В январе 1918 г ташкентский совет решил ликвидировать в коканде

26-29 ноября 1917 года на IV чрезвычайном Всемусульманском съезде, проходившем в Коканде, было объявлено о создании Кокандской автономии. В январе 1838 г. угрозу для Уральской военной линии создал отряд: Исатая Тайманулы. В январе 1918 г. Ташкентский Совет решил ликвидировать: правительство Кокандской автономии. В январе 1918 года начался поход красноармейцев под командованием председателя совнаркома Туркестана Фёдора Колесова на Коканд. Кампания завершилась взятием города и разгоном мусульманского правительства уже в следующем месяце.

Создание правительства Алаш-Орды

После свержения самодержавия он призвал поддержать новое Временное правительство и начать готовиться к выборам в Учредительное Собрание. Движение «Алаш», возникшее в 1905 г. Букейхановым вышла из партии кадетов в Семипалатинске выходила газета кадетов «Свободная речь» , так как та придерживалась единой и неделимой России и переселения крестьян в Казахстан. Основу движения «Алаш» составляла интеллигенция, отражавшая интересы степной элиты. На этом съезде создали партию «Алаш». Большевики были против нее.

Лидеры «Алаш» видели будущее Казахстана в автономии А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Апрель 1917 г. Также этот съезд рассматривал урегулирование отношений киргизов и русских, возвращение киргиз из Китая.

В апреле 1917 г. Мустафу Чокая избрали главой Центрального Шуро Совет мусульман Туркестана и Туркестанского регионального казахско-киргизского комитета. В мае 1917 г. Всероссийский съезд мусульман высказался против многоженства и калыма. В 1917 г.

Глава Революционного Союза казахской молодежи в Мерке — Т.

Но это решение вызвало протест со стороны представителей левых мусульманских движений и партий, выступавших за Советы, как единственную легитимную власть. На съезде присутствовало около 200 делегатов. На следующий день курултая Туркестан был объявлен «территориально автономным в единении с федеративной демократической Российской республикой». На курултае также было решено назвать новое государственное образование «Туркистон мухториати» Туркестанская автономия. На том же курултае были избраны органы власти автономии. Представительным и законодательным органом должен был стать «Временный Народный совет» в количестве 54 человек, исполнительным — Временное правительство, состоящее из 12 человек.

Правительство Туркестанской автономии в январе объявило о намерении 20 марта 1918 года созвать свой парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, а одна треть — гарантировалась представителям немусульманского населения. Это было удачным решением — такой парламент, несомненно, сплотил бы всех туркестанцев и стал бы непреодолимым препятствием для большевиков. Существование такого парламента должно было стать первым шагом к демократизации Туркестана. К слову, в образованном в то же время в Ташкенте правительстве Туркестанской Советской Республики ТАССР из 14 его членов не было ни одного человека из представителей коренных народов. Председатель Совнаркома Туркестанской республики Фёдор Колесов , недавний конторщик на ташкентской железной дороге, заявил: «Невозможно допустить мусульман в верховные органы власти, поскольку позиция местного населения по отношению к нам не определена и, кроме того, они не имеют никакой пролетарской организации» [1]. Первый состав Временного правительства В первый состав Временного правительства Туркестанской автономии вошли: Мухамеджан Тынышпаев — министр-председатель, министр внутренних дел.

По национальности казах. Шах-Ислам Ислам Шагиахметов в литературе встречается также Султан Шоахмедов — заместитель-министра председателя. По национальности татарин. Мустафа Чокаев Мустафа Шокай — управляющий отделом внешних сношений в современной литературе иногда его называют министром иностранных дел.

Так или иначе, с началом революционной смуты партия «Дашнакцутюн», занимавшаяся, в числе прочего, переправой оружия из России в Восточную Анатолию для своих соплеменников, очень быстро выставила и здесь свои вооруженные отряды. Которые практически полностью, без смены командиров и политруков, вливались в ряды Красной Гвардии, а позже — Красной Армии.

В том числе и потому, что национальное движение в Средней Азии было крепко замешано на пантюркизме, именно Османскую Империю с ее движением младотурок здесь считали образцом для подражания, и у дашнаков с большевиками просто совпали цели. Так или иначе, не имея армии, Кокандская автономия не сумела противостоять превосходившим силам большевиков, и после 64-дневного существования 13 февраля 1918 года была разгромлена. На самом деле разгром этот представлял собой самую настоящую резню мирного населения. Садыхлы в своей книге «Ответ тебе даст история…» советует обратиться к воспоминаниям большевика, заместителя председателя Совнаркома РСФСР, туркестанца Турара Рыскулова «Революция и коренное население Туркестана» Ташкент, 1925, с. Весьма расчетливые дашнаки решили сразу же нажить «деньгу», и город подвергся тщательной «чистке», — писал Рыскулов. Разгромлены были все магазины, все, что было возможно, свезено на склады, остальное было сожжено.

Происходили массовые убийства. Обыск продолжался целую неделю, сопровождавшийся грабежом, убийствами и изнасилованием» — продолжает Рыскулов. Как отмечают английские исследователи, на которых ссылаются уже иные авторы, точное количество вырезанных жителей неизвестно, но оно, безусловно, огромно. Население Коканда, которое в 1897 году составляло 120. Город был разрушен и сожжен Как указывает Садыхлы, «эти союзники большевиков настолько дискредитировали себя в глазах туркестанской бедноты, что согласно ходатайству ферганских коммунистов «Туркестанское правительство решает порвать с партией «Дашнакцутюн», ибо факты окончательно разоблачают сущность армянской националистической партии «Дашнакцутюн». А противостоял ему знаменитый Энвер-паша, тот самый, который бежал из Турции в Германию, затем жил в Москве, участвовал в проходившем в Баку Съезде народов Востока и выступал в поддержку «ленинской национальной политики», находясь при этом в жесткой оппозиции к Кемалю-паше Ататюрку — новому руководителю Турции.

Даже после того, как Энвер-паша, который отправился в Центральную Азию с тем, чтобы поднять восстание среди мусульман Британской Индии, но затем присоединился к басмаческому, точнее, повстанческому движению в Средней Азии, и Ленин, и Троцкий, и Дзержинский бомбардируют части Туркестанского фронта телеграммами: Энвера брать живым. Рассчитывая, очевидно, использовать его против Кемаля Ататюрка. Конечно, эта версия может показаться излишне смелой, но как минимум не исключено, что, оказывая помощь Кемалю-паше во время войны за независимость Турции, Советская Россия не особенно рассчитывала, что сторонники независимости Турции придут к власти и отправят на свалку истории Севрский договор. Возможно, расчет делался на то, чтобы еще больше ослабить положение султана Вахидеддина, который до 1922 года оставался законным правителем Османской империи. В конце концов, в 1993 году Армения, использовав как повод мятеж Сурета Гусейнова, откажется от выполнения условий соглашения о прекращении огня, предусматривавших вывод войск из Кяльбаджарского района. Так или иначе, Восканов вскоре прислал командующему I отдельной Туркестанской кавалерийской бригадой Акопу Якову Мелкумяну примечательную телеграмму: «Мне нужен мертвый Энвер.

Немедленно сожги». Потом Яков Мелкумян будет откровенничать в беседах с армянскими журналистами: «Это я прикончил Энвера», открыто намекая на то, что смерть Энвера-паши — это продолжение террора дашнакской «Немезиды», группировки, ответственной за убийства членов правительства младотурок и Азербайджанской Демократической Республики. Коканд после разгрома Туркестанской автономии. Взгляд из Узбекистана Узбекистан, является правопреемником и наследником исторического Туркестана. Каждый исследователь, изучающий исторические проблемы возникновения Национально Освободительного Движения Туркестана, сталкивается с фактом этнической чистки в Ферганской долине, которая была совершена со стороны армян дашнаков при помощи Советов. Чудовищная акция по истреблению мирного местного населения Ферганской долины, спровоцированная в 1918 г.

Всему мировому сообществу известно, что на заре своей независимости Республика Узбекистан одним из первых признала агрессию со стороны Армении в отношении братской Республики Азербайджан. Многие политики склонны считать, что официальный Узбекистан, при осуждении агрессии Армении против Азербайджана прекрасно был осведомлён об историческом факте бесчеловечной и чудовищной агрессии армян дашнаков совместно с Советами, которая была причиной убийства десятки тысяч мирных жителей Туркестана. До сегодняшнего дня, между Арменией и с Республикой Узбекистан, не осуществлён взаимный визит на государственном уровне. На территории Армении не существует дипломатический корпус, виде Посольства и Консульства Республики Узбекистан, так же не были организованы заведения государственного значения. В Узбекистане, тоже не существует Посольство или Консульство Армении. Товарооборот между Арменией и Узбекистаном составляет отметку 0,00.

Официальный Узбекистан, с самого начала агрессии Армении на территориальную целостность братского Азербайджана, неуклонно продолжает призывать противоборствующие стороны к мирному разрешению спора. Узбекистан, неоднократно указывая, подчёркивает безрезультатность разрешения спорных вопросов при помощи вооружённого конфликта и откровенно подтверждает свою позицию по отношению территориальной целостности братской Республики Азербайджан. Русские войска и армянские лавочники в Туркестане Во второй половине XIX века в Центральной Азии, тогда известной как Русский или Западный Туркестан, в ходе процесса её завоевания и присоединения к Российской империи, появились армянские общины… Основная масса армян направлялась в городские поселения Туркестана и постепенно осела, как в старых — Самарканд, Коканд, Андижан, так и новых городах Туркестана — Ашгабаде, Скобелеве ныне Фергана компактно: почти в каждом из них были армянские кварталы. Как свидетельствуют российские источники, составленные в тех годах, что армяне впервые появились в Туркестане вслед за Российской армией. В «Кауфманском сборнике» в 1910 году генерал-майор русской армии Б. Литвинов сообщает, когда в Туркестан «пришли русские войска, за ними потянулись армяне… открылись лавчонки; прибыли ещё войска… выросли транспортные конторы, заводы, церковь, школа и… армяне, армяне и армяне.

Армяне торговцы вытеснили торговцев татар, армяне портные выгнали портных евреев, армяне — скупщики, армяне перекупщики… содержатели пивных, словом, образовался особый армянский квартал…» «В 1913 г. В городах Туркестанского края появились доходные дома и рестораны, магазины, основанные ими. Немало армян находилось на государственной и военной службе». К 1917 году число армян в Туркестане благодаря Российской империи заметно возросло. Поселенцы осваивали ремесленные профессии, открывали лавки, работали в строительстве. Армянские купцы осуществляли товарообмен с Россией, состоятельные армяне владели многими хлопкоочистительными, маслобойными, кожевенными и иными предприятиями.

Красные большевики и кровавый Дашнакцутюн в Туркестане В январе 1918 г. Из воспоминаний многих большевиков тех лет, в Туркестан были брошены войска, где были в основном вооружённые дашнаки. В начале 1918 года армяне, во главе с председателем Кокандского Совета армянином Сааковым, вооружённые пулемётами и артиллерийским орудием, подошли к кишлаку Бачкир, родному селению курбаши Иргаша — первого лидера Национально Освободительного Движения Туркестана и сожгли его. По пути следования отряд расстреливал «невинных, беспомощных дехкан и оскорбил некоторых женщин и девиц и ограбил домашнюю утварь их». Октябрьский переворот в России и Революционная диктатура, установленная в Андижане, где до середины 1919 года доминировали дашнаки, открывала им доступ к ресурсам в Туркестане, что давало возможность отбирать продовольствия и имущество у местного населения. В годы советской оккупации использование Советами националистической организации «Дашнакцутюн», обострили отношения армянских общин с окружающим местным населением Туркестана.

Так, как армяне бывшие бакалейщики, виноторговцы, парикмахеры, мясники и другие торговые слои Российской империи, в одночасье ставшие «революционерами» осуществляли разбойные нападения против местного населения Туркестана. Кровавый след дашнаков Со стороны дашнаков в Ферганской долине с 1918 г. Было разграблено и уничтожено почти все города долины и 180 селений, в городе Коканде за три дня было убито 10 тысяч мирных жителей, в Маргилане 7 тысяч, в Андижане 6 тысяч, в Намангане 2 тысяч, в местности между Базаркурганом и Кокандом было убито 4,5 тысяч мирных жителей. Дашнаки в течение трёх дней убивали всех мусульман, имевших несчастье встретиться им на пути, грабили их дома и лавки. Махалли и кишлаки местных жителей были подожжены, а огромная добыча свалена на вокзале, чтобы её было удобней отвозить в качестве трофеев. Не только местные узбеки, составлявшие заметную часть защитников Кокандской автономии были перебиты, но и персы, евреи и даже русские сторонники Туркестанской автономии и вся их немногочисленные общины в городе Коканде, невзирая на пол и возраст были убиты.

Главная инициатива убийства исходила от армян, ожесточившихся на персидскую общину и на узбеков. Позже, в своё оправдание представители армянской общины Коканда, наиболее активные в этой резне, говорили, что их подталкивал к насилию страх перед объявлением мусульманами «джихада».

Басмаческие банды появились на территории Средней Азии еще до того, как регион стал частью Российской империи. Но если в XIX веке это были небольшие разбойничьи шайки, то после Октябрьской революции басмачество приняло массовый характер. Известно, что в освоении Средней Азии Москва проявляла предельную нетерпимость к традиционному патриархальному укладу местной жизни, опиравшейся по большей части на ислам. Тем не менее советские историки отказывались считать одной из главных причин расцвета басмачества просчеты самих большевиков. С точки зрения коммунистических исследователей, басмачество стало результатом враждебной по отношению к Советам позиции «эксплуататорского класса», в том числе духовенства, а также влияния Великобритании на обстановку в Средней Азии.

Последнее утверждение, про заговор мирового капитализма против СССР, более чем спорно. После того как исход Гражданской войны стал очевиден, а все проекты, поддержанные англичанами в Средней Азии например, Закаспийское временное правительство , провалились, Лондон отказался от прямой помощи антисоветскому движению. Существуют свидетельства, что базировавшиеся в Афганистане басмачи снабжались оружием и боеприпасами через консульство Великобритании в Персии до конца 1920-х годов, однако эта помощь не носила систематического характера, а со временем и вовсе была свернута. Как ни хотели бы англичане насолить Советам, расшатывать ситуацию в регионе с помощью исламистски настроенных формирований было не в их интересах, поскольку, в первую очередь, это угрожало владениям самой британской короны. Как бы то ни было, окончание басмаческого движения многие связывают с союзным договором между Москвой и Лондоном, подписанным в 1942 году — именно тогда англичане обязались пресекать любую активность антисоветских банд на подконтрольной им территории. Суд над басмачами в Душанбе Фото: архив РИА Новости Любопытно рассуждал о причинах возникновения басмачества большевик Георгий Сафаров, в 1921 году опубликовавший работу «Колониальная революция опыт Туркестана ». В ней автор указывал, что советская власть в Средней Азии носила откровенно колонизаторский характер.

В числе главных причин распространения басмачества Сафаров назвал экономический кризис, приведший к упадку сельского хозяйства и массовому обнищанию дехкан крестьян , а также тот факт, что интересы большевиков в регионе, как правило, представляли «деклассированные элементы». Работу Сафарова критиковали все последующие советские историки, а сам автор, что неудивительно, был объявлен «врагом народа» — как участник троцкистско-зиновьевской группировки расстрелян в 1942 году. По мнению современного таджикского историка Камолудина Абдуллаева, по большей части также отвергающего то влияние на басмачей со стороны англичан и ваххабитов, на котором настаивали советские специалисты, в 1918-1920 годах басмачество было спонтанным движением «против насилий и бесчинств, творимых новой властью и Красной армией, которое в 1921-1922 году переросло в гражданскую войну между сторонниками и противниками новой власти». При этом, соглашаясь с религиозной мотивацией движения, Абдуллаев отказывается считать его национально-освободительным, поскольку объединения басмачей, как правило, были разобщены и преследовали свои, сугубо локальные цели, а сами среднеазиатские нации еще только формировались. Отряды басмачей пополнялись в основном за счет разоренных экономическим кризисом и революцией дехкан, а во главе подразделений стояли или местные феодалы, или уже зарекомендовавшие себя в дореволюционные годы бунтовщики. В 1918 году хлопковые хозяйства окончательно пришли в упадок, местные жители вынуждены были сеять вместо хлопка пшеницу — подвоз хлеба из России полностью прекратился, региону грозил полномасштабный голод. Поскольку для выращивания пшеницы не требовалось такого количества работников, как для посева и обработки хлопка, сотни тысяч жителей сельской местности остались неустроенными.

Это вынуждало многих из них браться за оружие, чтобы элементарно прокормить себя и семью. Переговоры с басмачами в Фергане Одновременно басмачество подогревалось и религиозной политикой советских властей. Сами басмачи нередко называли себя моджахедами, то есть борцами за веру. Большевики, принявшиеся отделять церковь от государства, в Средней Азии столкнулись с наибольшим количеством трудностей. Четко сформулированной линии поведения в отношении мусульман не было — в итоге в некоторых случаях местные власти доходили до прямых репрессий в отношении служителей культа, тогда как другие священнослужители чувствовали себя так же вольготно, как и в царское время. Но как только большевики почувствовали, что репрессивные меры в отношении мулл и их паствы приводят лишь к росту народного возмущения, а следовательно, и к увеличению количества басмачей, они пошли на попятную. В январе 1920-го власти Туркестанской республики создали комиссию по согласованию законоположений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства с шариатом и адатом.

Два года спустя было принято решение вернуть вакуфные то есть находящиеся в собственности мечетей земли их хозяевам. Одновременно руководство Бухарской народной республики издало документ, обязывавший местные власти привлекать мусульман к молитве; работников, которые саботируют это распоряжение, разрешалось наказывать — вплоть до расстрела. Совещание басмачей в Таджикистане Фото: архив РИА Новости Религиовед из Самарканда Мустафо Базаров в своем труде «Советская религиозная политика в Средней Азии в 1918-1930 годах» пишет, что, пойдя на уступки мусульманам, большевики, в частности, решили восстановить и шариатские суды, деятельность которых сразу после революции новая власть попыталась было свернуть. В июле 1922-го вышло постановление ЦИК Туркестанской республики, согласно которому религиозные суды могли функционировать наряду с советскими. Все эти послабления способствовали расколу басмаческого движения — часть из тех, кто примкнул к повстанцам, включая многих священнослужителей, вернулись к мирной жизни. Но как только советская власть одержала верх над главными отрядами басмачей, начался новый виток репрессий против служителей культа и верующих в целом. К 1927 году шариатские суды были окончательно упразднены, а вакуфные земли отошли к государству.

Октябрьская революция 1917 г. Установление советской власти в Казахстане.

К осени 1917 г. Народу предстояло сделать выбор — диктатуру контрреволюционной военщины или диктатуру пролетариата. В такой обстановке свершился Октябрьский переворот. Огромное значение для судьбы переворота имело поднятие на щит таких общечеловеческих ценностей, как мир, земля, свобода, национальное самоопределение. Открыл съезд М. Чокай, который, характеризуя политическое и экономическое положение России и Туркестана, заявил: "То, что творится в центре, заставляет окраины самим заботиться о собственном спасении и о спасении великой национальной революции". Съезд объявил Туркестан "территориально автономным в единении с Федеративной демократической Российской республикой". Установление форм автономии Туркестана было предоставлено Учредительному собранию.

Одновременно в Ташкенте съезд Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов объявил властью в Туркестанском крае Совет народных комиссаров. Так в Туркестане сложилось два руководящих центра — революционный и национально-освободительный. В январе 1918 г. Ташкентский Совет решил ликвидировать параллельное мусульманское правительство. Автономия Алаш Состоявшийся в декабре 1917 г. Съезд постановил образовать территориально-национальную автономию Алаш, избрать правительство - Временный Народный Совет Алаш-Орда, состоящий из 25 членов, 10 мест из которых предоставить русским и другим народам. Местом пребывания Алаш-Орды временно избрать Семипалатинск. Конституция автономии Алаш должна была утверждаться Всероссийским учредительным собранием. Накануне съезда на страницах газеты «Казах» был опубликован проект программы партии Алаш.

Правительство Кокандской автономии. На этом фоне кокандское правительство договорилось о совместных действиях с атаманом Дутовым , а также приступило к формированию ополчения. В январе 1918 года начался поход красноармейцев под командованием председателя совнаркома Туркестана Фёдора Колесова на Коканд. Кампания завершилась взятием города и разгоном мусульманского правительства уже в следующем месяце. Столкновения большевиков и местных жителей были ожесточёнными. В марте 1918 года Колесов предпринял поход на Бухару, независимость которой была признана в Москве. Акция закончилась ничем, кроме массового разбоя. Лишь в 1920 году большевикам удалось завоевать эмират. Последствия штурма Бухары Красной армией в 1920 году. Социальный портрет басмача В советское время, благодаря трудам «летописцев» Гражданской войны и деятелям культуры, в массовом сознании сформировался образ басмача. Это был человек, который противился прогрессу, славился жестокостью, был хитрым и коварным, часто происходил из богатой семьи. Его облик и личность ярко контрастировали с красноармейцами — «миротворцами» Туркестана. Термин «басмач» от тюркского слова «басма», означающего «налёт» появился задолго до 1917 года. Так называли разбойников, нападавших на караваны и административные учреждения, то есть настоящих разбойников. Они были вне закона, в то время как многие новые басмачи, наоборот, олицетворяли наследие прошлого.

Вначале царизм ограничился военно-казачьей колонизацией Казахского края. В середине 60-х годов 19 века из Центральной России в Казахстан началось переселение крестьян. Одним из проводников в жизнь аграрной политики самодержавия был Комитет Сибирской железной дороги. Вопрос о строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали возник еще в конце 19 века. Проекты ее строительства составлялись и обсуждались долгие годы. Наконец, в 1891 году вышел царский указ о ее строительстве. Для общего руководства сооружением дороги 10 октября 1892 года был учрежден «Особый Комитет Сибирской железной дороги», существовавший до 15 декабря 1905 года, то есть до окончания ее строительства. С середины 90-х годов 19 века началось интенсивное крестьянское переселение и Сибирь и Казахстан. Во второй половине 19 века масштабы натурального хозяйства в экономике Казахстана сохранились, край оказался прочно привязанным к капиталистической России на положении рынка сбыта промышленных товаров и источников ценного сельскохозяйственного сырья. Во второй половине 19 века российское купечество стало использовать в Казахстане новую форму торговли — ярмарочную. Ярмарочная торговля и в центральных районах России играла важную роль во внутреннем обмене в условиях неразвитости стационарного товарооборота. Наиболее известными общероссийскими ярмарками являлись Нижегородская или Макарьевская с оборотом в 200 млн. Ирбитская — 25-30 млн. В Казахстане с его обширной малонаселенной территорией и неразвитостью путей сообщения, с кочевым образом жизни большей части населения ярмарки оказались удобной формой крупной торговли. Первая ярмарка в Казахстане открылась в 1832 году при Ханской ставке в Букеевской Орде.

Казахстана стали самостоятельно решать аграрный вопрос

Со стороны дашнаков в Ферганской долине с 1918 г. по 1919 г. Было разграблено и уничтожено почти все города долины и 180 селений, в городе Коканде за три дня было убито 10 тысяч мирных жителей, в Маргилане 7. В течение второй половины февраля в Коканд были стянуты отряды Красной гвардии из Ташкента, Андижана, Скобелева, Перовска. Тогда Кокандский Совет решил просить Ташкент, помочь людьми, а если это невозможно, то дать хотя бы некоторое количество оружия для вооружения кокандских рабочих. Правительство Кокандской автономии великолепно знало о положении дел в Коканде. 27 ноября на IV чрезвычайном Всемусульманском съезде, проходившем в Коканде, было объявлено о создании Туркестанской автономии (Туркестон мухториати) во главе с Туркестанским временным советом, который возглавил Мухамеджан Тынышпаев. Овладев крепостью, Черняев отвел два главных рукава р. Чирчик, снабжавших Ташкент водой. Однако депутации о сдаче города не прибыли, и Черняев решил, что кокандский гарнизон полностью контролирует положение в Ташкенте.

Узбекистан в составе Туркестанской АССР (1918-1923 годы)

Исполнительный комитет ташкентского совета солдатских и рабочих депутатов, имея сведения о контр-революционных замыслах кучки интриганов из русского чиновничества и буржуазии постановил о запрещении манифестации в русской части города. В Ташкенте был приговорен к 10 годам. Заключение отбывал в Ташкентской крепости, из которой бежал 1 июля 1918 г. при помощи Туркестанской военной организации (ТВО). В Коканде положение было сложнее. Проходивший там с 26 по 30 декабря 1917 года (8-12 января 1918 года) I Чрезвычайный съезд рабочих, солдатских и дехканских депутатов выступил против Ташкентского Совнаркома и одобрил деятельность Туркестанской автономии. комитетов принял резолюцию: о необходимости передачи всей власти Советам. 22 ноября в Коканде, в старой столице ханства Фергана, открылся: IV Чрезвычайный Всетуркестанский съезд. Открыл съезд: М. Чокай. В Коканде положение было сложнее. Проходивший там с 26 по 30 декабря 1917 года (8-12 января 1918 года) I Чрезвычайный съезд рабочих, солдатских и дехканских депутатов выступил против Ташкентского Совнаркома и одобрил деятельность Туркестанской автономии.

История туркестанской автономии идеи создание последствия

Члены либеральной партии «Шуро-и-Улема» согласились на мирные переговоры с представителями советской власти. Представителей от Кокандской автономии отправили на конференцию по урегулированию военного конфликта мирным путем. Улемисткая группировка, возглавляемая полевым командиром Курбаши, отказалась от переговоров и требовала решительных действий. Иргаш поставил ультиматум, арестовал переговорщика Чернышева, главнокомандующего мусульманских войск, нескольких министров. Председателю правительства Чокаеву удалось скрыться. С момента падения власти Кокандская автономия перешла в подчинение к Иргашу и его приспешникам. Этот эпизод в историю вошел как Улемский переворот. Разгром Туркестанской автономии С важной проблемой столкнулось правительство при формировании воинских подразделений.

Отказ от службы в армии — исторически сложившаяся традиция среди мусульманского населения Средней Азии. Со времен Кокандского ханства в армию отдавали за проступки и преступления. Для формирования воинства Кокандская автономия не располагала людскими ресурсами. Набор в части проходил среди местного населения, наемников с Кавказа, турецких пленных. Возглавил разношерстную армию главарь басмачей Иргаш. Басмачи Под его руководством националистические вооруженные отряды вели партизанско-басмаческое движение. В ходе военных действий, Коканд подвергся сильному разрушению.

Вооруженному формированию надлежало сдать оружие и подчиниться Советской власти. Действия большевиков были восприняты как агрессия по отношению к жителям Туркестана. Это положило началу массовому повстанческому движению против Советов. Источник В статье рассматривается история образования Туркестанской Кокандской автономии в октябре 1917 года и разгром автономии армией большевиков в феврале 1918 года. Рассматриваются политические взгляды Алашордынцев, которые были двух направлений. Взгляды М. Чокая 1890-1941гг.

Февральская революция 1917 г. Так, 2 ноября 1917 года был принята «Декларация прав народов России», а 20 ноября 1917 г. Первую представляли лидеры партии «Алаш» А. Букейханов, А. Байтурсы- нов, М. Дулатов, М. Эта идея принадлежала Мустафе Чокаю и его единомышленникам.

Формирование мировоззрения М. Он ратовал за создание политического Союза всех тюркских народов с центром в Турции. Али Гусейнзаде в 1907 г. Чокай тесно общался с видными мусульманскими деятелями, в среде которых были очень популярны идеи И. Гаспринского и Ю. С 1914 г. Чокай работал секретарем и переводчиком в мусульманской фракции в Государственной Думе.

В 1916 г. Чокай выезжает в Казань и создает организацию под названием «Туркестанское единство». Вернувшись в Ташкент весной 1917 г. Чокай представлял южное крыло партии «Алаш», участвовал в Первом Всекиргизском Всеказахском съезде в июле 1917 г. Чокай был избран делегатом и на Всероссийское Учредительное собрание и на Всероссийский съезд мусульман «Шуро-и-Исламия». Чокай покидает Ташкент, и продолжает свою деятельность в Коканде. В его работе приняло участие более 300 делегатов.

В числе активных участников съезда были А. Букейханов, М. Тынышпаев, М. Чокай и другие. Позже премьер-министром стал М. Выступая на съезде, Мустафа Чокай особо подчеркивал: «То, что творится в центре, заставляет окраины самим заботиться о собственном спасении великой национальной революции имеется в виду Февральская революция 1917 г. С 5 по 13 декабря 1917 г.

Он также вошёл в состав правительства «Алаш-Орда», председателем которого стал Алихан Букейханов. IV краевой съезд Советов Туркестана 19 — 26 января 1918 года принял постановление «объявить вне закона Кокандское автономное правительство и арестовать главарей». Город был разрушен и сожжён. Сторонники автономии были вынуждены отойти в Ферганскую долину, где свыше 10 лет вели партизанскую войну. После процесса, обвинившего М. Не избежал таких обвинений со стороны Сталина и казахский коммунист Турар Рыскулов. В самом Туркестане также не ослабевала идея создания единой тюркской республики.

Турккомиссия Ш. Элиава и В. Куйбышев первоначально поддержала комплекс идей Т. Тюркские народности представляли собой крупнейшую после славян группу в России. После яростных возражений Я. Рудзутака и М. В итоге 8 марта 1920 г.

Рыскулова как национал-уклонистские и утвердил «Положение об автономии Туркестана». Рыскулова, Г. Бех-Иванова, С. Тур- сунходжаева, Н. Члены Туркделега- ции были приняты В. Вероятно, именно в то время впервые В. В июне 1924 г.

Газета «Правда» 10 октября 1920 г. Чокай в своей книге «Туркестан под властью Советов» Париж, 1935 и дает жесткую критику этой антидемократической установке [4]. Что касается М. Шпенглера и А. И вклад М. Чокая в дискурс о прошлом, настоящем и будущем тюркской цивилизации как феномена мировой истории еще не получил должной оценки и ждет своих исследователей. Таким образом, для алаш-ординцев и для М.

Так, Олжас Сулейменов в 1990 г. Таким образом, идея о едином Туркестане М. Рыс- кулова о Тюркской Туранской республике, хотя и потерпели поражение от Советской власти подобно автономии «Алаш», тем не менее, превратились в мощный, действенный символ освободительного движения народов края, символ борьбы за независимость. Литература История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 томах. Туркестан в начале ХХ века: к истории истоков национальной независимости. Абдуллаев Р.

Ташкент, С. Сталин И. Чокаев М. Туркестан под властью Советов изд. Париж, 1935. Алма-Ата, С. Мы — западники.

Наши взоры устремлены на запад. Ашнин Ф. Репрессированная тюркология. Москва Фамилия автора: М. Ташенев, Ж. Об этом периоде советский поэт Сакен Сейфуллин писал так: «После свержения царя и в родном краю, и в городе люди собираются толпами и проводят собрания. Стоит гул.

Каждый день собрания и митинги. Каждые два дня выборы в какой-нибудь комитет… На каждом собрании выступают ораторы, появились «вожди»… после свержения царя и после получения народом политической свободы, народные массы не знали, что делать… Опыта нет, дисциплины нет, плана нет. Люди по-своему стали толковать и понимать свободу. Когда одни стали относиться к другим с пренебрежением и совершать неблаговидные поступки, на вопрос: «Как это? Как отмечают историки, такая свобода длилась недолго. Через некоторое время началась борьба между Временным правительством и Советами, часть просвещенных казахов стала работать в интересах Временного правительства, другая поддержала Советы. Просвещенные казахи, стремившиеся воспользоваться свободой, предоставленной Временным правительством, предприняли несколько попыток создать автономии в Центральной Азии и Казахстане.

Первой из них стала Туркестанская автономия по некоторым данным, Кокандская автономия. На этом съезде также было принято постановление, согласно которому до созыва Учредительного собрания вся полнота власти сосредотачивалась в руках Туркестанского Временного совета. В состав Туркестанского Временного правительства вошли 11 представителей Сырдарьинской и Жетысуской областей, где преимущественно проживали казахи. По словам историка, в Сырдарьинскую и Жетысускую области, образованные при царской России, вошли территории, которые сегодня относятся к областям на юге Казахстана. Председателем Туркестанского Временного правительства и министром внутренних дел был избран Мухамеджан Тынышбаев. Мустафа Шокай, избранный министром иностранных дел Временного правительства, через некоторое время стал председателем правительства. Историки пишут, что «Туркестанская автономия получила поддержку местного населения Туркестанского края».

Туркестанская автономия прекратила свое существование в 1918 году под напором советского правительства. На съезде, который завершился 13 декабря, пришли к выводу, что «в российском государстве нет надежного и авторитетного правительства… и этот мятеж может прийти к казахам и кыргызам», поэтому съезд объявил, что «берет в свои руки власть над казахами и кыргызами». На съезде был создан Временный национальный совет, который получил название «Алашорда». Центром утвердили город Семей. После создания правительства «Алашорда» встал вопрос об объявлении автономии, но тут делегаты съезда разделились во мнениях. Алихан Букейханов говорил, что «казахи, у которых нет оружия и других сил, должны считаться с ситуацией, должны учитывать волю русских, живущих на казахской земле». Между тем группа под руководством Халела Досмухамедова предлагала «немедленно объявить автономию».

Национальное собрание подготовило проект государственной конституции. Целью Кокандской автономии было: создание независимого государства; ликвидация Советской власти в Туркестане. Временное правительство имело тесный контакт с атаманом Бутовым, который взял под контроль важный стратегический объект — железную дорогу, связывающую большевистский Ташкент с Кокандской автономией. Военные дипломатические круги Англии, Америки, Турции активно поддерживали правительство самопровозглашенной автономии. Среди дехканства семейные крестьянские хозяйства Временное правительство не нашло поддержки. Дехканы ожидали, что будет проведена земельная реформа и земли передадут в собственность. Однако этого не произошло. Уже сотни путешественников воспользовались бонусами и скидками от изветных туристических кампаний и сервисов. Как они их получили? Читайте здесь...

Стали выпускать газеты на русском и узбекском языках, главной темой была активная пропаганда и агитация против советской власти. Начала формироваться национальная армия , которая состояла из бывших царских офицеров, басмачей, юнкеров и ополченцев. Финансовые затруднения были вызваны внутренними займами на огромные суммы. Они были неразумно распределены, и в казну не поступали доходы. Для укрепления и демонстрации симпатии трудящихся автономии к новому правительству был созван краевой съезд рабочих и дехканских депутатов в январе 1918 года. Внутренние разногласия и политический кризис Основными сложностями кризиса в управлении Туркестанской автономии стали внутренние расхождения во взглядах. Два сильных течения джидиды и кадимисты преследовали разные цели в создании суверенитета. Смена руководства очень негативно сказалась на настроении рабочих масс Коканда. Мусульманское духовенство и местные крупные землевладельцы из партии «Шура-и-Улема» отказались войти в состав правительства. Лидеры суверенной области не имели единой позиции относительно внешнеполитических отношений с Советской Россией.

Резолюцию о переходе власти в руки Советов приняло объединенное заседание Семипалатинского Совета и ротных комитетов гарнизона. Аналогичную позицию заняли Черняевский, Аулие-Атинский Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. К осени 1917 г. Массовые выступления крестьян проходили в Темирском, Кустанайском, Петропавловском уездах, в Букеевской степи, Семиреченской, Сыр- дарьинской, Акмолинской областях. В Перовске состоялась манифестация солдаток, массовые демонстрации, также выступления женщин-тружениц проходили в Павлодаре, Петропавловске, Верном, Аулие-Ате и других городах. Политические партии и течения, боровшиеся за власть, консолидировались с целью привлечения масс на свою сторону, выдвигая различные программы выхода из кризиса. Тяжелое наследие монархии, надвигающийся голод и разруха, неспособность Временного правительства дать мир народам, землю — крестьянам, фабрики — рабочим, равенство — национальным меньшинствам, реальные гарантированные права — гражданам России, нарастание анархических настроений мелкобуржуазных масс — все это определило назревание общенационального кризиса. Огромное значение для судьбы переворота имело поднятие на щит таких общечеловеческих ценностей, как мир, земля, свобода, национальное самоопределение. Так, в обращении большевиков «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» подчеркивалось: «Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно.

Вы имеете право на это». Вспомните, что вы читали об Октябрьском перевороте в России и его результатах. Новейшая история мира. Учебник для 9 классов общеобразовательных школ. Создание мусульманских правительств. Открыл съезд М. Чокай, который, характеризуя политическое и экономическое положение России и Туркестана, заявил: «То, что творится в центре, заставляет окраины самим заботиться о собственном спасении и о спасении великой национальной революции». Съезд торжественно заявил, что права населяющих Туркестан национальных меньшинств будут всемерно охраняться. Было провозглашено создание Туркестанской народной власти — Временного Совета. Министром- председателем и министром внутренних дел был избран М.

Позже его заменил М. Ислам в автономии был признан государственной религией. В воззвании съезда к народам Туркестана говорилось: «... В ноябре 1917 г. Органы Туркестанского краевого Совнаркома информировали центр, Мустафа Чокай что «в Коканде реакционным классом провозглашена была в принципе автономия Туркестанского края». В январе 1918 г.

Установление форм автономии Туркестана было предоставлено Учредительному собранию. Было провозглашено создание Туркестанской народной власти — Временного Совета. Министром-председателем и министром внутренних дел был избран М. Позже его заменил М.

Туркестанская (Кокандская) автономия и идея единого Туркестана

Уже весной 1917 г. Летом 1917 г. Носителем идеи национального освобождения стала казахская либеральная национальная интеллигенция во главе с А. После свержения самодержавия он призвал поддержать новое Временное правительство и начать готовиться к выборам в Учредительное Собрание. Движение «Алаш», возникшее в 1905 г. Букейхановым вышла из партии кадетов в Семипалатинске выходила газета кадетов «Свободная речь» , так как та придерживалась единой и неделимой России и переселения крестьян в Казахстан. Основу движения «Алаш» составляла интеллигенция, отражавшая интересы степной элиты. На этом съезде создали партию «Алаш». Большевики были против нее.

Лидеры «Алаш» видели будущее Казахстана в автономии А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Апрель 1917 г. Также этот съезд рассматривал урегулирование отношений киргизов и русских, возвращение киргиз из Китая. В апреле 1917 г. Мустафу Чокая избрали главой Центрального Шуро Совет мусульман Туркестана и Туркестанского регионального казахско-киргизского комитета. В мае 1917 г.

Хидаят-бек Юргули-Агаев — министр землеустройства и водопользования. Абиджан Махмудов — министр продовольствия. Абдурахман-бек Уразаев — заместитель министра внутренних дел.

Соломон Герцфельд — министр финансов. По национальности еврей. Кичик Эргаш в литературе часто встречается написание Иргаш, он же Ходжи Магомед Ибрагим Ходжиев — начальник уездной милиции, в дальнейшем заменил Магди Чанышева на посту руководителя вооруженных сил автономистов.

Вскоре в связи с уходом Тынышпаева из-за внутренних разногласий Мустафа Шокай становится председателем правительства. Туркестанская автономия мыслилась в составе будущей Российской федерации. Во вступительной речи Мустафа Шокай сказал: «Построить с ходу полнокровное государство нелегко.

Для этого нет ни кадров, ни опыта.

Повсюду проходили собрания, лучшие представители народа выбирались делегатами на V съезд Советов Туркестана. Среди делегатов Самаркандской обл. Джурабаев, Ш. Астанбаев, М. Андижанский Совет избрал делегатами съезда большевика Х. Хусанбаева, организаторов и руководителей Муссовдепа А. Юсупова, А. Саркарова, С.

Назарбаева, А. Уразалиева, А. Хакимджанова29 и др. Среди делегатов был и С. Юсупов, активный участник вооруженного восстания в Ташкенте. Образование советской автономии края было законодательно оформлено V съездом Советов Туркестана. В его работе 20 апреля - 1 мая 1918 г. Делегаты коренных национальностей края составляли почти половину участников съезда30. Они одобрили национальную политику Коммунистической партии и решение национального вопроса в условиях Туркестана.

Юсупов в своем выступлении отмечал: "Было время, мусуль- 25 См. Чугаев Д. Региональные Советы национальных районов, март 1917-март 1918. Победа Советской власти в Туркестане, с. Советы и образование СССР. После свержения царизма легче не стало. Те партии, которые сейчас свергнуты, гладили по шерстке, но спать было жестко... Теперь мусульмане сидят здесь, и они понимают, что русский пролетариат идет рука об руку с мусульманами... С сегодняшнего дня мы протянули друг другу руки и неотступно будем идти вместе"31.

Туркестанская Советская Федеративная Республика, управляясь автономно, признает и координирует свои действия с центральным правительством Российской Советской Федерации"32. Единственными органами власти на местах были объявлены Советы и их исполкомы. Среди большевиков - членов ЦИК ими были Ш. Астанбаев, С. Джурабаев, Х. Хусанбаев, А. Шарфутдинов, С. Юсупов33 и др. V съезд Советов сыграл важную роль в вовлечении трудящихся местных национальностей в высшие краевые и местные органы Советской власти.

В декларации большевиков об очередных задачах Совнаркома Туркестана, зачитанной на съезде 27 апреля, подчеркивалось: "Привлечение широких масс мусульманского пролетариата к участию в созидательной работе края... В телеграмме СНК РСФСР указывалось: "Можете быть уверены, товарищи, что Совнарком будет поддерживать автономию вашего края на советских началах; мы приветствуем ваши начинания и глубоко уверены, что вы покроете весь край сетью Советов, а с существующими уже Советами будете действовать в полном контакте"35. В Туркестане постепенно складывалась единая система высших и местных органов власти. Конституция законодательно оформила систему органов государственной власти и управления, зафиксировала их права и обязанности, определила основы взаимоотношений между Советами и их исполнительными комитетами, принципы избирательного права. Конституция давала Туркестанской АССР более широкие права по сравнению с другими автономными республиками РСФСР, она имела право вести сношения с соседними государствами, были созданы комиссариаты по иностранным, финансовым, военным делам, почт и телеграфа. Это объяснялось отдаленностью республики от центра, обширностью ее территории, этнографическими, географическими и бытовыми особенностями региона36. Эта особенность правильно отражала специфику соотношения сил в крае, т. В этих 31 Наша газета, 23. Советы в годы иностранной интервенции и гражданской войны.

Конституция определила порядок выборов и круг деятельности центральных и местных органов Советской власти. Периодичность съездов Советов в Туркестане была иной, чем в центральной России; волостные и уездные Советы созывались один раз в три месяца, а областные и республиканские - два раза в год. Съезды Советов избирали исполкомы в составе не свыше 5 человек в селениях, от 7 до 15 - в городах, не свыше 10 - в волостях, 20-в уездах, 25 - в областях и 75 - в республике38. Высшими органами государственной власти были в республике ЦИК ТАССР, в областях - областной исполком, в уездах - уездно-городской исполком, в волостях - волисполком. Туркестанская АССР была наиболее целесообразной государственной формой самоопределения коренных народов, фактически она была первой советской национальной государственностью узбеков, казахов, туркмен, таджиков, киргизов, каракалпаков. Именно в рамках Туркестанской АССР начались революционные преобразования в экономике, быту, психологии этих народов. Ее создание явилось главным условием вовлечения широких слоев коренного населения Туркестана в советское строительство, важным этапом решения вопроса о самоопределении народов Средней Азии. Одним из решающих факторов становления и развития национальной государственности народов Туркестана на базе Советов явилось всемерное укрепление партийной организации края и ее рост за счет представителей коренного населения. В июне 1918 г.

Тогда она насчитывала 2 тыс. К декабрю 1918 г. Одной из особенностей советского строительства в Средней Азии было создание мусульманских Советов. Активно действовал Муссовдеп Андижана, председателем которого с июля 1918 г. Бапишев40 , ранее работавший в подполье вместе с М. Муссовдепы были организованы во многих сельских районах. В некоторых местах Союзы трудящихся мусульман иттифаки были реорганизованы в Муссовдепы. Так, Самаркандский иттифак был реорганизован в мусульманский Совет, и десять его депутатов вошли в городской исполком42. Из различных кишлаков и волостей поступали на имя муссовдепов 37 Хакимов М.

ПО; д. В июле 1918 г. Обращаясь 6 сентября в Андижанский муссовдеп, дехкане этого кишлака писали: "Мы, - податели настоящего прошения, искренне желая сомкнуться в ряды большевиков, просим Совет не отказать зачислить нас членами в означенную партию и выдать нам удостоверения"43. Анализ протоколов заседаний Андижанского муссовдепа с 4 июля по 4 декабря 1918 г. На своих заседаниях Муссовдеп обсуждал вопросы об обложении баев в связи с открытием бесплатных столовых для голодающих, о создании частей Красной Армии, организации самоохраны и назначении квартальных аксакалов города, обеспечении водой земледельцев для орошения земель, реквизиции манежа и дома миллионера Мир-Камиля для нужд Красной Армии, устройстве школ в частных зданиях, учреждении вакуфной комиссии при Муссовдепе, организации биржи труда и др. Муссовдепы возглавлялись в основном большевиками из представителей местных национальностей. Благодаря их деятельности и влиянию большевистских ячеек Муссовдепы становились боевыми органами мобилизации трудящихся из коренного населения на борьбу за революционные преобразования. По своему составу они были общенародными органами и входили в общую систему органов диктатуры пролетариата в Туркестане. Как считает А.

Вишневский, Муссовдепы были одной из промежуточных форм, существование которых в 1917 - 1918 гг. Благодаря Муссовдепам массы трудящихся местных национальностей, несмотря на их политическую отсталость и неразвитость классового и национального самосознания, активно включились в советское строительство. Одной из форм вовлечения коренного населения в советское строительство по решению V съезда Советов края стала организация Народного комиссариата по национальным делам - единственного Наркомнаца автономной республики в составе РСФСР. В 1919 г. Создание Наркомнаца и национальных отделов было продиктовано тем, что в крае проживало более десяти разных народностей48 , находившихся на неодинаковых ступенях социально-экономического и культурного развития. К тому же сохранились еще следы национального и религиозного антагонизма между ними, сознательно разжигавшегося царизмом. В сентябре 1918 г. Создание народного комиссариата по национальным делам Туркестанской АССР и его деятельность 1918 - 1919 гг. Турсунов Х.

Национальные отделы оказывали большую помощь партийным, советским органам республики в укреплении низовых органов Советской власти, в налаживании хозяйственной, политической и культурной жизни местных национальностей на социалистических началах. При этом всегда учитывались их национально-бытовые особенности, степень подготовленности для проведения тех или иных мероприятий, для чего, в частности, создавались соответствующие секции в составе национальных отделов. Андижанский отдел имел тюркскую, киргизскую, украинскую, еврейскую, армянскую, татарскую секции. При Ходжентском отделе существовали таджикская, узбекская и киргизская секции. При национальных отделах Семиреченской обл. При Амударьинском исполкоме были созданы секции: узбекская, киргизская, каракалпакская, туркменская, персидская, татарская, армянская, украинская50. Наркомнац ТАССР занимался инструктированием национальных отделов областных и уездных исполкомов, оказанием им повседневной помощи, следил, чтобы местные Советы при осуществлении общих мероприятий Советской власти учитывали особенности каждой национальности. В письме Наркомнаца Советам и партийным организациям Туркестана от 12 февраля 1919 г. Только таким образом можно было сделать Советскую власть близкой и родной для трудящихся Туркестана51.

Этот и ряд других документов Наркомнаца сыграли важную роль в организации и деятельности национальных отделов исполкомов Советов, в определении их функций, прав и задач. В условиях Туркестана важными задачами Наркомнаца и его отделов явились борьба с пережитками прошлого недоверие к русскому народу, национальный и религиозный антагонизм между народами и др. Отделы вели большую работу с различными национальностями, приобщая их к социалистическому строительству, защищая их специфические интересы, поднимая их классовое и национальное самосознание. При помощи национальных отделов начали выходить периодические издания на местных языках, создавались библиотеки, клубы, красные чайханы и другие культурно-просветительные учреждения. Они вели активную работу по разоблачению деятельности националистических и контрреволюционных организаций, занимались вопросами перевода делопроизводства на местные языки и приближения государственного аппарата к коренному населению. Все это способствовало росту политической и творческой активности коренного населения и широкому вовлечению его представителей в органы государственной власти. К вопросу создания и укрепления Советов в Каракалпакии. Гимпельсон Е. Такое решение было принято по настоянию шовинистических элементов.

На основе его решения при ЦИК создавались национальные отделы: узбекский, туркменский, киргизский и другие. Эти отделы, по существу, выполняли функции Наркомнаца. Они группировали вокруг себя лучшие силы своих национальностей.

Уездный Совет крестьянских, казачьих и казахских депутатов возник в Усть-Каменогорске. В мае 1917 года прошла забастовка рабочих-казахов на руднике Даубай Семипалатинской области. Летом 1917 года по инициативе Советов рабочих депутатов на предприятиях горнозаводской и нефтяной промышленности был введен 8-часовой рабочий день. Трудящиеся сами стали решать земельный вопрос, захватывая землю и скот волостных управителей и аульных старшин. К осени 1917 года мощное революционное движение охватило весь Казахстан. Туркестанская Кокандская автономия. Съезд открыл М. На съезде было принято решение создать Туркестанскую автономию «Туркестони мухтариат». Министром-председателем и министром внутренних дел Туркестанской автономии был избран М. Тынышпаев, позже его сменил М.

Развитие капиталистических отношений в казахстане во второй половине XIX В.

Коканд был уже разрушен. В апреле 1918 г. на V съезде Советов Туркестана в Ташкенте провозгласили ТуркАССР. Разгром Туркистон Мухторияти красногвардейцами и дашнаками. Массовая резня в Коканде. Большевики и Ташкентский Совет (руководитель – Иван Тоболин) усматривали в Туркистон Мухторияти большую опасность и стремились к её. На конференции было решено обратиться к делегатам III «Съезда Советов Туркестана» с предложением о создании коалиционного правительства.

Создание мусульманских правительств

Первый бой с басмачами в р-не (юго-западнее ). 1918.01. 26 ноября 1917 г. в Коканде был созван IV Чрезвычайный краевой мусульманский съезд. В нем приняли участие более 200 представителей из 5 областей, в том числе от «Шурой Исломия», «Шурой Уламо», Совета военных мусульман, Общества евреев Туркестанского края. 27 ноября на IV чрезвычайном Всемусульманском съезде, проходившем в Коканде, было объявлено о создании Туркестанской автономии во главе с Туркестанским Временным Советом, который возглавил Мухамеджан Тынышпаев. В январе 1838 г. угрозу для Уральской военной линии создал отряд: Исатая Тайманулы. В январе 1918 г. Ташкентский Совет решил ликвидировать: правительство Кокандской автономии. На Всероссийском мусульманском съезде «Шуро-и-ислами» было решено создать Казахскую национальную партию «Алаш».

Создание и деятельность политических партий. Туркестанская автономия, правительство Алаш-Орды

Начало кокандских событий. Кокандская автономия 30 января в Коканде начались вооруженные столкновения сторонников автономии и Кокандского Совета. Для ликвидации независимой республики из Москвы в Ташкент прибыло 11 воинских эшелонов с солдатами и вооружением.
95. Образование партии Алаш и ее программа. 100 лет назад, в сентябре 1917 года, в столице Туркестана разворачивались драматические события. 12 сентября (по старому стилю) Ташкентский совет рабочих и солдатских депутатов объявил о переходе власти к Советам и создал Временный революционный комитет.

Начало кокандских событий

Одновременно в Ташкенте съезд Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов объявил властью в Туркестанском крае Совет народных комиссаров. В январе 1918 г. Ташкентский Совет решил ликвидировать параллельное мусульманское правительство. В декабре 1917 г. Заслушав доклад М. Чокая, съезд оценил события в Коканде как отрицание демократического содержания в национально-освободительном движении, расправу с инакомыслящими, идеологическую нетерпимость, увлечение ультрареволюционными лозунгами диктатуры пролетариата. Съезд постановил образовать территориально-национальную автономию Алаш-Орда. Столицей Алаш-Орды стал Семипалатинск.

Выборы в ноябре 1917 — январе 1918 г. Но Казахстан вступал в период Гражданской войны и установление советской власти, похоронившей надежды Алаш-Орды на государственную самостоятельность. Ленин подписал декрет «О революционном Комитете по управлению Киргизским Казахским краем». Высшее руководство было возложено на Казревком, в ведении которого находились казахские территории Астраханской губернии, Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская области Казахстана. Большевики не посчитали возможным идти на диалог с партией Алаш. Чаяния лидеров Алаш-Орды о суверенитете сбылись лишь отчасти.

А период был самый ответственный», — вспоминал позже Шокай. В июле 1917 года Мустафа Шокай принял участие в Первом Всекиргизском съезде в Оренбурге как делегат от Сырдарьинской области, населенной в основном казахами. На съезде обсуждалась форма государственного управления, автономия, земельный вопрос. Кроме того, была оформлена первая казахская политическая партия «Алаш». Тогда же Шокая избрали делегатом на Всероссийское Учредительное собрание и на Всероссийский съезд мусульман «Шура-и-Исламия». В него также входили бывшие депутаты первой и второй Госдумы Алихан Букейханов и Мухамеджан Тынышпаев. Комитет располагался в Ташкенте до конца октября, пока власть в городе не перешла к большевикам. После этого Шокай перебрался из Ташкента в Коканд. Также оттуда переехал и краевой совет мусульман — «Шура-и-Исламия». Осенью 1917 года в Ташкенте образовалось двоевластие: в городе действовали Туркестанский комитет Временного правительства, а также Ташсовет с избранными Исполкомом и Ревкомом, поддерживаемый рабочими и солдатами ташкентского гарнизона. Руководивший Туркестанским комитетом генерал Павел Коровиченко пытался разоружить ненадежные на его взгляд воинские части. В ночь с 27 на 28 октября он окружил местный «Дом Свободы», в котором проходило объединенное заседание Совета рабочих и солдатских депутатов. В ходе операции были арестованы пятеро членов Исполкома. В эту же ночь были разоружены солдаты 2-го Сибирского полка, однако попытка разоружить 1-ый полк была неудачной — к нему присоединились рабочие, которые также начали вооружаться. Все это спровоцировало начавшиеся на рассвете вооруженные столкновения между войсками Туркомитета Временного правительства и революционно настроенными солдатами ташкентского гарнизона, которых поддерживали рабочие железнодорожных мастерских. К вечеру 29 октября восставшим в Ташкент направили помощь революционные гарнизоны из других городов Туркестана — Кагана, Каттакургана, Коканда, Ашхабада и Красноводска. Уже вечером 31 октября весь город был занят революционными солдатами и рабочими, многие члены временного правительства были арестованы и расстреляны. Объявление автономии По словам историка Болата Асанова, придя к власти в Ташкенте в конце октября 1917 года, большевики не доверили ни одного поста местным жителям. Это стало одной из предпосылок для создания Туркестанской автономии. Они продемонстрировали старый царский, колониальный подход. На волне всего этого и создалась эта Туркестанская автономия. Мало того, автономия создалась, ее приветствовали все национальности, живущие в крае, все. Даже бывшие царские чиновники и чиновники администрации временного правительства, кроме большевиков. По всему Туркестану прошли манифестации в ее поддержку», — объясняет Асанов. Как писал Петр Алексеенков, большевики решили не мешать проведению демонстрации, так как опасались новых вооруженных столкновений. При этом было принято решение не пускать местное население из старого города в новый. По тому же принципу большевики собирались не пропускать русских демонстрантов в старый город, однако двум-трем тысячам митингующих все равно удалось преодолеть кордоны. Пройдя по городу шествием, митингующие дошли до тюрьмы и освободили арестованных при октябрьском восстании членов временного правительства, среди которых был граф Георгий Доррер. В тот момент, когда красногвардейцы пытались перехватить машину с Доррером, раздалась стрельба, на что они ответили залпом из пушки — погибли 15 человек мирного населения, один красногвардеец и генерал Смирницкий. После чего митингующие разбежались, а арестованных членов временного комитета доставили на гауптвахту, где большевики устроили самосуд и расстреляли их. В книге большевика Петра Алексеенкова «Кокандская автономия» приводится выдержка из напечатанного в «Нашей газете» отчета о заседаниях первого после Октябрьской революции съезда Советов Туркестанского края, который прошел в ноябре 1917 года. Тогда большевики зачитали декларацию, где утверждалось, что включение мусульман в органы власти считается неприемлемым «в виду полной неопределенности отношения туземного населения к власти ССР и КД», а также из-за того, что в среде автохтонного населения нет «пролетарских классовых организаций». В конце ноября 1917 года в Коканде был созван IV чрезвычайный краевой мусульманский съезд.

Национальное самосознание также было чрезвычайно низким — многие местные народности еще не успели сформироваться в нации. Руководствуясь этими принципами, советские власти начали экспансию в Среднюю Азию, где к началу Гражданской войны еще вполне благополучно существовали два феодальных государства, Хивинское ханство и Бухарский эмират после установления советской власти в 1920 году и до вхождения в СССР в 1924-м — Хорезмская народная советская республика и Бухарская народная советская республика соответственно — протектораты Российской империи. Впоследствии их территории, наряду с Ферганской долиной, стали основными базами басмачества. Слово «басмач» произошло от тюркского «басмак», что означает «совершать набег, налет». Басмаческие банды появились на территории Средней Азии еще до того, как регион стал частью Российской империи. Но если в XIX веке это были небольшие разбойничьи шайки, то после Октябрьской революции басмачество приняло массовый характер. Известно, что в освоении Средней Азии Москва проявляла предельную нетерпимость к традиционному патриархальному укладу местной жизни, опиравшейся по большей части на ислам. Тем не менее советские историки отказывались считать одной из главных причин расцвета басмачества просчеты самих большевиков. С точки зрения коммунистических исследователей, басмачество стало результатом враждебной по отношению к Советам позиции «эксплуататорского класса», в том числе духовенства, а также влияния Великобритании на обстановку в Средней Азии. Последнее утверждение, про заговор мирового капитализма против СССР, более чем спорно. После того как исход Гражданской войны стал очевиден, а все проекты, поддержанные англичанами в Средней Азии например, Закаспийское временное правительство , провалились, Лондон отказался от прямой помощи антисоветскому движению. Существуют свидетельства, что базировавшиеся в Афганистане басмачи снабжались оружием и боеприпасами через консульство Великобритании в Персии до конца 1920-х годов, однако эта помощь не носила систематического характера, а со временем и вовсе была свернута. Как ни хотели бы англичане насолить Советам, расшатывать ситуацию в регионе с помощью исламистски настроенных формирований было не в их интересах, поскольку, в первую очередь, это угрожало владениям самой британской короны. Как бы то ни было, окончание басмаческого движения многие связывают с союзным договором между Москвой и Лондоном, подписанным в 1942 году — именно тогда англичане обязались пресекать любую активность антисоветских банд на подконтрольной им территории. Суд над басмачами в Душанбе Фото: архив РИА Новости Любопытно рассуждал о причинах возникновения басмачества большевик Георгий Сафаров, в 1921 году опубликовавший работу «Колониальная революция опыт Туркестана ». В ней автор указывал, что советская власть в Средней Азии носила откровенно колонизаторский характер. В числе главных причин распространения басмачества Сафаров назвал экономический кризис, приведший к упадку сельского хозяйства и массовому обнищанию дехкан крестьян , а также тот факт, что интересы большевиков в регионе, как правило, представляли «деклассированные элементы». Работу Сафарова критиковали все последующие советские историки, а сам автор, что неудивительно, был объявлен «врагом народа» — как участник троцкистско-зиновьевской группировки расстрелян в 1942 году. По мнению современного таджикского историка Камолудина Абдуллаева, по большей части также отвергающего то влияние на басмачей со стороны англичан и ваххабитов, на котором настаивали советские специалисты, в 1918-1920 годах басмачество было спонтанным движением «против насилий и бесчинств, творимых новой властью и Красной армией, которое в 1921-1922 году переросло в гражданскую войну между сторонниками и противниками новой власти». При этом, соглашаясь с религиозной мотивацией движения, Абдуллаев отказывается считать его национально-освободительным, поскольку объединения басмачей, как правило, были разобщены и преследовали свои, сугубо локальные цели, а сами среднеазиатские нации еще только формировались. Отряды басмачей пополнялись в основном за счет разоренных экономическим кризисом и революцией дехкан, а во главе подразделений стояли или местные феодалы, или уже зарекомендовавшие себя в дореволюционные годы бунтовщики. В 1918 году хлопковые хозяйства окончательно пришли в упадок, местные жители вынуждены были сеять вместо хлопка пшеницу — подвоз хлеба из России полностью прекратился, региону грозил полномасштабный голод. Поскольку для выращивания пшеницы не требовалось такого количества работников, как для посева и обработки хлопка, сотни тысяч жителей сельской местности остались неустроенными. Это вынуждало многих из них браться за оружие, чтобы элементарно прокормить себя и семью. Переговоры с басмачами в Фергане Одновременно басмачество подогревалось и религиозной политикой советских властей. Сами басмачи нередко называли себя моджахедами, то есть борцами за веру. Большевики, принявшиеся отделять церковь от государства, в Средней Азии столкнулись с наибольшим количеством трудностей. Четко сформулированной линии поведения в отношении мусульман не было — в итоге в некоторых случаях местные власти доходили до прямых репрессий в отношении служителей культа, тогда как другие священнослужители чувствовали себя так же вольготно, как и в царское время. Но как только большевики почувствовали, что репрессивные меры в отношении мулл и их паствы приводят лишь к росту народного возмущения, а следовательно, и к увеличению количества басмачей, они пошли на попятную. В январе 1920-го власти Туркестанской республики создали комиссию по согласованию законоположений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства с шариатом и адатом. Два года спустя было принято решение вернуть вакуфные то есть находящиеся в собственности мечетей земли их хозяевам. Одновременно руководство Бухарской народной республики издало документ, обязывавший местные власти привлекать мусульман к молитве; работников, которые саботируют это распоряжение, разрешалось наказывать — вплоть до расстрела. Совещание басмачей в Таджикистане Фото: архив РИА Новости Религиовед из Самарканда Мустафо Базаров в своем труде «Советская религиозная политика в Средней Азии в 1918-1930 годах» пишет, что, пойдя на уступки мусульманам, большевики, в частности, решили восстановить и шариатские суды, деятельность которых сразу после революции новая власть попыталась было свернуть.

В ряде районов создавались Советы казахских депутатов. По мере роста сознания масс они объединялись с Советами крестьянских депутатов. Не получив от Временного правительства ни земли, ни хлеба, трудящиеся Казахстана стали самостоятельно решать аграрный вопрос. Они захватывали землю и скот волостных управителей и аульных старшин. В мае 1917 г. Администрация рудника отказалась удовлетворить требования. По инициативе Советов рабочих депутатов летом 1917 г. Перовский Совет принял резолюцию о необходимости передачи всей власти Советам. Тяжелое наследие монархии, надвигающийся голод и разруха неспособность Временного правительства дать мир народам, землю крестьянам, фабрики рабочим, равенство национальным меньшинствам, реальные гарантированные права гражданам России, нарастание анархических настроений мелкобуржуазных масс — все это определило назревание общенационального кризиса. Стоял выбор — контрреволюционная военная диктатура или диктатура пролетариата. В такой обстановке свершился Октябрьский переворот. Принятие исторических декретов о земле и мире, провозглашение основ национальной политики Советской власти сыграли решающую роль в быстрой победе большевиков. В обращении « Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока » подчеркивалось: «Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно». Казахстана стали самостоятельно решать аграрный вопрос Политическая ситуация, сложившаяся в Казахстане накануне Октябрьского переворота. Создание мусульманских правительств и их конфликт с большевиками. Правительство Алаш-Орды, его авторитет среди народных масс. Нарастание революционного движения в Казахстане. Временное правительство получило от былой империи тяжелое наследство. Страну раздирали классовые, социальные, экономические, национальные, религиозные противоречия. Оно не нашло сил для вывода страны из изнурительной, продолжительной империалистической войны. Временное правительство не могло кардинально решить национальные проблемы, аграрный вопрос. На страну надвигался голод. Недовольство трудящихся Казахстана политикой Временного правительства росло с каждым днем. Свертывалось промышленное производство, сокращались посевные площади. От джута погибло много скота. Сокращался завоз товаров первой необходимости, росли цены на сельскохозяйственные продукты. Голод охватил целые районы Сырдарьинской и Семиреченской областей. В этих условиях росло и ширилось оппозиционное Временному правительству движение.

История туркестанской автономии идеи создание последствия

30 января в Коканде начались вооруженные столкновения сторонников автономии и Кокандского Совета. Для ликвидации независимой республики из Москвы в Ташкент прибыло 11 воинских эшелонов с солдатами и вооружением. В январе 1918 года Ташкентский Совет принял решение о ликвидации правительства в Коканде. Против Туркестанской автономии были брошены красные рабочие отряды, отряды армянской партии «Дашнакцутюн», часть ташкентского гарнизона. 27 ноября на IV чрезвычайном Всемусульманском съезде, проходившем в Коканде, было объявлено о создании Туркестанской автономии (Туркестон мухториати) во главе с Туркестанским временным советом, который возглавил Мухамеджан Тынышпаев. 2 – 3 марта 1918 г. большинство жителей Семиречья, не подчинившись «войсковому совету Семиреченского казачьего войска», организовали в Верном «военревком» и приступили к созданию Советской власти и Красной гвардии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий