Оратор правильно использует во время выступления позы и жесты если он

следующим этажам или ступеням здания, называемого устной речью, то своеобразным его завершением нужно считать публичное выступление, издавна называемое ораторским искусством.

Поза, жесты, мимика оратора

Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело-наладить с ними контакт. Поза Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Вы тоже должны уметь это делать. Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст. Упражняйтесь в.

Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания. Если чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколько свободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные упражнения. Как только появится ощущение легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее. Не пытайтесь ступить на левую ногу и сделать весь упор на нее, выставив правую вперед и наискось к левой.

Наоборот, переместите упор на правую ногу и затем выступите левой. Обратите внимание, что при ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом шаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а когда останавливаетесь, чтобы фигура при этом не откидывалась в сторону. Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него.

Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки — подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг. Жесты Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

Для начала давайте узнаем от каких жестов во время выступления нужно избавляться: Подрагивающие кисти опущенных рук конвульсивные и надоедливые. Жесты, которые легко увидеть в зеркале однотипные повторы. Напоминающие немое кино вычурные и неестественные. Жесты только одной рукой, особенно если вторая занята листком бумаги, ручкой или пультом проектора. Таких ораторов в шутку называют «однорукий бандит», и выглядит это не лучшим образом. А также резкие и симметричные, так называемые «зеркальные» жесты. Посмотрите видео с ярким примером такого типа жестов в юмористическом стиле.

Помимо этого, часто встречаются «жесты паразиты»: поминутное поправление волос или очков, потирание носа или подбородка, вращение какого-то предмета в руках. Чтобы обнаружить подобную жестикуляцию, лучше всего записать тренировочное видео и беспристрастно проанализировать его. Если обнаружили подобные жесты — старайтесь сознательно их избегать. Ну а если никак не получается — создайте такие условия, когда их сделать невозможно: волосы соберите или приколите, очки снимите. А некоторые жесты можно заменить на похожие, но несущие смысловую нагрузку.

Вместе с обучающий образовательным порталом «Явкурсе» Светлана подготовила для Вас обучающий видеокурс о том, как работать со своими жестами и позами выступающему оратору!

Нужно набросать ключевые моменты своего выступления, сделав акцент на том, что лучше знаешь. Известный судебный деятель А.

Кони писал по этому поводу: «Чтобы меньше волноваться перед выступлением, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку трудуили, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует а почувствует он непременно и вскоре же , что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать». В-третьих, волнение может быть творческое. Волнение — эмоция тонизирующая. Творческое волнение дает возможность выступающему «быть в ударе», что в спокойном состоянии невозможно, речь с пафосом не может быть произнесена без волнения. Значит, такое волнение может быть благоприятным фактором для успеха речи.

Какие приемы борьбы с волнением предлагают современные руководства по риторике? Если повысить эмоциональность и громкость речи, то страх уходит, со стрессом можно справиться. Существуют методики по дыхательным упражнениям для управления стрессом. Например, вы часто испытываете страх, начинаете быстро задыхаться при стрессе, теряете чувство контроля, когда вас ставят в затруднительное положение неожиданным вопросом. Несколько советов, которые дает Дейвис в книге для политиков «Ваш абсолютный имидж»: 1. Посмотрите на себя в зеркало и вдохните. Поднимаются ли у вас плечи и грудь? Вы слышите звук своего вдоха? Вы когда-то уже испытывали такое чувство?

Лягте на пол, растянувшись во всю длину, прижмите шею и плечи к полу. Подложите под голову подушку или книгу для сохранения естественного прогиба позвоночника.

Язык жестов (невербальное общение с аудиторией)

  • Мимика оратора
  • Поза, жесты, мимика оратора
  • Поза, жесты, мимика оратора
  • Жестикуляция оратора
  • Мастер на сцене: жесты, мимика, постановка на публике, движения, контакт глаз
  • Сергей Шипунов Харизматичный оратор. 4Глава Секреты эффективного обучения

Войти на сайт

Жестикуляция оратора – это движения рук, которыми выступающий на публику человек дополняет выразительность своей речи. Фактически, жесты – это тоже речь, только без звука. 5. Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами — трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. Из самого названия понятно с чем связан этот вид жестов. Они предназначены для эмоционального усиления речи. Используя эти жесты, оратор добавляет выразительности речи. Для успешного выступления, необходим невербальный диалог с залом. Если зал не реагирует на речь оратора, подобное общение можно считать пустым. Если же сказанное воспринимается, слушатели явно или неявно реагируют на слова. 1. Жесты удерживают внимание аудитории. Благодаря жестам можно расставлять акценты в речи и выделять важные смысловые куски. В процессе выступления, когда оратор говорит, у аудитории активно включается слуховое восприятие.

Красноречив как Цицерон: как научиться выступать публично

Основная поза оратора. Поза, которую принимает оратор во время выступления, влияют на его восприятие публикой, ибо, как известно, у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому тренируем основную позу оратора, чтобы тело ее запомнило. Спустя время, новые движения принимаются телом, а жесты становятся естественнее, они требуют меньшей сосредоточенности. Навык переходит из сознательных движений в подсознательный навык. Позже, новые жесты станут вашими родными жестами. 2. Оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди в позе Наполеона. Такое положение оратора будет опять же подсознательно восприниматься как подчеркнутая демонстрация превосходства. подчеркивает наиболее выразительные места речи движением одной ноги вперед. 157 Основные правила при движении 1. 20% на 80%. Двигаться полезно, но без фанатизма: не нужно мельтешить. Оптимально находиться в движении 20-30% времени, а 70-80% времени спокойно и стабильно стоять в основной позе оратора. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!» Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам.

Оратор правильно использует во время выступления позы и жесты, если он … (Решение → 27254)

Разведите носки врозь на 30-40 градусов. Носки, хотя бы ненамного обращенные вовнутрь практически моментально создают ощущение неуверенности оратора в себе и своих словах. Слишком большой угол разведения, напоминающий походку Чарли Чаплина, также выглядит не лучшим образом. Колени должны быть прямыми. Согнутые в коленях ноги чаще всего являются свидетельством неуверенности в себе; именно поэтому колени должны быть прямыми и немного пружинящими. Однако, следите за тем, чтобы колени не были излишне напряжены — в противном случае вы устанете через считаные минуты. Поставьте одну ногу слегка впереди другой. Таким образом оратор приближается к своим слушателям. Перенос веса тела, напротив, отстраняет оратора от его аудитории, создавая между ними барьеры восприятия. Стоит отметить, что принимать подобную позу можно, слушая вопросы, но тело, тем не менее, все же должно быть обращено в сторону слушателей. Глядя на тело оратора, вы смоете с легкостью определить, где именно находится центр движения и куда оно направлено.

У мужчин он чаще всего приходится на область таза, из-за чего он нередко заметно выпячивается вперед. А также — от груди вниз; в этом случае оратор выглядит зажатым и сутулым.

Всё зависит от специфики обсуждаемого вопроса, степени его актуальности и уровня подготовки публики. Для установки взаимопонимания с залом когда оратор и аудитория едины говорящий должен учитывать социальный статус и уровень развития аудитории. Аудитория Слушатели занимают ключевое положение в построении ораторского искусства и речи. При этом выступающий человек должен учитывать, что в самом начале его выступления слушатели не становятся аудиторией. Чтобы это произошло, он должен создать особую атмосферу, которая будет поддерживать людей в одном эмоциональном состоянии. Чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание. Важно, чтобы оратора слушало большинство людей по отношению к общему числу присутствующих. Признаки аудитории Сложившаяся аудиторная общность имеет ряд особых признаков, к которым относят: однородность; чувство общности; мотив действия.

Однородность включает социальные факторы слушателей — их пол, возраст, статус, образование и профессиональные умения. Часто имеет значение и количество людей в зале. Если оратор воспроизводит материал в маленькой общности, часто может наблюдаться отсутствие единства мнений. На фоне этого возникают дискуссии, которые обычно отсутствуют при разговоре с многочисленной публикой. При этом в маленькой аудитории для поддержания дискуссии и диалога оратор должен хорошо ориентироваться в области предмета, о котором он говорит. Чувство общности — важный признак аудитории. Появляется тогда, когда в зале возникает определенный эмоциональный настрой например, зал может начать аплодировать оратору или, наоборот, качать головой в знак неодобрения. В такой аудитории у каждого есть собственное мнение, личное восприятие, имеющее отношение к общественному мнению — человек учитывает общий фон зала в эмоциональном плане. Мотив действия слушателей Данная характеристика имеет значение при оценке публики как особой общности. Приходя на определенное выступление, люди преследуют какую-либо важную для них цель.

Такая жестикуляция довольно обычна у новичков. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция — элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию. Мимика — движения лицевых мышц, выражающие душевное состояние — это средство эмоционального неречевого воздействия на слушателей. Язык эмоциональной мимики подчеркивает или дополняет то, что передается словами.

По глазам мы читаем мысли, желания, чувства собеседника. С Станиславский учил6 «Передавайте мысли голосом и словами, а глаза пусть помогают дополнять то, что не передается речью». Не менее важную роль в общении играют губы и рот. Но в процессе публичного выступления, от излишнего волнения, может нарушиться органическая жизнь глаз, а лицо онеметь, исказиться в гримасе, или оратор может начать беспричинно, не переставая, улыбаться.

Соглашение достигнуто, они расстаются довольные друг другом. При этом ни одно из сказанных каждым слов не было понято другим. Все решили жесты, выражение лица, интонация. Подобных примеров можно привести тысячи: постукивание по запястью «Который час? Сопровождаемые нужным взглядом и выражением лица, жесты бывают намного красноречивее слов.

Невербальные жесты Соответствие жестов и внутренних состояний Почему же невербальное общение — более информативное средство, чем вербальное? Секрет прост: в большинстве случаев оно непроизвольно и соответствует внутреннему состоянию говорящего, передает его истинное отношение, эмоцию. Мы нахмуриваем лоб, когда задумываемся, брезгливо морщимся при виде неприятного насекомого, расплываемся в улыбке, когда смотрим на любимого человека. Мы прикладываем ладонь к заболевшей части тела, скрещиваем руки на груди, когда замерзли или хотим «закрыться», нервно поправляем волосы в момент волнения. Невербальные жесты красноречивы. Но, несмотря на их непроизвольный характер, можно научиться управлять ими. Тогда для говорящего они станут верным помощником. Представьте дирижера, оперирующего с помощью тонкой палочки целым оркестром, или регулировщика, направляющего жезлом мощный поток машин. Своими движениями любой сможет так же управлять аудиторией.

Есть и обратная сторона. Умело расшифровывая язык тела, удастся лучше понимать значение реакции окружающих. У собеседника дернулось веко, аудитория начала вертеться, любимый человек нервно сглотнул, когда вы задали ему невинный вопрос? Такое поведение — проявление внутренних состояний. Какие жесты и позы уместны в презентации Поговорим подробнее, какую позицию должно занимать тело, как правильно жестикулировать и какое выражение уместно придать лицу во время публичного выступления. Если все сделать правильно, то получится прочно завладеть вниманием публики, поддерживать ее интерес в процессе произнесения речи и надолго запомниться после. Видео: эффективная поза оратора Положение тела В психологии публичных выступлений огромную роль играет поза. С ее помощью умелый оратор демонстрирует открытость, уверенность и доброжелательность. Самые неудачные варианты поз — закрытые перекрещенные ноги, сложенные на груди руки.

Неблагоприятное впечатление складывается, если спикер неуверенно топчется, переминается с ноги на ногу. Другая крайность: оратор стоит как часовой по стойке смирно, практически не шевелясь, ноги словно склеенные, а руки неподвижны. Зритель быстро устанет от такого выступающего и переключится на свои мысли или дела. Произнося речь, рекомендуется стоять лицом к зрителю. Ноги можно расставить, но лишь слегка. Слишком широкая постановка выражает надменность и агрессию. Лучше слегка развести носки, плотно упираясь обеими ногами в пол. Другой удачный вариант — слегка выставить одну стопу вперед, перенеся вес тела чуть назад или подать тело немного вперед.

8 обязательных элементов в выступлении выдающегося оратора

В ораторском искусстве используются: Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Эмоциональные жесты. Передают оттенки чувств сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука. Указательные жесты. Рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать. Изобразительные жесты. Наглядно представляют предмет, показывают его. Символические жесты.

Несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности отмашка кистью правой руки , жест противопоставления кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь» , жест разъединения ладони раскрываются в разные стороны , жест обобщения овальное движение двумя руками одновременно , жест объединения пальцы или ладони рук соединяются. Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А.

Повышают доверие очки в темной оправе. Манера выступления П.

Сопер писал, что манера выступления важнее, чем внешность оратора - манера заставляет забыть о внешности. Какова же оптимальная манера выступления? Она должна удовлетворять следующим требованиям. Энергичность изложения Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы». Физическая бодрость, подвижность Уверенный внешний вид Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. Необходимо выше держать подбородок; стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям.

Карнеги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги... Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты». Дружеский, интимный тон Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере. Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит. Надо всячески подчеркивать общность ваших личных проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории. Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами - это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие».

Расположение в аудитории Оратору в аудитории лучше стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед аудиторией, а не среди нее. Трибуны, возвышения, эстраду рекомендуется по возможности использовать как можно меньше. Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу «интимности общения», которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. Если слушателей менее 75 человек, то следует разговаривать с ними внизу, а не с возвышения, считает П. Движение Нельзя стоять в одной позе, необходимо двигаться Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории. Ходить необходимо преимущественно не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей - в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором.

Лучше всего углубляться не более чем на треть длины зала и при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом». Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека - только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него. При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться - это очень отвлекает слушателей. Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, поскольку это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор. Приближайтесь к слушателям Спускайтесь в зал, ходите по аудитории медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом , наклоняйтесь к слушателям. Если вы выступаете с возвышения - подходите к самому его краю. Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею. Взгляд Смотрите на аудиторию Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение.

Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, а это заставляет их слушать более активно и внимательно. Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится «даже не взглянул! Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально. В большой аудитории следует разбить всех слушателей на сектора и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов. Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей. Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, в окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы. Это ведет к утрате контакта с аудиторией. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно.

Смотреть на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно. Позы и жесты Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку. Подбородок должен быть слегка приподнят. Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут. Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о вашей неуверенности; Лучше стоять, чем сидеть.

Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция правило «вертикального доминирования» , тем он убедительней. Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним, это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы». От поведения оратора в аудитории очень часто зависит установление взаимодействия между оратором и аудиторией. При этом особое внимание следует обратить на ряд аспектов: 1 Восприятие оратора аудиторией первое впечатление. Это важно для каждого человека, но для оратора - вдвойне и даже втройне. Очень важно не обмануть ожиданий слушателей уже в момент своего самопредъявления. Все-таки я пойду ».

Что же необходимо иметь в виду оратору для того, чтобы аудитория воспринимала его правильно? Во-первых , первое впечатление - очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается. В дальнейшем его приходится корректировать, опровергать, менять, а это всегда предполагает большие усилия. Во-вторых , первое впечатление обычно далеко от истины. Психолог Л. Бодалев проводил такой эксперимент: один и тот же преподаватель по-разному входил в разные аудитории, и его соответственно по-разному оценивали. В-третьих , первое впечатление очень устойчиво. В-четвертых , оцениваются и запоминаются прежде всего индивидуальные качества оратора.

Оратор в принципе оценивается аудиторией как со стороны его объективных ролевых характеристик ученый, депутат, мужчина, женщина, писатель, комментатор, журналист и др , так и со стороны его индивидуальных личностных характеристик внешность, коммуникативное поведение, внутренние качества. В -пятых , основой первого впечатления является зрительный образ. И в том и в другом случае просили дать характеристику оратора. Трудно переоценить роль фигуры говорящего для успеха речи. Именно поэтому категорическому запрету подвергались доводы ad hominem. Сахарова и В. О влиянии личности оратора на восприятие его речи много пишут и в наши дни: «Оратор предсказуем. Аудитория, познакомившись с ним, уже знает, чего можно от него ожидать.

Образ оратора - гарантия устойчивости суждений и реакций на речь. Этой стабильности хочет аудитория. Поэтому оратор ради единства своего образа должен не изменять своим взглядам даже под страхом смерти... Это правильно, если отношение аудитории к оратору вызвано его речами и поступками. Однако бывает, что отношение обусловлено социальным, профессиональным или иным статусом говорящего. Таким образом, осмысление образа оратора важно как при анализе чужой речи, так и при подготовке своей. Следовательно; здесь имеем две составляющие: объективный портрет и статус. К объективной характеристике автора речи относится указание на его пол, возраст, профессию, квалификацию, взгляды и т.

Так, анализируя речи А. Очень важно иметь в виду следующее положение. Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает opaтоp, от личности самого оратора. Все, что оратор говорит, напрямую связывается слушателями с его личностью. У нас такой учитель! У нас такая учительница... Ученик неразрывно связывает предмет с его «интерпретатором ». То же самое делает и любая аудитория: запоминают оратора, а уже только потом - то, что он сказал: «Вот у нас выступал Н.

Выберите несколько человек, которые вас внимательно слушают, и переводите взгляд с одного на другого. При этом не останавливайтесь на ком-то одном долго. Каждый из слушающих должен быть убежден, что вы обращаетесь лично к нему. Глаза, по крайней мере в относительно небольшой аудитории, являются средством коммуникации. Улыбайтесь в меру.

Улыбка не должна быть постоянной или напряженной, как гримаса «улыбка-маска». Наряду с языком словесным в общении существует и активно используется иной, но также чрезвычайно важный код — «язык движений» рук, всего тела. Велика роль жестово-мимического кода в ситуации публичной речи. Владение «языком движений» — один из главных факторов внимания. В ораторской практике издавна принято выделять три «ступени» подвижности, определяющиеся размахом, амплитудой движения рук, — так называемые «малое», «среднее» и «большое» движения.

В одной аудитории люди реагирует на слова оратора, выражают свое отношение к словам говорящего, боятся пропустить каждое слово. Об этом говорят их эмоциональные ответы на шутки, обращения, а также поза обычно она бывает сосредоточенной. В другом зале люди могут не слушать оратора, даже если внешне там также тихо. В такой общности слушатели не хотят мешать оратору, думая о своих заботах и делах. Поэтому тишина не является критерием оценки степени контакта выступающего с залом. Как добиться взаимопонимания со слушателями К основным факторам взаимопонимания относят: реакция слушателей на речь оратора смех, возгласы, аплодисменты ; уверенность оратора в собственной речи умеющий построить контакт со слушателями человек говорят четко, уверенно ; актуальность преподносимой информации ее новизна, понятность, важность, интерес ; личность говорящего имеет значение репутация оратора, степень его эрудированности и привлекательности, важно также, принципиальный ли он. Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала.

Данное внимание людей становится постоянным или переменным, устойчивым или неустойчивым. Всё зависит от специфики обсуждаемого вопроса, степени его актуальности и уровня подготовки публики. Для установки взаимопонимания с залом когда оратор и аудитория едины говорящий должен учитывать социальный статус и уровень развития аудитории. Аудитория Слушатели занимают ключевое положение в построении ораторского искусства и речи. При этом выступающий человек должен учитывать, что в самом начале его выступления слушатели не становятся аудиторией. Чтобы это произошло, он должен создать особую атмосферу, которая будет поддерживать людей в одном эмоциональном состоянии. Чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание.

Важно, чтобы оратора слушало большинство людей по отношению к общему числу присутствующих. Признаки аудитории Сложившаяся аудиторная общность имеет ряд особых признаков, к которым относят: однородность; чувство общности; мотив действия. Однородность включает социальные факторы слушателей — их пол, возраст, статус, образование и профессиональные умения. Часто имеет значение и количество людей в зале.

Сергей Шипунов Харизматичный оратор. 4Глава Секреты эффективного обучения

157 Основные правила при движении 1. 20% на 80%. Двигаться полезно, но без фанатизма: не нужно мельтешить. Оптимально находиться в движении 20-30% времени, а 70-80% времени спокойно и стабильно стоять в основной позе оратора. Все ораторские выразительные средства, основанные на телодвижениях, такие, как поза, жестикуляция рук и мимика, мы называем поведением при произнесении речи. Лучше всего, когда поза спокойная, а жесты оратора свободны и упруги, а не небрежны и вызывающи. Можно прочесть много книг по этому вопросу, но ничто не сравнится с опытом, если речь идет о публичных выступлениях. Вот выводы, которые извлекли самые опытные в искусстве публичных выступлений ораторы. 1. Повторяйте, повторяйте и еще раз повторяйте!

Секреты успешного публичного выступления

В ораторском искусстве используются: Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Эмоциональные жесты. Передают оттенки чувств сжатый кулак, овальное движение руки , «отрубающая» фразу рука. Указательные жесты. Рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие , на которые можно указать. Изобразительные жесты. Наглядно представляют предмет, показывают его. Символические жесты. Несут определенную информацию.

К этой группе относятся жест категоричности отмашка кистью правой руки , жест противопоставления кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь» , жест разъединения ладони раскрываются в разные стороны , жест обобщения овальное движение двумя руками одновременно , жест объединения пальцы или ладони рук соединяются. Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость … Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Кони, «лицо говорит вместе с языком».

Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу И. Базовое положение рук «Не знаю, куда девать руки». Возможно, вам приходилось слышать это выражение от начинающих ораторов. Может быть, вы и сами себе иногда это говорили. Речь идет о базовом положении рук. Это тот аэродром, с которого руки стартуют, чтобы сделать жест, и на который возвращаются в моменты пауз, когда жестикуляция не нужна. Коко Шанель Руки за спиной в замке Чтобы совершить жест, рукам нужно по сложной траектории вынырнуть из-за спины, что-то показать и йотом обратно нырнуть за спину. Получается долю и сложно. Выбирая такую базу для рук, оратор практически лишает себя жестов. Руки в карманах Помним, что мелкие непроизвольные движения рук в карманах будят бурную фантазию у слушателей: что же там оратор ими делает? И потом, эта база для рук тоже лишает выступающего свободы движений. Руки перед собой в «позе медосмотра» В позе футболиста в стенке перед пробитием штрафного, защищающего причинное место. Правая рука обхватывает 1-2 пальца на левой руке Попробуйте прямо сейчас сделать это перед зеркалом. Вы убедитесь, что такая база для рук придает выступающему неуверенный и слегка испуганный вид. Удачные базовые положения Руки спокойно висят вдоль тела Классическое базовое положение для рук, которое можно рекомендовать практически всем. Это положение хорошо тем, что руки могут мгновенно стартовать, чтобы сделать жест, и так же мгновенно вернуться обратно. Руки с переплетенными пальцами на уровне живота Похоже на предыдущую базу для рук, только на этот раз пальцы рук переплетены друг с другом. Одна ладонь лежит на другой на уровне живота Для этого положения важно, чтобы руки не слишком сильно сжимали друг друга. Иначе получается то, что называется заламыванием рук.

Вялая речь — порок флегматичных и ленивых людей. Неуверенная речь характерна для ораторов, не имеющих ясного представления, что говорить дальше. Сдавленность сильно вредит качеству звука. Недостатки тембра: а одышка; б хрипота; в резкость; г гортанность; д гнусавость. Виды и техника слушания. Умение слушать является одним из главных показателей культуры человека. Виды слушания. Можно выделить следующие виды слушания: пассивное, активное, эмпатическое. В классификации представлено 9 "абстрактных типов" собеседников: Вздорный человек, "нигилист". Позитивный человек. Хладнокровный, неприступный собеседник. Незаинтересованный собеседник. Важная птица. Основные приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания. Используйте в речи неожиданную и не известную слушателям информацию, а также выпуклые формулировки с "оживляющим эффектом". На короткое время вызовите у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией, используйте этот период для подготовки слушателей к конструктивному выводу, для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции. Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории на предмете; это поможет выявить причинно-следственные и условно-следственные взаимосвязи между событиями, процессами и поведением людей. Основываясь на реальных фактах, делайте прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценности ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания. Сопоставление всех "за" и "против". В качестве обзора ознакомьте слушателей со своими аргументами "за" и "против" какого-либо мнения, мероприятия, концепции и т. Делегирование возможностей принимать решения. Апелляция к авторитету. Для подтверждения правильности собственных мыслей ссылайтесь на авторитет слушателей и авторитет науки.

Это означает, что с помощью жестово - мимических средств средств физического движения говорящий может вызывать у слушателей именно те эмоции, которые порождают эти характерные движения, проявляются ими. Конечно, реальный процесс общения значительно сложнее и приведенная здесь схема сильно его упрощает. Как и наши древние предки, мы подвластны распространенному в животном мире весьма общему поведенческому закону - закону подражания. Вероятно, он и лежит в основе таких явлений человеческого общения, как эмпатия. Все это свидетельствует о том, насколько важно для любого, кто часто говорит публично, владеть движениями своего лица и тела и уметь использовать их в качестве эффективных средств воздействия. Как этому научиться? Что для этого нужно знать? Совершенно ясно, что полная неподвижность во время речи невозможна и невыгодна. Чрезмерная подвижность тоже не годится: она только отвлекает внимание от смысла, а не помогает восприятию и пониманию. Значит, движение на трибуне вообще перед слушателями должно с чем-то соразмеряться. Существует общее правило: чем живее чувство, тем живее движение. В актерской и ораторской практике издавна принято выделять три «ступени» подвижности, определяющиеся размахом, амплитудой движения рук, - так называемые «малое», «среднее» и «большое» движение. При «малом» движении рука может подниматься и опускаться не выше уровня локтя. Кстати, имеется в виду, что человек, приступающий к речи, стоит свободно, спокойно опустив руки, а не вытянув их по швам. Еще один существенный принцип: движение должен быть естественно и разнообразно.

Популярные статьи:

  • Поза, жесты, мимика оратора, Этика делового общения
  • «Ораторский образ: невербальная компонента»
  • ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Часть 5. Техника речи. Жесты оратора.
  • «Ораторский образ: невербальная компонента»

Подготовка оратора и техника его речи

Мы нахмуриваем лоб, когда задумываемся, брезгливо морщимся при виде неприятного насекомого, расплываемся в улыбке, когда смотрим на любимого человека. Мы прикладываем ладонь к заболевшей части тела, скрещиваем руки на груди, когда замерзли или хотим «закрыться», нервно поправляем волосы в момент волнения. Невербальные жесты красноречивы. Но, несмотря на их непроизвольный характер, можно научиться управлять ими.

Тогда для говорящего они станут верным помощником. Представьте дирижера, оперирующего с помощью тонкой палочки целым оркестром, или регулировщика, направляющего жезлом мощный поток машин. Своими движениями любой сможет так же управлять аудиторией.

Есть и обратная сторона. Умело расшифровывая язык тела, удастся лучше понимать значение реакции окружающих. У собеседника дернулось веко, аудитория начала вертеться, любимый человек нервно сглотнул, когда вы задали ему невинный вопрос?

Такое поведение — проявление внутренних состояний. Какие жесты и позы уместны в презентации Поговорим подробнее, какую позицию должно занимать тело, как правильно жестикулировать и какое выражение уместно придать лицу во время публичного выступления. Если все сделать правильно, то получится прочно завладеть вниманием публики, поддерживать ее интерес в процессе произнесения речи и надолго запомниться после.

Видео: эффективная поза оратора Положение тела В психологии публичных выступлений огромную роль играет поза. С ее помощью умелый оратор демонстрирует открытость, уверенность и доброжелательность. Самые неудачные варианты поз — закрытые перекрещенные ноги, сложенные на груди руки.

Неблагоприятное впечатление складывается, если спикер неуверенно топчется, переминается с ноги на ногу. Другая крайность: оратор стоит как часовой по стойке смирно, практически не шевелясь, ноги словно склеенные, а руки неподвижны. Зритель быстро устанет от такого выступающего и переключится на свои мысли или дела.

Произнося речь, рекомендуется стоять лицом к зрителю. Ноги можно расставить, но лишь слегка. Слишком широкая постановка выражает надменность и агрессию.

Лучше слегка развести носки, плотно упираясь обеими ногами в пол. Другой удачный вариант — слегка выставить одну стопу вперед, перенеся вес тела чуть назад или подать тело немного вперед. Такая поза демонстрирует непринужденность и спокойную уверенность.

Главное, не переборщить. Другой полезный совет: голову держать прямо, а грудь слегка выставлять вперед. Эта невербальная поза показывает открытость и уверенность, позволяет лучше контролировать дыхание.

И еще: если показываете что-то на экране, подойдет «египетский разворот»: голова развернута в профиль к зрителю, а корпус — анфас. Боком к зрительному залу вставать не следует, спиной тем более. Случаются ситуации, когда спикер выступает сидя.

Вспомните, как Рузвельт убедил Сенат осенью 1940 года вмешаться в войну за океаном: «Если горит дом соседа, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся твой дом». Тренируйтесь: ваши метафоры могут стать магнитом для внимания аудитории. Это преувеличение через накопление слов и мыслей в целях усиления эмоциональности высказывания. При правильном использовании приема, вы сможете привлечь внимание сказанному и сделаете текст убедительным. Переход от частного к общему Этот прием идеально подходит, чтобы ответить обобщенно на частный вопрос. Например, вас спрашивают: «Изменяли ли вы своему партнеру?

Или политику задают вопрос , что он сделал для конкретного района, — а тот рассказывает, что сделано для города в целом. Прием от частного к общему идеально работает и как метод импровизации. Допустим, вас просят выступить на тему самопрезентации, а вы говорите о нетворкинге вообще и о месте самопрезентации в нем в частности. Это своеобразная закономерность, которую вывел американский психолог Джордж Миллер. В ходе исследований он пришел к выводу, что кратковременная память человека может удерживать в среднем 7 элементов, плюс-минус 2. Поэтому 5—9 слов — это идеальная длина предложений в устной речи и, конечно же, в вашем выступлении.

Краткость — лучшая рекомендация как для речи сенатора, так и оратора. Цицерон Быть кратким позволяет вопрос: «Работает ли это на мою цель или нет? Поэтому репетируйте свою речь, проверяйте её на лояльной аудитории, чтобы добиться того эффекта, который необходим именно вам.

Рассматривают люди в зале всё: начиная от внешнего вида человека, его стиля и до личных качеств. Успех имеет тот оратор, который учитывает это при построении выступления. Оратор, чтобы его можно было назвать профессиональным, должен быть: эрудированным; высокоинтеллектуальным; опрятным, притягивающим внимание.

Выступающий человек должен грамотно говорить, хорошо разбираться в теме, о которой говорит, так как его компетентность проверяется через вопросы публики. Оратор «Оратор» — многозначное слово. Слово может быть определено, как: человек, который выступает с публичной речью; человек, имеющий дар красноречия. Для говорящего перед аудиторией лектора существует ряд важных критериев, без которых выступление может быть малоэффективным. Требования к оратору Чтобы оратор был успешен у слушателей, во-первых, он должен быть опрятно и хорошо одет. Желательно, чтобы одежда не содержала ярких деталей и не была пестрых расцветок или необычных фасонов. Нужно всегда следить за чистотой вещей.

Во-вторых, важны личностные и поведенческие качества говорящего. Лектор не должен совершать лишних движений механического характера, так как это отвлекает аудиторию. Имеет значение поза выступающего: лектор должен стоять уверенно. Неуверенность или лишние раскачивания могут отрицательно повлиять на отношение публики. В-третьих, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией: во время доклада не отвлекаться на посторонние вещи, не оглядываться, не смотреть в окно. Главное — нужно заинтересованно смотреть на аудиторию, так как лекторы, смотрящие на слушателей отсутствующим взглядом, обычно воспринимаются сложнее. Охватывать взглядом сразу весь зал не нужно, достаточно переводить взгляд с одной части зала на другую.

Желательно, чтобы говорящий не читал материал с листка, а воспроизводил его по памяти, так как тогда восприятие материала публикой заметно улучшается.

При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора. Если соотношение частей нарушается, то снижается эффективность речи. Не существует универсальных правил построения выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели, задач, стоящих перед ритором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы структурирования речи. В частности, к основным относятся: 1 принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима; 2 принцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приберегаются к концу рассуждения; 3 принцип органического единства — распределение материала и распределение его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора; 4 принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. К основным элементам композиции традиционно относят: вступление, главную часть и заключение.

Сергей Шипунов Харизматичный оратор. 4Глава Секреты эффективного обучения

В этом случае необходимо продумать положение рук и ног, основные жесты и расположение мебели (стол, стул) вокруг себя. Следует избегать поз и жестов закрытости, которые могут быть интерпретированы слушателями как неопытность, застенчивость и неподготовленность оратора. Спустя время, новые движения принимаются телом, а жесты становятся естественнее, они требуют меньшей сосредоточенности. Навык переходит из сознательных движений в подсознательный навык. Позже, новые жесты станут вашими родными жестами. Существуют ли какие-то правила и универсальные приёмы жестикуляции? Игорь Родченко делится практическими советами для начинающих и опытных сайт. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления. Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Указывающие жесты оратора довольно просты, и их легко применять. Выступающий прибегает к ним, если нужно указать, например, на диаграмму, схему или рисунок, наглядное пособие. Передающие невербальные жесты подразделяются на эмоциональные, а также изображающие. Правильно подавать сигналы лицом и телом, а также интерпретировать мимику и жесты собеседника – полезное умение в разных профессиях, от психолога и бизнесмена до оратора и спикера презентаций. Рассмотрим, как выучить язык тела и научиться на нем «разговаривать».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий