антагонистов разных половин тела влияет на способность к повороту на опорной или на не опорной ноге, а также на динамику движений рук. За счет нее увеличивается эффективность баллистических и ударных составляющих движений руки, связанной с менее напряженной половиной тела. Динамический анализ асимметрии мышечных связей в рамках индивидуального паттерна функционирования миофасциальных цепей существенно дополняет понятие профиля функциональной асимметрии. Двигательная асимметрия отдельных систем — рук, ног и туловища — оказывается связанной в единую динамическую систему, особенности которой определяют индивидуальный характер спортивной техники, в том числе — особенности асимметрии прямостояния 39. В основе морфологической и функциональной асимметрии опорно-двигательного аппарата, в первую очередь нижних конечностей и туловища, также может лежать и асимметрия скорости проведения нервных импульсов по периферическим двигательным афферентным и эфферентным путям 40 , что, безусловно, существенно влияет на свойства сгибателей и разгибателей ног, на строение сегментов конечностей 41 , выражаясь в особенностях электромиографической активности симметричных мышц рук и ног 42.

Это, в свою очередь, вносит свой вклад в особенности индивидуальной сенсомоторной интеграции при организации позы, организации чувства схемы тела, что, в конечном итоге, зависит и от профиля индивидуальной латеральной организации мозга 43. Интересно, что моторная асимметрия также сопровождается и асимметрией артериального давления и тонуса сосудов в покое и после физической нагрузки. Занятия спортом при асимметричных нагрузках приводят к увеличению указанной сосудистой асимметрии. Предполагается, что асимметрия артериального давления вызывает своего рода асимметрию энергетического снабжения анатомических образований справа и слева, что может явиться одной из физиологических предпосылок увеличения двигательной асимметрии в спорте. Таким образом, тип латерального профиля межполушарной асимметрии мозга является одним из важнейших предикторов индивидуальных различий двигательной деятельности, регламентирует функциональные характеристики произвольных движений и позы прямостояния, возрастные и половые особенности их организации и управления. Соотношения симметрий и асимметрий у юных и квалифи-цированных спортсменов, психофизиологических и двигательных особенностей леворуких и амбидекстров позволяют предположить, что проявление различных типов моторных асимметрий зависит от индивидуальных типологических особенностей личности человека: возраста, пола, занятий определенным видом спорта, спортивной квалификации, стажа. Определение ведущей конечности важно для спортивной практики и может служить маркером результативности действий во многих видах спорта, особенно, основанных на гомолатеральном двигательном паттерне.

Выводы Учет профиля межполушарной организации мозга позволит обосновать адекватные лечебно-коррекционные, в том числе и педагогические, воздействия на двигательную и психическую сферу человека, что необходимо для своевременной профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, так как специфика латеральной двигательной направленности в разных видах спорта, специфика профессиональной трудовой и повседневной рутинной бытовой физической активности предполагают целесообразность определения функций, требующих симметричного развития или своевременной коррекции чрезмерных асимметрий. В практике врача-подиатра, в рамках подиатрической концепции, учет всех уровней стабилизации опорнодвигательного аппарата, включая и учет особенностей профиля межполушарной асимметрии конкретного человека, может внести существенный вклад в адекватную оценку видимых и выявляемых провокационными тестами особенностей индивидуального постурального профиля, а также позволит врачу своевременно остановить процесс коррекции нарушений, так как в ряде случаев именно профиль индивидуальной асимметрии и будет являться ограничивающим фактором в лечебнокоррекционной работе врача-подиатра. Список литературы Kinsbourne М. Gordon H. Деглин В. Женевская инициатива в психиатрии. Ассоциация психиатров Украины.

Амстердам — Киев, 1996. Rotenberg V. Vallordgara G. Леутин В. Hepper P. Whit R. Helmkamp R.

Physical Anthropol. Falk D. Pyne L. Rigamonti M. Hopkins W. Sainburg R. Of Neurophysiology.

Hardyck C. Harris L. San Diego: Academic Press, 1980. Peters M. Young, C. Carter, SJ. Segalowitz, S.

Academic Press, 1983. Holtzen D. Enoka R. Champaign: IL, 1994.

У здоровых детей отмечается положительная возрастная динамика представлений о координатах пространства и в сфере пространственного праксиса. При ЗПР также отмечается положительная возрастная динамика в этом виде праксиса, однако дети с ЗПР, как правило, существенно отстают от своих здоровых сверстников. У некоторых детей с ЗПР наблюдается и своеобразные, практически не встречающиеся в норме нарушения координатных пространственных представлений: они могут правильно показать правую и левую руку у психолога и ошибаются, показывая правую и левую руку у себя. Детям с синдромом Дауна доступно выполнение лишь отдельных, наиболее простых проб пространственного праксиса. В целом полученные данные свидетельствуют о том, что в формировании парной работы полушарий мозга в двигательной сфере у здоровых детей и у детей с различными видами дизонтогенеза существует ряд отличий. В норме становление межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия носит, безусловно, гетерохронный характер.

Поэтому у исследованных нами дошкольников мы сталкиваемся с достаточно полно сформированным первым уровнем межполушарных связей, в то время как второй и третий уровни еще находятся у них в процессе формирования. У некоторых из них еще не окончательно стабилизировались различные моторные и сенсорные асимметрии. Вместе с тем сравнение между собой результатов здоровых детей 4—6 лет показывает, что функциональная организация межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия находится в этом возрастном диапазоне в состоянии постоянного поступательного развития. У детей с ЗПР отличия от нормы носят прежде всего количественный характер. Формирование различных видов праксиса, стабилизация полушарной специализации в движениях, складывание сложной, иерархически организованной функциональной системы межполушарных отношений проходят у детей с ЗПР те же этапы, что и в норме, но только в более медленном и неравномерном темпе. Для большинства из них не характерны выраженные нарушения мышечного тонуса, глазодвигательных реакций, тактильной чувствительности, кинестетических проприоцептивных компонентов праксиса, сенсомоторной сферы. Отмечающееся в группе ЗПР отставание в темпе формирования полушарных звеньев праксиса и, следовательно, межполушарного взаимодействия на уровне мозолистого тела может быть связано с тем, что максимум нагрузки по обеспечению парной работы полушарий мозга падает на подкорковые образования, а они не всегда могут справиться с такой ролью. Свидетельством этого являются столь часто наблюдающиеся у детей с ЗПР трудности вхождения в задания, симптомы общей и парциальной истощаемости, проявления инертности, иногда достигающие степени персевераций. Именно поэтому отличия от нормы становятся заметными в тех заданиях, где значима роль динамической кинетической организации движений и их произвольной речевой регуляции по сравнению с пробами, выполнение которых опирается преимущественно на интеро- и экстероцептивную полисенсорную информацию. При синдроме Дауна мы сталкиваемся не столько с задержкой функциогенеза латеральных полушарных факторов, сколько с их недоразвитием в силу искаженного формирования мозговых структур под влиянием генетической патологии.

Как следствие, грубо нарушается формирование комиссурального уровня межполушарного взаимодействия. Но необходимо подчеркнуть, что при синдроме Дауна сбои межполушарного взаимодействия отмечаются на всех уровнях парной работы полушарий. Об этом свидетельствуют наблюдающиеся у всех без исключения детей с синдромом Дауна многочисленные и многообразные синкинезии, нарушения мышечного тонуса, недостаточность конвергенции и другие глазодвигательные нарушения например, косоглазие , первичные нарушения кинестетического праксиса как мануального, так и орального , очень плохая графическая деятельность в частности, тенденции к макрографиям в рисунке и письме , дизартричная речь. У этих детей отмечаются накопление левосторонних сенсорных и моторных знаков, грубые дефекты выполнения реципрокной координации и других проб динамического праксиса. Все это указывает на значительную дефицитарность стволовых, подкорковых образований и транскортикальных связей, то есть на несформированность вертикальной и горизонтальной организации мозга. Еще один аспект полученных результатов, который важно не оставить без внимания, касается особенностей становления межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия у детей с леворукостью. Хорошо известно, что наличие фактора левшества в большинстве случаев предполагает атипичное, с точки зрения мозговой организации, протекание психического онтогенеза [18]. Обычно у левшей наблюдаются искажения, своеобразные задержки и диспропорции формирования разных психических функций: речи устной и письменной , чтения, счета, конструктивных процессов, пространственных представлений, эмоциональной сферы и т. Однако полученные данные указывают на значительную мозаичность, вариативность в темпе и качестве формирования различных аспектов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в двигательной сфере у амбидекстров и леворуких детей в 178 норме и при ЗПР. Например, нельзя сказать, что амбидекстры и леворукие дети с ЗПР во всех двигательных пробах демонстрируют более низкие результаты, чем их здоровые сверстники.

Вместе с тем они более успешно, чем здоровые дети, справляются с пробами праксиса позы по кинестетическому образцу, с реципрокной координацией, с пробами Хэда. У них лучше, чем у здоровых амбидекстров и леворуких детей, сформированы координатные представления о латерализации собственного телесного пространства, однако по степени сформированности представлений о латерализации внешнего пространства они отстают от здоровых сверстников. Можно предположить, что при ЗПР медленнее, чем в норме, складывается четкая специализация полушарий мозга в обеспечении различных видов психической деятельности, в частности праксиса. Вероятно, здесь играет роль и относительная функциональная разобщенность мозговых полушарий при левшестве [19]. На это, например, указывает тот факт, что среди амбидекстров и леворуких детей с ЗПР больше детей умеют рисовать неведущей рукой. Следует отметить и то, что правое полушарие мозга, формирующееся и функционирующее в двигательной сфере у леворуких детей как доминантное, далеко не всегда может справиться с успешным осуществлением этой роли. Анализ наших данных показывает, что амбидекстры и леворукие дети в большинстве случаев хуже выполняют многие двигательные пробы именно левой рукой, причем эта тенденция отчетливее выражена у детей с ЗПР. Аналогичная закономерность отмечается и у леворуких детей с синдромом Дауна. Изучение проблемы межполушарного взаимодействия при нормальном развитии и при различных вариантах дизонтогенеза, безусловно, является очень значимой для многих научных дисциплин, исследующих ранний онтогенез. Она представляет несомненный интерес и для сегодняшней нейропсихологии детского возраста.

Без понимания закономерностей интегративной работы мозга, в обеспечении которой межполушарные связи играют принципиальную роль, представления о мозговой организации психики будут оставаться фрагментарными и неточными. Анализ отечественных и зарубежных публикаций последних десятилетий, посвященных данной проблематике, прежде всего, демонстрирует гетерохронность как в созревании различных комиссуральных систем мозга, так и в формировании обеспечиваемых ими аспектов межполушарного взаимодействия. Исследования особенностей межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия на модели произвольных движений у здоровых детей также показывают существование определенных индивидуальных различий в характере и скорости складывания сложных и многоуровневых отношений между мозговыми гемисферами. Следующий факт, реально подтвержденный многообразными клиническими наблюдениями и психологическими исследованиями, — это обязательное присутствие симптомов отклонений в формировании межполушарного взаимодействия при различных типах дизонтогенеза. Такие отклонения могут выражаться преимущественно в замедлении складывания функциональной специализации и межполушарного взаимодействия, в недоразвитии или искажении иерархической структуры разных паттернов межполушарных отношений. Наконец, крайне важным является и констатация того, что отклонения в складывании межполушарного взаимодействия при рассмотренных вариантах мозговой патологии и дизонтогенеза не всегда приводят к остановке психического развития или к явлениям необратимого регресса. Даже в случаях полной АМТ исследователи отмечают наличие многообразных функ- циональных компенсаторных перестроек, позволяющих решать различные когнитивные и поведенческие задачи. Однако накопление клинических и психологических данных приводит к возникновению новых вопросов.

В противовес данной проблеме, левополушарные дети отлично пользуются характерными особенностями своей произвольной памяти. В отличии от правополушарных учеников, которые запоминают в практической деятельности, а не усилием воли, левополушарные дети склонны к зазубриванию. Для запоминания им необходимо многократное повторение и заучивание, которое и используется в школьной программе [7]. Важным является и верно выбранные приёмы и методы в процессе школьного обучения. Для этого необходимо учитывать особенности мыслительных процессов, характерные для детей с разными типами функциональной асимметрии головного мозга. Так, важно помнить о необходимости различных подходов и в процессе обучения с использованием теоретических материалов. Чтение и оценивание слов в тексте левополушарными детьми сравнимо с «атакой». Именно поэтому таким ученикам важно применение именно дискретного подхода в обучении, а то есть индуктивный путь «от части - к целому». К правополушарным ученикам же напротив необходимо применение дедуктивного пути обучения «от общего - к частному». Именно по этой причине часто наблюдаются проблемы усвоения школьной программы правополушарными детьми по методике Зайцева или системе Занкова, так как они предназначены для левополушарного типа организации мозга [8]. Особенности индивидуального латерального профиля ребёнка зачастую определяют и наличие у него возрастных и половых проявлений организации мозга. Если же по каким-либо причинам учителя и родители не учитывают данные особенности функциональной организации мозга, то это может привести к появлению таких проблем как гиперактивность, школьная неуспеваемость и недостатки речевой функции. Последняя является одной из важнейших проблем, так как недоразвитие, задержка или полное отсутствие речи затруднит школьное обучение и будущую социализацию ребёнка. При работе с детьми с ОВЗ, и особенно с нарушением слуха и речи одной из важнейших проблем является диагностическая работа с ребёнком по прогнозированию особенностей его речевого развития. Решение этой проблемы кроется в анализе профиля функциональной асимметрии [4]. Исследования, проводимые с детьми с общим недоразвитием речи, открывают множество фактов о взаимосвязи индивидуального латерального профиля ребёнка с речевыми нарушениями. Так, именно среди детей с отклонениями, наиболее часто встречаемым является левый профиль функциональной сенсомоторной асимметрии, нежели правый. Также любопытным фактом является то, что при анализе детей из группы с выраженными нарушениями речи мальчики в большинстве своём имеют смешанный тип функциональной сенсомоторной асимметрии, а у девочек же отмечаются левый либо симметричный профили. Если же подвергать анализу интеллектуальные способности детей с ОНР, то мы придём к любопытному выводу. Дело в том, что самые высокие показатели интеллекта наблюдаются в группе нормативно развивающихся мальчиков, а также — мальчиков, имеющих незначительные нарушения речи. Но при этом у детей из обеих групп обязательно присутствует левый тип функциональной асимметрии. Если же брать группу дошкольников с более выраженными речевыми нарушениями, то там мы будем наблюдать наличие самых низких интеллектуальных показателей у мальчиков с правым и смешанным типами функциональной асимметрии. Кроме того, результатами исследования было выявлено, что в группах дошкольников с менее выраженными речевыми нарушениями встречается примерно одинаковое число детей с левым, правым или симметричным профилем. Но, если анализировать группу дошкольников с выраженными проблемами речевого развития, то там мы увидим наибольшее число детей именно с левым профилем функциональной сенсомоторной асимметрии. Исходя из приведённых фактов, мы можем предположить, что наличие левопрофильности у дошкольников с выраженными речевыми нарушениями свидетельствует о паранатальных воздействиях на ребёнка, которые могли привести к снижению уровня активности правого полушария [6]. Особенности индивидуального латерального профиля, кроме речевого аспекта, накладывают отпечаток на интеллект и психическое здоровье ребёнка. Так, по данным исследования, проводимого с детьми с нормой развития, ЗПР и умственной отсталостью, мы можем сделать вывод о специфике проявления асимметрии мозга. Если сравнить левополушарных и правополушарных людей, то можно сделать вывод о том, что эти люди по-разному приспосабливаются к миру, используя свои способности. Доминирующее полушарие поможет человеку определиться со своей будущей профессией, сделает его трудовую деятельность менее сложной. Но также человек должен развивать и то полушарие, которое не преобладает в его жизнедеятельности, ведь оно поможет ему в различных жизненных ситуациях и сделает человека более уверенным в себе [5]. Доминирующее полушарие важно учитывать и в особенности развития детей. Ведь от этого зависит их обучение и воспитание. Можно подобрать различные методы и способы, учитывая доминирующее полушарие, которые помогут ребёнку в дальнейшем развитии и обучение в детском саду и в школе. Как известно, школьные методики обучение главным образом тренируют и развивают левое полушарие, игнорируя развитие правого полушария. С помощью дифференцированного обучения, исследуя специфику когнитивного развития и восприятия ребёнка, можно разработать педагогические методы и способы, учитывая индивидуальные и психофизиологические особенности детей. Таким образом, мы можем сделать вывод о необходимости своевременного определения индивидуального латерального функционального сенсомоторного профиля ребёнка для его дальнейшего успешного обучения в школе. Ведь, к каждому ребёнку нужен сугубо индивидуальный подход, способный в будущем благотворно сказаться на его психическое и умственное развитие. Список литературы 1.

Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками. Если ребенку трудно сразу двумя, то можно сначала правой, потом левой, а потом соединить. Кажется, что легко и просто, но выполнив несколько раз, пальцы начинают сбиваться. Когда выполняете это упражнение, то не руки смотреть не надо. Три положения руки на плоскости стола. По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда «кулак» — сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди. Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после — двумя вместе. Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за столом. Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Затем положение рук меняется. Добиваемся большой скорости и точности выполнения. Для удобства, можно считать. Например: «раз» — левая рука в кулак, «два» — правая рука в кулак.

Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка.

Поражение одного из полушарий мозга ведет к нарушению межполушарного взаимодействия 17. Результаты работы опубликованы в журнале Cerebrovascular Diseases. Мозолистое тело представляет собой совокупность нервных волокон, соединяющих кору больших полушарий головного мозга у плацентарных млекопитающих и человека. В ходе экспериментов ученые пришли к выводу, что эта структура обеспечивает взаимодействие двух ассоциативных зон коры больших полушарий мозга — задней ассоциативной зоны правого полушария и передней ассоциативной зоны левого полушария.

Накопление знаний о специфике работы левого и правого полушарий мозга и закономерностях их взаимодействия подтверждает справедливость положения о том, что в осуществлении любой функции принимает участие весь мозг в целом - и левое и правое полушарие. Однако каждое полушарие делает это, используя присущие ему стратегии.

Итак, с левым полушарием связаны следующие формы мышления: логическое, абстрактное, последовательное, линейное, символическое, вербальное, временное, дискретное основанное на реальности. С правым - интуитивное, хаотическое, конкретное, невербальное, образное, вневременное, аналоговое, ориентированное на фантазии. Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.

Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения Кураев Г. Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария. В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» Спрингер С.

Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии Доброхотова Т. В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности Ермаков П.

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны и т. Организация речи Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи: правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное метафорическое мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов; формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое — на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты». Люди, у которых речевые функции сосредоточены в правом полушарии, сохраняют фонемные и семантические способности но имеют дефицит синтаксических способностей. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

Синдром «расщеплённого мозга» Так как межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций, нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга». Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы. Связь асимметрии мозга с полом Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей леворуких, заик, косоглазых , дислектиков , невротиков , страдающих недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований.

При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли по поводу эпилепсии , дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. В настоящее время, подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин. Например, Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть отличается пониженной асимметрией полушарий.

Эти тенденции редко наблюдаются в детстве, но часто существенны для взрослого организма».

Изучение модели «расщепленного мозга» впервые со всей очевидностью показало, что полушария головного мозга представляют собой единый парный орган, нормальное функционирование которого возможно лишь при их взаимодействии. В клинике локальных поражений головного мозга нарушения межполушарного взаимодействия возникают при различных поражениях мозолистого тела вследствие опухоли, кровоизлияния и т. Симптоматика поражения мозолистого тела в целом сходна с синдромом «расщепленного мозга».

Специальное исследование больных с частичным рассечением передних, средних и задних отделов мозолистого тела обнаружило у них разные нарушения высших психических функций. Для всех больных с частичной перерезкой мозолистого тела как и для больных с комиссуротомией, описанных Р. Сперри и М. Газзанигой характерны явления аномии, игнорирование левой половины тела, левой половины зрительного пространства, явления дископии-дизграфии.

Особенностью последствий частичной перерезки мозолистого тела являются нарушения межполушарного взаимодействия лишь в одной модальности зрительной, тактильной или слуховой. Модально-специфический характер этих нарушений зависит от места и объема перерезки волокон мозолистого тела передние, средние, задние отделы. Так, при перерезке средне-задних отделов мозолистого тела возникает тактильная аномия в виде нарушения называния стимулов при тактильном восприятии их левой рукой при сохранности называния тех же объектов при ощупывании их правой рукой , что объясняется разобщением задних отделов больших полушарий. При более каудальной перерезке мозолистого тела нарушения межполушарного взаимодействия проявляются только в зрительной сфере, что иногда сочетается с гомонимной гемианопсией — выпадением полей зрения слева чаще или справа.

Называние объектов, информация о которых поступает в правое полушарие, также невозможно. Больные могут писать только правой, а рисовать — только левой рукой, хотя до операции они могли выполнять эти действия обеими руками. Нарушение взаимодействия слуховых систем проявляется в виде невозможности воспроизведения слов, подаваемых в левое ухо по методике дихотического прослушивания , и наблюдается при повреждении передних и средних отделов мозолистого тела. При частичном поражении только передних отделов мозолистого тела нарушается реципрокная координация движений и запаздывает время переноса кожно-кинестетической информации слева направо и наоборот.

Таким образом, результаты нейропсихологических исследований показали, что мозолистое тело представляет собой дифференцированную систему, различные участки которой выполняют разные роли в механизмах межполушарного взаимодействия.

Глава 1. Лингвистический взгляд на природу нарушений плавности речи

Развитие межполушарного взаимодействия является фундаментом развития интеллекта. Специалисты по нейропсихологии утверждают, что успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. Признаки слабого межполушарного взаимодействия. Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении. Синонимы: логоневроз, логоклония, lalone. Представляется, однако, что такое определение не исчерпывает природу данного нарушения речи. Развитие межполушарного взаимодействия является фундаментом развития интеллекта. Специалисты по нейропсихологии утверждают, что успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. Строго говоря, именно трактат психиатра А. Вигана (1844) «О природе двойственности мозга» можно считать началом теоретических размышлений в области межполушарного обеспечения психической деятельности человека.

О некоторых аспектах межполушарного взаимодействия в

Рассогласованность полушарий мозга как причина снижения работоспособности | РБК Компании 1. Межполушарная асимметрия головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психических функций, имеет не глобальный, а парциальный характер.
Часть II. Основы нейропсихологии. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия – одна из наиболее актуальных в современном естествознании. В настоящее время она разрабатывается разными нейронаука-ми: нейроанатомией, нейрофизиологией, нейробиологией и др.

Межполушарные взаимоотношения.

Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым, даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.

Вот несколько из них: Упражнения Зеркальное рисование. Взять карандаш или фломастер в обе руки и одновременно на листе бумаги рисовать симметричные - зеркальные рисунки. Поочередное перебирание пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и д.

Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно. Ухо — нос. Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо.

Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот.

Правое полушарие также способно к ритмическим видам деятельности: к музыке, рисованию и т. Речь детей в просодическом отношении ритмически правильно организована и нюансирована.

Функциональная состоятельность каждого полушария и приводит к конфликту в «борьбе за лидерство». Правое полушарие должно подчиниться смысловой программе левого, то есть смысл должен стать доминантным, а ритм субдоминантным. Таким образом, причиной заикания является нарушение нормативных закономерностей полушарной материализации ритмического компонента просодии.

Для исследования этой проблемы привлекают детей, у которых выявлен синдром Дауна либо задержка формирования психики. Официальные подходы Посвященные межполушарным взаимодействиям мозга исследования, организованные в научной среде, проводились с привлечением более сотни участников, из числа которых половина была здоровой, у второй половины наблюдались задержки развития и становления психики.

Каждый участник был комплексно проверен, особенное внимание уделено психоневрологическому состоянию. Также к работе привлекались 9-11-летние детишки, больные синдромом Дауна. Для официального исследования пригласили восьмерых.

Чтобы оценить особенности межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, исследователи прибегали к методикам Лурия, предложенным в начале нашего тысячелетия. Такое вариант предполагает анализ кинестетического, динамического, пространственного праксиса. Дополнительно обследуются способность рисовать и писать.

По итогам проб можно оценить рельеф взаимодействия мозговых частей применительно к способности ребенка двигаться. Особенно четкий результат наблюдается при анализе бимануальных проб. Цели и задачи Как показали посвященные развитию межполушарного взаимодействия у детей исследования, определенные наблюдения помогают оценить, как устанавливается контроль того или иного полушария над некоторым движением.

В пробах ребенок преимущественно пользуется конкретной рукой, и особенно выражен эффект влияния полушария при экспериментах, в ходе которых одинаковые движения приходится выполнять разными конечностями. Ученые, изучая обозначенную проблему, оценивали, насколько сильны у участников группы связи между мозговыми зонами, как это влияет на способность исполнить пространственную задачу, поставленную перед испытуемым. Врачи оценивали гибкость, зрелость взаимоотношений полушарий применительно к моторике и активности ребенка.

Достоверные сведения, полученные при изучении возможностей развития межполушарного взаимодействия у детей, показывают, что при дизонтогенезе парное функционирование мозговых областей формируется несколько иначе, нежели у полностью здорового несовершеннолетнего. Нормы и отклонения Обычно развитие межполушарного взаимодействия происходит гетерохронно. Различные функциональные аспекты формируются в разные временные промежутки.

При психических отклонениях наблюдаются количественно измеряемые отклонения. Разнообразные формы праксиса и стабильность специализации на конкретной моторике проходит по аналогичным последовательным шагам, как и у здоровых детей, но медленнее и менее равномерно. При этом постепенно формируется та же иерархия отношений между мозговыми полушариями.

Исследование детей с синдромом Дауна позволило выяснить, что латеральные факторы развиваются намного медленнее, причем полного развития так и не происходит — это связано с особенностями врожденного заболевания. Довольно существенно сбивается комиссуральное взаимное влияние полушарий. Сбои затрагивают все аспекты парной работы мозговых структур.

Изучение особенностей развития межполушарного взаимодействия у левшей показало, что таким детям свойственны некоторые особенности становления асимметрии, не присущие тем, у кого ведущая рука — правая. Как показал анализ исследований, во многом организация мозговых структур зависит от половой принадлежности ребенка. А стоит ли внимания?

Исследования, в ходе которых выявлялись особенности межполушарного взаимодействия, показали, что такой нюанс мозгового функционирования можно смело назвать фундаментальной закономерностью. Частный вариант взаимной работы парного органа — асимметрия, но в текущий момент ситуация сложилась так, что именно ее закономерности знакомы специалистам больше, нежели в целом правила взаимодействия мозговых элементов. Изучение физиологии и анатомии, сбор статистических, экспериментальных данных, многочисленные наблюдения за лицами с латеральными нарушениями позволяют с уверенностью говорить — два мозговых полушария играют разные роли в человеческом организме.

Изучение мозговой анатомии показало асимметричность корок этого органа и подкорковых слоев. Физиологически это выражено в отличиях биологической электрической активности в период спокойствия и при деятельности, связанной с психикой, требующей межполушарного взаимодействия. Клинические наблюдения позволяют заключить, что разные элементы мозга в разной степени связаны со способностью человека говорить, а также реализацией неречевых мозговых функций.

В нейропсихологии асимметрия полушарий стала проблемой специфики работы разных половин мозга, вклада каждой из них в технический аспект движения.

Особенно интересно в этой связи рассмотрение двигательной сферы, поскольку именно сенсомоторный уровень психических процессов является базисным для складывания в нормальном и аномальном онтогенезе когнитивного функционирования и поведения [1]. В отечественной нейропсихологии детского возраста выделяют три основных уровня организации межполушарного взаимодействия, последовательно возникающих в онтогенезе [2]. Первый уровень включает межполушарные связи ствола мозга и базальных ядер. Второй уровень — это уровень межгиппокампальных комиссур. Их комплекс осуществляет межполушарную полисенсорную, межмодальную и эмоционально-мотивационную интеграцию, инициирует и стабилизирует взаимоотношения между гемисферами. Наконец, третий уровень уровень транскаллозальных связей обеспечивает межполушарную организацию в сфере произвольной регуляции и когнитивных стилей личности. Дефицитарность любого из трех уровней отражается на двигательной сфере ребенка. Исследования отечественных психологов показывают, что от внутриутробного периода до 3 лет ведущая роль в психическом развитии ребенка принадлежит сенсорным тактильным, вкусовым, обонятельным, слуховым, зрительным системам [2—5].

В этот период закладывается взаимосвязь сенсорной и моторной сфер, то есть организуются горизонтальные реципрокные взаимодействия конечностей, конвергенция глаз и вертикальные оптооральные, оптомануальные сенсомоторные связи. По словам А. В первые три года жизни специализация корковых полей мозга невелика. В этот же возрастной период подкорковые структуры, являясь достаточно зрелыми уже к моменту рождения ребенка, обеспечивают фоновые уровни тонус, энергетику, пластичность любого психического процесса. От 3 до 7—8 лет психическое развитие ребенка характеризуется наиболее интенсивной дифференциаци- ей корковых проекционных отделов. В 3—4 года начинается дифференциация корковых отделов двигательного анализатора. Моторный репертуар ребенка расширяется и усложняется. Появляется связь движений с речевыми действиями. В это время у большинства детей устанавливается доминантность левого полушария в отношении двигательных функций.

На следующем этапе, который длится до 15—18 лет, продолжается дифференцировка мозговой коры, но уже в ассоциативных областях. Наиболее интенсивные перестройки происходят в левом полушарии у праворуких. Достигает своей морфофункциональной зрелости мозолистое тело, главной ролью которого становится контроль за нижележащими комиссурными системами, а также обеспечение межфронтального взаимодействия и закрепление функционального приоритета лобных отделов левого или правого полушария в различных видах психической деятельности. Нейропсихологическое исследование некоторых особенностей межполушарных отношений в двигательной сфере у детей с различными формами отклонений в психическом развитии представляет несомненный интерес. Оно может показать ряд новых аспектов проблемы формирования межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в онтогенезе. Такой выбор был обусловлен рядом причин. Прежде всего, эти группы детей представляют разные варианты психического дизонтогенеза. Болезнь Дауна — один из наиболее ярких примеров генетической патологии, которая детерминирует симптомы стойкого недоразвития психической сферы [3]. В современной психологии аномального развития существуют представления о том, что это недоразвитие носит тотальный характер и сказывается преимущественно на формировании высших уровней всех психических функций, в частности праксиса.

У детей с синдромом Дауна отмечается недостаточная точность движений, неспособность их предварительно планировать и контролировать, дефицит пространственных представлений и пространственно-моторных координаций [7, 8]. При синдроме Дауна снижены пороги тактильной чувствительности, что может приводить к изменениям в работе кинестетической составляющей движений [9, 10]. Пока не уточнен и вопрос о том, какие аспекты этих отношений страдают при болезни Дауна. Задержанное психическое развитие — другой вариант дизонтогенеза. Этиологически он является более вариативным, чем болезнь Дауна, может быть обусловлен и биологическими, и средовыми социальными причинами. Такое отставание в развитии носит относительно парциальный характер и является обратимым при применении адекватных психолого-педагогических коррекционных воздействий [3, 11, 12]. Несмотря на то, что ЗПР посвящено огромное количество исследований, нюансы развития межполушарных связей в двигательной сфере таких детей пока не привлекали внимания психологов. Между тем известно, что при данном виде дизонтогенеза очень часто имеет место дисфункция подкорковых образований мозга, а именно они играют принципиальную роль в становлении межполушарных отношений на этапе раннего онтогенеза. В нашем исследовании приняли участие 100 детей 4—6 лет, посещавших различные дошкольные учреждения г.

Среди них было 50 здоровых детей и 50 детей с ЗПР. Все дети проходили комплексное медицинское в том числе психоневрологическое обследование. Также было обследовано 8 больных с синдромом Дауна в возрасте 9—11 лет средний возраст 10 лет. В этом возрасте ребенок с синдромом Дауна обычно только начинает учиться в школе, и влияние болезни пока еще не очень значительно. Кроме того, именно с этого возраста для обследования детей с синдромом Дауна можно адекватно применять батарею нейропсихологических методик. Дети с синдромом Дауна воспитывались в семье и посещали занятия в Центре социальной адаптации и реабилитации. Среди них было два ребенка с мозаичной формой синдрома Дауна и шестеро — с трисомией-21 классическая форма. Все дети с синдромом Дауна посещали школу с 7— 8 лет, большинство из них — вспомогательную. Для исследования межполушарных отношений в сфере произвольных движений использовались экспе- риментальные методики, разработанные А.

Глава 4. проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия

Что такое межполушарное взаимодействие, за что отвечает правое, левое полушарие, для чего нужна синергичная работа мозга, почему у ребенка не формируется синергия, признаки и последствия негармоничного развития, в каких случаях обращаться к нейропсихологу. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Дошкольный и младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Строго говоря, именно трактат психиатра А. Вигана (1844) «О природе двойственности мозга» можно считать началом теоретических размышлений в области межполушарного обеспечения психической деятельности человека. Межполушарное взаимодействие; межполушарные связи; синдром «расщепленного мозга».: Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему.

Консультация «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребёнка»

Особенно четкий результат наблюдается при анализе бимануальных проб. Цели и задачи Как показали посвященные развитию межполушарного взаимодействия у детей исследования, определенные наблюдения помогают оценить, как устанавливается контроль того или иного полушария над некоторым движением. В пробах ребенок преимущественно пользуется конкретной рукой, и особенно выражен эффект влияния полушария при экспериментах, в ходе которых одинаковые движения приходится выполнять разными конечностями. Ученые, изучая обозначенную проблему, оценивали, насколько сильны у участников группы связи между мозговыми зонами, как это влияет на способность исполнить пространственную задачу, поставленную перед испытуемым.

Врачи оценивали гибкость, зрелость взаимоотношений полушарий применительно к моторике и активности ребенка. Достоверные сведения, полученные при изучении возможностей развития межполушарного взаимодействия у детей, показывают, что при дизонтогенезе парное функционирование мозговых областей формируется несколько иначе, нежели у полностью здорового несовершеннолетнего. Нормы и отклонения Обычно развитие межполушарного взаимодействия происходит гетерохронно.

Различные функциональные аспекты формируются в разные временные промежутки. При психических отклонениях наблюдаются количественно измеряемые отклонения. Разнообразные формы праксиса и стабильность специализации на конкретной моторике проходит по аналогичным последовательным шагам, как и у здоровых детей, но медленнее и менее равномерно.

При этом постепенно формируется та же иерархия отношений между мозговыми полушариями. Исследование детей с синдромом Дауна позволило выяснить, что латеральные факторы развиваются намного медленнее, причем полного развития так и не происходит — это связано с особенностями врожденного заболевания. Довольно существенно сбивается комиссуральное взаимное влияние полушарий.

Сбои затрагивают все аспекты парной работы мозговых структур. Изучение особенностей развития межполушарного взаимодействия у левшей показало, что таким детям свойственны некоторые особенности становления асимметрии, не присущие тем, у кого ведущая рука — правая. Как показал анализ исследований, во многом организация мозговых структур зависит от половой принадлежности ребенка.

А стоит ли внимания? Исследования, в ходе которых выявлялись особенности межполушарного взаимодействия, показали, что такой нюанс мозгового функционирования можно смело назвать фундаментальной закономерностью. Частный вариант взаимной работы парного органа — асимметрия, но в текущий момент ситуация сложилась так, что именно ее закономерности знакомы специалистам больше, нежели в целом правила взаимодействия мозговых элементов.

Изучение физиологии и анатомии, сбор статистических, экспериментальных данных, многочисленные наблюдения за лицами с латеральными нарушениями позволяют с уверенностью говорить — два мозговых полушария играют разные роли в человеческом организме. Изучение мозговой анатомии показало асимметричность корок этого органа и подкорковых слоев. Физиологически это выражено в отличиях биологической электрической активности в период спокойствия и при деятельности, связанной с психикой, требующей межполушарного взаимодействия.

Клинические наблюдения позволяют заключить, что разные элементы мозга в разной степени связаны со способностью человека говорить, а также реализацией неречевых мозговых функций. В нейропсихологии асимметрия полушарий стала проблемой специфики работы разных половин мозга, вклада каждой из них в технический аспект движения. Нельзя сказать, что асимметрия — глобальная проблема, явлению присущ парциальный характер.

Асимметрия: тонкости Изучая межполушарное взаимодействие, ученые установили, что асимметричность работы разных элементов мозга может сказываться на сенсорике, моторике и психической деятельности. Для каждого из этих видов присуще обилие частных случаев. Были введены системы классификации асимметрии, Хомская предложила определять профили латеральной мозговой организации.

Принято говорить об абсолютных левшах, правшах, людях, одновременно владеющих обеими руками, лево-, праворуких персонах. У чистых типов доминирует конкретная система анализа, при смешанном варианте ведущие системы отличаются. Исходя из типов взаимодействия, можно определить, каковы степень развития, форма конкретного полушария.

Для людей, принадлежащих к разным категориям, присущи несколько отличные когнитивные особенности, личностные процессы, эмоциональность и способность двигаться. Межполушарное взаимодействие обеспечено комиссурой и сопровождается явлением, которое в медицине было названо расщепленным мозгом.

При рассогласованности полушарий мозга нарушается их взаимодействие, из-за чего резко снижается не только продуктивность человека, но и его психоэмоциональное состояние и эффективность в работе с информацией. Татьяна Гогуадзе объясняет, что практически всегда рассогласованность является функциональным состоянием, приобретенным при высоких интеллектуальных нагрузках и нарушении биоритмов жизни. К рассогласованности приводят такие факторы, как постоянные умственные нагрузки, стресс. Еще один провоцирующий фактор для взрослых — это творческие занятия и увлечения, которые стимулируют правое полушарие мозга. Это, казалось бы, на первый взгляд, безобидные занятия, но именно они постепенно, но верно рассогласовывают работу мозга». А еще многие наши современники увлечены развитием эмоционального интеллекта, что очень вредно для левополушарных людей, потому что такие тренировки могут привести к рассогласованности, — продолжает Татьяна Гогуадзе.

В противном случае при повышении активности правого полушария мы однозначно наблюдаем рассогласованность, что приводит к нарушению когнитивных способностей и снижению работоспособности». Для обеспечения слаженной работы мозга требуется согласованное взаимодействие полушарий при обязательной доминации левого полушария. Именно от уровня развития межполушарных связей зависит: качество восприятия и обработки различной информации; координация движений человека; эмоциональная стабильность.

В мой «Кейс дидактических пособий для развития межполушарного взаимодействия» входят следующие группы дидактических разработок: «Зеркальные дорожки»: Одновременно указательными пальчиками обоими рук провести по зеркально-симметричным дорожкам. При выполнении этих упражнений нужно почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга. Под каждой буквой произвольно поставить пометки: Л, П, О. Л означает, что надо поднять левую руку, П — правую, О — обе руки. Глядя на алфавит, ребёнку нужно одновременно называть букву и выполнить движение, отмеченное под буквой. Например, предмет и его силуэт - тень; целый предмет и его часть; человек или животное — вид спереди и сзади. Такие пособия можно подобрать по любой тематике.

ООО «Образовательные системы», УНП 191684697 Мы используем файлы cookie для обеспечения функционирования нашего сайта, а также сбора и анализа информации о его работе. Вы можете разрешить все файлы cookie, нажав «Разрешить все», или управлять ими по отдельности, нажав «Настроить». Нажимая «Разрешить все», вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с Политикой обработки файлов cookie. Разрешить все Отказаться Вы можете настроить файлы cookie, кроме необходимых.

11. Межполушарное взаимодействие. Межполушарные связи. Синдром «расщепленного мозга».

Между тем известно, что при данном виде дизонтогенеза очень часто имеет место дисфункция подкорковых образований мозга, а именно они играют принципиальную роль в становлении межполушарных отношений на этапе раннего онтогенеза. Роль взаимоотношений полушарий большого мозга наиболее четко проявляется при анализе функциональной межполушарной ассиметрии. Межполушарная ассиметрия зависит от функционального уровня переработки информации. Предполагается, что при депрессии временное выключение правого полушария освобождает человека на какое-то время от невыносимо противоречивой картины мира и от внутренних конфликтов. Возникающие в результате ошибки деления линии пополам вправо часто вызывают межполушарный конфликт внимания, поскольку правое полушарие воспринимает больший протяженность с левой стороны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий